Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] Преподавательская деятельность

Здравствуйте!

Здесь была затронута тема преподавания компьютерной грамотности. Однако это далеко
не единственный предмет, который люди с нарушениями зрения могут преподавать.
Причём, не только в реабилитационных центрах или специализированных школах, но
и в училищах и университетах общеобразовательного цикла. Мне кажется, что эта
тема (тема преподавательской деятельности) весьма актуальна для нас. Ведь именно
кресло педагога зачастую представляется наиболее удобной и ясной перспективой
для тех, кто заканчивает ВУЗы. Особенно, по таким широко распространённым специальностям,
как филология, история, математика. А теперь ещё и психология. Лично меня преподавательская
деятельность не слишком привлекала. До некоторого времени даже страшила. Нет,
выступать перед равной аудиторией - это одно. Совсем другое, когда необходимо
выйти перед аудиторией, во-первых, весьма многочисленной, а во-вторых, абсолютно
зрячей. Тем не менее, многие незрячие (даже тотальники) свободно преподают в
университетах. Думаю, что всем им есть что рассказать, поделиться мнениями и
впечатлениями. Может быть, какими-то особенностями или спецификой.
Подобную тему я поднимаю только сейчас по одной простой причине (хотя она, в
сущности, была интересна мне и раньше): появилось с чем сравнивать, появился
определённый опыт в работе со зрячей аудиторией. Поэтому вдвойне любопытно послушать
то, что скажут те, кто более сведущ и кто занимается преподаванием не первый
год.
Поделюсь своими страхами, которые возникали до того, как пришлось впервые занять
место преподавателя. Конечно, не хочется в них признаваться. Наверное, было бы
благоразумнее высоко вздёрнуть нос и горделиво заявить, что всё давалось очень
легко и без малейшего волнения. Но это не так. Да, потом, уже в процессе, было
совсем просто, как будто всю жизнь этим занималась, однако сомнения терзали.
Например, жутко страшил тот факт, что текст лекции нужно держать в уме и не стоит
уповать на бумажные подсказки, которыми могут пользоваться зрячие преподаватели.
Хотя нет, конечно, даже не это тревожило в первую очередь. Естественно, мучил
извечный вопрос о том, как студенты примут меня и как будут смотреть на то, что
преподаватель не совсем обычный, мягко говоря. Психологически было непросто справиться
и с тем, что не хватало визуального контакта с аудиторией, когда ощущаешь во
взглядах слушателей либо заинтересованность, либо улавливаешь ту тонкую грань,
когда то, что ты рассказываешь, становится скучным и нужно как-то разрядить обстановку.
Понимаю, что многое приходит с опытом и практикой. Но все мы когда-то заходили
в класс впервые. И было бы полезно узнать, чего ждать, к чему готовиться, если
ты собираешься стать преподавателем? Предлагаю поговорить на эту тему. Знаю,
что в нашем диск. листе есть преподаватели университетов с большим стажем. Надеюсь,
они смогут рассказать нам, новичкам, в чём мы не правы, развеять наши сомнения,
суеверия, страхи.

Администратор реабилитационного портала "ФЕНИКС",
Светлана Медведева, г. Одесса
mailto:project_fen***@i*****.ru
http://fenix.mostinfo.ru
msn:cilhant***@i*****.ru icq:312691558

Ответить   Sat, 3 Mar 2007 20:47:31 +0200 (#645301)

 

Ответы:

Здравствуйте, Светлана!
Я учусь в Москве, в одном из университетов. Моей будущей специальностью является
специальность "Социальная педагогика". Несмотря на то, что я учусь заочно, что
ещё не было практики, уже знаю, что мне не устроиться работать в школу, где я
училась. Остаётся надеяться на преподавание в университете. Мне тоже раньше не
хотелось откровенно говоря идти в педагоги, так как я считала, что это не по
мне, что работа педагога заключается в том, чтобы учить детей. Однако сейчас
я понимаю, что эта профессия- многогранна, интересна, имеет много ответвлений,
каждое из которых может быть ближе к мировоззрению человека. Быть может, я загляну
в даль, говоря о том, что я уже выбрала предмет преподавания в университете.
Однако и здесь могут возникнуть ситуации, от которых можно легко затеряться.
Этот предмет связан с историей, а значит в нём нужно знать события, даты, прочие
факты, которые требуют если не точности, то внимательности как от преподавателя,
так и от студентов. Наверное вы согласитесь со мной, ежели я скажу, что есть
люди, воспринимающие информацию на слух, а есть и те, котолрым надо дополнительно
написать на доске например даты жизни учёного или время, когда были написаны
те или иные его труды. Может быть, этот вопрос, который меня интересует, покажется
не столь заострённым, но всёже- как вести себя, ежели я, например, могу громко
сказать и даже повторить, а вот с написанием зрячих цифр на доске- проблема?
Опять же, правильно вы сказали, что нужно стараться слышать не только свой голос,
но и уловить настроение студентов.

Екатерина.

Ответить   Sat, 3 Mar 2007 22:06:38 +0300 (#645304)

 

Здравствуйте, Светлана и другие участники рассылки!

Выписали:
Тем не менее, многие незрячие (даже тотальники) свободно преподают в

В настоящее время я преподаю экономические дисциплины в Российском
государственном социальном университете, расположенном в Москве. До этого
работал преподавателем вв других учебных заведениях проф. образования.
Поднятая Вами, Светлана, тема очень многогранна. На мой взгляд при ее
обсуждении было бы проще отвечать на конкретные вопросы. А пока остановлюсь
на трех указанных ниже моментах.

А я совершенно не стесняюсь пользоваться конспектом лекций, записанных по
брайлю, с первого дня преподавательской работы. Конечно, текст лекций можно
заучить наизусть, но зачем напрягать свой мозг лишней информацией, когда ее
можно зачитать? В некоторых случаях я все же читаю лекции по памяти. Это
происходит, если забудешь дома тетрадь, не успеешь переписать лекцию с
компьютера по брайлю, а иногда, прямо скажу, слегка пощеголять перед
студентами и продемонстрировать свои умения. Как я замечаю, чтение лекций
без конспекта производит на аудиторию благоприятное впечатление, но тем не
менее это не самое главное в работе, потому что говоря по памяти можно
забыть или слишком упростить какие-либо важные положения, например, выдержки
из законодательства.

Этот страх преодолевается со временем естественным путем. Я хотел бы
обратить внимание на такую особенность. Зрячие студенты, безусловно, смотрят
на нас незрячих настороженно, однако в этом есть свои плюсы, потому что они,
как правило, ведут себя спокойно и дисциплинированно, чем мы должны
пользоваться. Если незрячий преподаватель не упустит нить контроля за
поведением в аудитории, воспользовавшись благоприятным моментом с первого
занятия, то потом работать станет гораздо легче, хотя, сознаюсь, у меня
самого это получается далеко не всегда.

Психологически было непросто справиться

Здесь нужно полагаться на слух и улавливать реакцию студентов, а при
необходимости задавать вопросы в ходе занятия или вести диалог.

С уважением, Максим Чардымский.

Ответить   Максим Чардымский Sun, 4 Mar 2007 00:26:42 +0300 (#645360)