Ошибки мышления или беседы для осознания: Восприимчивость к критике. Часть 1.
Каждый реагирует на
критику по-своему, кто-то испытывает чувство вины, у кого-то понижается самооценка, у кого-то просыпается агрессия,
кто-то входит в раздраженное состояние из которого трудно потом выйти…
Можно написать так:
«Старайтесь воспринимать все спокойно, услышьте своего собеседника…» и тому
подобное. Только в моменты, когда нас критикуют, мы напрочь забываем все советы
и начинаем реагировать так, как привыкли реагировать всегда.
Чтобы раз и навсегда
перестать негативно реагировать на критику, необходимо найти корни такого
восприятия. Но это уже не в формате записей в блоге. Поэтому сначала выясним – что
такое критика, и какая она.
Критика – от
греческого: искусство разбирать, судить.
Критику применяют тогда, когда хотят обсудить что-то с целью
дать оценку, или вынести отрицательное суждение с целью указания недостатков,
или проверить достоверность чего-то.
Мы уже привыкли, что
критика несет только отрицательный посыл. Почему именно так мы воспринимаем?
На это есть несколько причин. О некоторых сейчас и
поговорим.
Если критика дает
ощущение безвозвратной потери или невозможности что-то исправить, изменить
что-то, то мы воспринимаем ее как фатальную критику. Ведь события уже произошли
и мы не можем вернуться в прошлое, чтобы что-то изменить. Ситуация тупиковая.
Чаще всего такая критика применяется в семьях, когда муж или
жена указывают, что поступить нужно было так-то и так-то. Но ситуация-то уже
случилась! И критика здесь не уместна, если бы муж или жена знали, как НАДО
было поступить ПРАВИЛЬНО, то они, скорее всего, так и поступили. Чаще всего
такая критика заканчивается ссорой или размолвкой.
Следующей критикой,
дающей отрицательный посыл, можно назвать назидательную критику. Например, когда
мама заканчивает свой монолог с сыном словами: «Ты понял, как надо было
поступать!» или «Надо было слушать, что я тебе говорила!» Ребенок в такой
ситуации будет воспринимать, что к нему просто-напросто придираются.
Далее. Неконструктивная
критика – критика идущая «в одни ворота», когда критикующий дает выход своим
эмоциям, и, распалившись, не может вовремя остановиться. Подобная критика либо
подавляет, либо вызывает отторжение, или противоборство.
Наиболее болезненно
воспринимается критика с негативным обобщением. Причем обобщения могут делаться
только по одному конкретному случаю. Выражение «ты всегда…» или «ты постоянно…»,
или «если бы ты приложил усилия, то у тебя бы все получилось» вызывают
противодействие. Человек либо начинает оправдываться, либо доказывать, что это
единичный случай, либо просто перестает обращать внимание на критикующего.
Понятно, что ни в
одном из этих случаев критика не способствует пониманию ситуации и эффективному
взаимодействию.
Вспомните какой-нибудь
случай, когда направленную на вас критику вы воспринимали как несостоятельную.
Что вы чувствовали, когда вас критиковали?
Как вы воспринимали критику? Молча выслушивали замечание или
пытались что-то объяснить?
Если вы негодовали и
пытались что-то объяснить в ответ на замечание, то подобная критика скорее вас
подавляла, чем придавала энтузиазма.
Вспомните, как вы
сами кого-то критиковали в последний раз. Что чувствовал критикуемый, и как
воспринимал вашу критику?
Мы не можем изменить
другого человека, но мы можем увидеть свою реакцию на неконструктивную критику.
И только после этого заменить свою привычную реакцию на ту реакцию, которая
является для вас желаемой.
Если вам интересно
исследовать свои реакции и заменить их на другие, более комфортные для вас,
ответьте для себя на три вопроса:
1.Как
Вы реагируете на критику?
2.Как
хотели бы реагировать?
3.Как
вы отличаете обоснованную критику от необоснованной?