Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бывают ситуации, когда недовольство вашего собеседника является обоснованным, а критические замечания справедливыми.


 

выпуск_15

Ошибки мышления или беседы для осознания: Восприимчивость к критике. Часть 3.

   Если у вас была такая возможность пообщаться с людьми, которые любят критиковать вообще, и вы уловили момент начала подобной критики, и успели спросить себя – обосновала эта критика или нет, а после этого смогли выслушать критикующего до конца и пересказать своими словами то, что вы услышали, тогда вы очень хорошо подготовились для проработки следующей информации.


   В первых двух частях мы говорили о неконструктивной критике. Но критика бывает и конструктивной.


   Бывают ситуации, когда недовольство вашего собеседника является обоснованным, а критические замечания справедливыми. Справедливой критику можно считать такую, когда критические замечания отражают реальное положение вещей. Обычно такие замечания конкретны и опираются на факты. Тогда единственно правильным ответим на справедливую критику будет являться согласие с ВОЗМОЖНОЙ правдой.

   Очень важно согласиться с критикой уверенным тоном и взять ответственность за свои действия, тем более, если существуют ошибки и недоработки в ваших действиях. Во-первых, мы все не идеальны, и ошибки могут быть у каждого. Во-вторых, признание сохранит доверие критикующего и даст возможность поиска совместных вариантов решения.


   Самое сложное в такой ситуации честно признаться себе, что вы что-то не доработали или сделали не должным образом. С одной стороны признание бьет по вашей самооценке, с другой стороны вы получаете возможность расширить границы вашего видения, и как следствие, увидеть ваш потенциал и ваши возможности. В подобном случае благодаря тому, что вам указали на ошибку, у вас появится возможность больше ее не совершать, т.е. стать лучше и совершеннее.


   Это уже поступок взрослого и уверенного в себе человека, каким, я надеюсь, вы и являетесь.


   Чтобы позитивно воспринимать критику и находиться в уверенной позиции, стоит помнить об важных убеждениях. Давайте о них и поговорим.


   В предыдущих темах я уже давала «инструмент» как можно сохраняя образ и изменяя убеждение растворить ограничение. Для того, чтобы конструктивная критика (и не конструктивная тоже) не ранила вас, разберем – какие убеждения способствуют нормальному восприятию.


  • Никто не безупречен, всем людям свойственно ошибаться.

   Приобретая такое убеждение, вы даете право на ошибку не только себе, но и вашему оппоненту. Если критика обоснованная, право на ошибку остается за вами. Если не обоснованная – право на ошибку остается за критикующим. Позиция равных.


  • Любой человек имеет право высказывать свое мнение, если ему что-то не нравится в поведении другого.

   Высказывать – да, а принять или не принять – это уже ваше право. Если человек заслуживает ваше доверие, то, скорее всего вы прислушаетесь к его словам, помня, что это его мнение, а не истина в последней инстанции. Если нет – оставьте ему право быть чем-то недовольным, в том числе и вами, хотя и в его мнении может быть крупица истины. Для того, чтобы не «завестись» на критику, можно спросить себя: «Какую цель преследует критикующий? Может быть он просто лишился чего-то, к чему привык. Или хочет, чтобы было так, как выгодно лично ему?» Подобные вопросы и ответы на них помогают сохранить равновесное состояние.


   «Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет — в этом моя свобода. Вы не можете мне их навязать».

   Из хасидской притчи.


  • Чтобы разобраться в сущности претензии, ее необходимо выслушать, что не обязательно должно означать, что вы с ней согласны.

   Если вы примете такое убеждение, то скоро заметите, что большая половина критики не имеет под собой основания. Может всего-навсего оказаться, что человеку необходимо просто высказаться. Когда вы выслушаете претензию, задайте вопрос, который будет связан с сущностью претензии.


  • Нет ни одной критики, из которой нельзя было бы извлечь для себя хоть какую-нибудь пользу и использовать ее для своего блага.

   Понятно, что мы реагируем не на саму претензию, а на форму ее подачи. Но в любой критике всегда можно найти какое-то зерно – увидеть, что вы на что-то не обратили внимание, узнать, что для критикующего наиболее важно и т.п. Поиск этого самого «зерна» поможет вам сохранить равновесное состояние.


  • Если кто-то вас критикует, это совсем не значит, что вы плохой, просто ваше поведение может кому-то не нравиться.

   Здесь могу предложить одно высказывание, которое помогает спокойнее воспринимать критику. Совсем не обязательно его озвучивать, можно просто держать в своей голове: «Я не купюра в 100 баксов, чтобы всем нравиться». Да и так, разве можно всем угодить? У всех же разные потребности и запросы, так и до нервного срыва недалеко будет, если всем угождать. А своя личная жизнь пройдет мимо.


  • Замечания не всегда делаются из желания навредить. Вам могут желать добра, но так, как его понимают сами.

   Так обычно критикуют близкие люди. Цель критики – помочь, но просто выбрана не та форма сообщения. И главная ошибка – критика идет из своего понимания, своего знания и прочувствования и проецирование на вас, словно вы так же думаете, чувствуете и понимаете. Совсем не учитывается, что вы – другой, что ситуацию можете видеть с другой стороны, и опыт имеете другой и т.п.


  • Если вас критикуют, значит, верят в ваши способности действовать без сбоя.

   Если критику рассматривать с такой позиции, то действительно, если вашим родителям или вашему начальнику нет до вас дела и они не верят в то, что вы можете больше, то и не стали бы вас критиковать, давно бы махнули на вас рукой как на безнадежного. Но в вас верят, поэтому и делают замечания, только опять выбрана не та форма подачи.


  • Возможно, критикующий чувствует угрозу своим интересам и связывает ее с вами.

   Агрессия может появиться только из-за потери чувства безопасности, и хоть с вами это может быть связано косвенно, однако критика может быть обрушена именно на вас. Если в ваших планах и намерениях нет желания причинить вред, тогда и реагировать на подобную критику нет ни какого смысла.


  • Часто обвинения критикующего бывают способом выразить жалобу.

   Не все люди способны высказать спокойном тоном свое недовольство или жалобу, боясь показаться слабым и неуверенным. Тогда получается, что нападение – лучшая защита, именно так и появляется подобная критика. Запомните, что именно в такой позиции, в такой критике скрывается неуверенность в себе и страх, что его могут проигнорировать.

  • Критикующий может находиться в сильном эмоциональном напряжении и плохо владеть собой.

   Если человек чем-то раздражен и не умеет управлять своими эмоциями, находится в панике, чем-то сильно расстроен, то для него достаточно совсем малого повода, чтобы обрушить свои эмоции и свое состояние на собеседника в виде критики.

   Ему плохо, и вы можете быть тут совершенно ни при чем, просто оказались не в том месте и не в то время. Лучше помогите критикующему успокоиться, дайте ему возможность высказаться, а потом попытайтесь выяснить смысл недовольных реплик. Ваше внимательное отношение и поддержка помогут прийти критикующему в себя и справиться с эмоциональным напряжением.


   Делаем выводы: чтобы у вас появилась возможность принять критику, вспомните наиболее подходящее к ситуации позитивное убеждение и задайте себе два основных вопроса:

  • В чем суть претензии.

  • Как исправить ситуацию к лучшему.


   Просмотрите еще раз убеждения, способствующие адекватной реакции на критику. Вспомните – кто и как часто вас критикует, какое именно убеждение подошло бы к этому случаю. Еще раз прочитайте о нем и поразмышляйте, так, чтобы это убеждение стало вашим. Подготовьте себя заранее, что в следующий раз вы сознательно измените реакцию на критику. И наконец, сделайте это!


   Для того чтобы критика не стала просто эмоциональным выбросом, необходим конструктивный диалог с оппонентом. Об этом мы поговорим в 4 части статьи.


  С уважением

  Татьяна Ушакова.

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное