Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Каждый реагирует на критику по-своему.


 

выпуск_13

Ошибки мышления или беседы для осознания: Восприимчивость к критике. Часть 1.

  Каждый реагирует на критику по-своему, кто-то испытывает чувство вины, у кого-то понижается  самооценка, у кого-то просыпается агрессия, кто-то входит в раздраженное состояние из которого трудно потом выйти…

       

  Можно написать так: «Старайтесь воспринимать все спокойно, услышьте своего собеседника…» и тому подобное. Только в моменты, когда нас критикуют, мы напрочь забываем все советы и начинаем реагировать так, как привыкли реагировать всегда.

 

  Чтобы раз и навсегда перестать негативно реагировать на критику, необходимо найти корни такого восприятия. Но это уже не в формате записей в блоге. Поэтому сначала выясним – что такое критика, и какая она.

 

  Критика – от греческого: искусство разбирать, судить.

  Критику применяют тогда, когда хотят обсудить что-то с целью дать оценку, или вынести отрицательное суждение с целью указания недостатков, или проверить достоверность чего-то.

 

  Мы уже привыкли, что критика несет только отрицательный посыл. Почему именно так мы воспринимаем?

  На это есть несколько причин. О некоторых сейчас и поговорим.

 

  Если критика дает ощущение безвозвратной потери или невозможности что-то исправить, изменить что-то, то мы воспринимаем ее как фатальную критику. Ведь события уже произошли и мы не можем вернуться в прошлое, чтобы что-то изменить. Ситуация тупиковая.

  Чаще всего такая критика применяется в семьях, когда муж или жена указывают, что поступить нужно было так-то и так-то. Но ситуация-то уже случилась! И критика здесь не уместна, если бы муж или жена знали, как НАДО было поступить ПРАВИЛЬНО, то они, скорее всего, так и поступили. Чаще всего такая критика заканчивается ссорой или размолвкой.

 

  Следующей критикой, дающей отрицательный посыл, можно назвать назидательную критику. Например, когда мама заканчивает свой монолог с сыном словами: «Ты понял, как надо было поступать!» или «Надо было слушать, что я тебе говорила!» Ребенок в такой ситуации будет воспринимать, что к нему просто-напросто придираются.

 

  Далее. Неконструктивная критика – критика идущая «в одни ворота», когда критикующий дает выход своим эмоциям, и, распалившись, не может вовремя остановиться. Подобная критика либо подавляет, либо вызывает отторжение, или противоборство.

 

  Наиболее болезненно воспринимается критика с негативным обобщением. Причем обобщения могут делаться только по одному конкретному случаю. Выражение «ты всегда…» или «ты постоянно…», или «если бы ты приложил усилия, то у тебя бы все получилось» вызывают противодействие. Человек либо начинает оправдываться, либо доказывать, что это единичный случай, либо просто перестает обращать внимание на критикующего.

 

  Понятно, что ни в одном из этих случаев критика не способствует пониманию ситуации и эффективному взаимодействию.

 

  Вспомните какой-нибудь случай, когда направленную на вас критику вы воспринимали как несостоятельную.

  Что вы чувствовали, когда вас критиковали?

  Как вы воспринимали критику? Молча выслушивали замечание или пытались что-то объяснить?

 

  Если вы негодовали и пытались что-то объяснить в ответ на замечание, то подобная критика скорее вас подавляла, чем придавала энтузиазма.

 

  Вспомните, как вы сами кого-то критиковали в последний раз. Что чувствовал критикуемый, и как воспринимал вашу критику?

 

  Мы не можем изменить другого человека, но мы можем увидеть свою реакцию на неконструктивную критику. И только после этого заменить свою привычную реакцию на ту реакцию, которая является для вас желаемой.

 

  Если вам интересно исследовать свои реакции и заменить их на другие, более комфортные для вас, ответьте для себя на три вопроса:

 

1.   Как Вы реагируете на критику?

2.   Как хотели бы реагировать?

3.   Как вы отличаете обоснованную критику от необоснованной?

 

 

С уважением

Татьяна Ушакова

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное