[LVR] Госдума предлагает установить образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Госдума предлагает установить образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
13 апреля 2012
Комитет Госдумы по образованию провел парламентские слушания на тему: "Инклюзивное
образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации:
проблемы отрасли и общества". В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, представители
федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти,
ученые, педагоги, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов.
Председатель комитета Александр Дегтярев отметил, что внедрение инклюзивного
образования сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды,
но и с препятствиями социального свойства. Это, в частности, стереотипы и предрассудки,
отказ учителей, школьников и их родителей принять такую форму обучения.
"Инклюзивное образование учит воспринимать инвалида как равного, с другой стороны
инвалид приспосабливается к тому, чтобы жить не среди своих, а как полноценный
гражданин среди всех", - сказал Дегтярев.
Замдиректора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России
Сергей Вителис сообщил, что нормы, регламентирующие особенности получения образования
инвалидами, включены в проект нового базового закона об образовании, который
готовит правительство. Он также отметил, что на создание сети базовых образовательных
учреждений общего образования для инклюзивного обучения выделено 9 млрд руб.
из федерального бюджета и примерно столько же из региональных. Это даст возможность
в течение пяти лет создать безбарьерную среду в 20% общеобразовательных школ.
По итогам обсуждения Федеральному Собранию рекомендовано включить в законодательство
об образовании нормы, обеспечивающие реализацию права всех нуждающихся
детей на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем детском возрасте,
право выбора образовательных учреждений - общих или специальных, гарантии
создания в образовательных учреждениях условий для обучения и воспитания лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, правительству предложено создать государственную систему учета, статистики
и мониторинга инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, что позволит прогнозировать их потребности в образовании
и психолого-педагогической помощи.
По мнению участников парламентских слушаний, необходимо установить специальные
федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, учитывающие необходимость специального обучения для глухих,
слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, а также для детей с умственной
отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.