[Гласность] Диалог в темноте призван разрушить стереотип восприятия незрячих люд
http://www.nb-forum.ru/otchety_455_1705
Ясность слова в темноте
21 февраля 2012
Автор: Дарья Осина, редактор портала
В середине февраля в Москву приехал социальный предприниматель профессор
Андреас Хайнеке, чья компания DIALOGUE SOCIAL ENTERPRISE ("Социальное
предприятие диалог") успешно работает в 34 странах, и в январе 2012-го
бизнес-тренинги DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS WORKSHOPS пришли в Россию.
11 февраля в "Школе управления Сколково" состоялась открытая лекция
профессора "Мифы и реальность социального предпринимательства", 13 февраля
прошел пилотный бизнес-тренинг "Диалога". Редактор Дарья Осина отправилась
на мероприятия и делится с читателям портала уникальными впечатлениями.
"Мифы и реальность социального предпринимательства"
Первая часть лекции - развенчание мифов. Факты выглядели ошеломляющими: 7
миллионов людей не имеют крыши над головой, 2,5 миллиарда живут без доступа
к воде и не имеют туалета, 40 000 детей каждый год умирают от голода, 1,4
миллиарда живут на 1,25 доллара в день. При этом общество потребления тратит
огромные средства на приобретение товаров и услуг - поверьте, эти цифры
недостойны быть названными в этой статье.
Лекция Андреаса Хайнеке прошла в секторе "Индия" На декоратинвые светящиеся
колонны дизайнеры "Сколково" поместили краткое описание MBA-программ
Эко-дизайн "Сколково" Что симполизирует фигура красного человека, дизайнеры
оставили за скобками...
Профессор Хайнеке также рассказал о двух самых известных фондах поддержки
социальных инициатив и социальных предпринимателей в мире - это Фонд Билла
Дрейтона "Ашока", США, и Фонд поддержки социальных предпринимателей Клауса
Шваба, Швейцария. "Ашока" поддержал за время своего существования 3000
социальных предпринимателей, Фонд Шваба - 800 проектов. Андреас Хайнеке -
дважды лауреат премии Фонда Шваба за свой проект "Диалог в темноте",
призванный разрушить стереотип восприятия незрячих людей в мире.
"Меня часто спрашивают, почему и как я решил основать такую необычную
компанию ("Социальное предприятие диалог" - это "Диалог в темноте", Dialogue
in the dark, и "Диалог в тишине", Dialogue in silence). Я долго думал над
этим вопросом и вспомнил несколько ситуаций, которые случились со мной в
жизни и перевернули мое сознание. Когда мне было лет 8-9, я впервые испытал
боль. Это была не физическая боль, а скорее, душевная. Одного мальчика в
моем дворе все время обижали сверстники, над ним смеялись и потешались. И
мне было ужасно стыдно за самого себя, за то, что я не мог преодолеть страх
и вступиться за этого безобидного мальчишку. Это был первый поворотный пункт
в моей биографии. Через несколько лет, когда мне было уже 13, я испытал шок.
Я вырос в Германии, в обычной семье среднего класса. Однажды я увидел по
телевизору документальную ленту о том, как евреев сгоняли в поезда и
вывозили из страны. И я спросил маму, зачем солдаты делали это и куда
увозили людей. Мама заплакала: ее родители-евреи пали жертвами этих
репрессий. Но мой папа евреем не был, и получалось, что в моей семьи, с
одной стороны, были убийцы, а с другой - жертвы. Осознание этого изменило
всю мою жизнь. И еще одна эмоция, которая повлияла на мой жизненный путь, -
смущение. Однажды в качестве корреспондента одного издания я должен был
взять интервью у незрячего мужчины. Каково же было мое удивление, когда я
пришел к нему домой и увидел перед собой рослого мужчину, такого здоровяка,
что я даже сразу и не понял, что он меня не видит, и даже спросил, где же
тот, у кого я должен взять интервью: В тот момент я понял, что мой
стереотип - что все незрячие нуждаются в помощи и сочувствии - был разрушен
раз и навсегда. Незрячие люди на самом деле не меньшинство. На Земле 130
миллионов слабовидящих людей, 40 миллионов из них - незрячие.
Андреас начинает лекцию. Сравнительная таблица: бизнес vs социальное
предпринимательство. Топ-10 социальных предпринимателей: Билл Дрейтон, Ашока
(в центре), Барт Ветйенс (HeroRats, Бельгия), Trishla Jasani (Childline,
Индия) и другие. Идеальный мир Андреаса.
Так как же я решил основать "Диалог в темноте"? Идеи не возникают на пустом
месте, должна быть личная, прожитая тобой история, которая спустя годы
вырисовывается в некую идею. Однажды в темной комнате я вдруг почувствовал,
как мысли мои унеслись куда-то далеко: И вдруг: вот оно! Я почувствовал себя
ослепшим. И я понял, какую историю хочу рассказывать людям.
Я должен признаться, что не умею долго почивать на лаврах: проект завершен,
и я очень быстро начинаю чувствовать неудовлетворенность и понимаю - нужно
достичь больших результатов. Вот и немецкий экзистенциалист Мартин Бубер
говорит, что единственный способ чему-то научиться - это находиться в
постоянной готовности к неожиданности, быть все время начеку. Эти 24 года,
что существует "Диалог в темноте", я нахожусь именно в таком состоянии. В
2011 году наше социальное предприятие стало абсолютно прибыльной компанией.
При этом я, основатель и главный вдохновитель "Диалога", по образованию не
экономист, и я каждый раз удивляюсь: как, мы еще на плаву?! Между тем
"Диалог в темноте" растиражирован в 170 городах - в 34 странах. Мы дали
работу 7000 человек, и за 24 года существования у нас побывало 7 миллионов
посетителей. Сегодня у нас работает 18 выставочных залов, где мы доказываем
всем посетителям: незрячие люди прекрасно ориентируются в мире, они не
нуждаются в жалости и готовы стать полноценными членами общества. Мы
погружаем посетителей в полную темноту и ведем по выставке - по лесу, через
мост, долго-долго, чтобы каждый человек мог прочувствовать и понять, как
окружающую действительность воспринимает незрячий, понять и испытать новые
ощущения. Я знаю, что люди пока не научились позитивно воспринимать
незрячих. Нам, работающим в "Диалоге в темноте", хочется избавить людей от
стереотипов и дать обществу новое понимание мира незрячих, а тем, кто
работает в "Диалоге в тишине", - мира глухих.
Для социального предпринимателя деньги - это просто энергия, она необходима
для того, чтобы креативность могла выжить. Для меня, как для социального
предпринимателя, нет полного решения социальной проблемы, нет окончания,
некоего предела совершенству. Как только я достигаю результата, чувствую
пустоту внутри и понимаю: я должен сделать больше!
Бизнес-тренинг в темноте
Помимо выставочных экспозиций "Диалог в темноте" проводит бизнес-тренинги,
которые теперь открываются и в Москве. Нам удалось побывать на одном из
пилотных тренингов 13 февраля.
На пилотный тренинг собрались известные немецкие журналисты, молодые
германоведы - студенты Свободного русско-германского института публицистики
при журфаке МГУ, зарубежные ученые.
Фирменные цвета "Диалога в темноте" - в яркой красно-оранжевой гамме.
Менеджер Ольга объясняет, что трость необходимо надеять на запястье, чтобы
не потерять в темноте. Водить не отрывая от пола, чтобы не задеть рядом
стоящих людей - правило темноты.
Рано утром группа участников собралась на улице Бахрушина на один из первых
бизнес-тренингов DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS WORKSHOPS (проект DIALOGUE
SOCIAL ENTERPRISE реализуется в России компаниями "Маркеткомпас" и "РУССКИЙ
КОНСАЛТИНГ"). Опаздывать нельзя - в 9 людей уведут в темноту: Перед началом
в светлом фойе на фоне плотного черного бархатного занавеса на дверном
проеме менеджер Ольга встречает всех и кратко рассказывает, как вести себя в
темноте. Нам раздают трости для незрячих и учат, что надо обязательно
повесить ее на запястье, чтобы не потерять, водить, не отрывая от пола,
чтобы не задеть и не ударить рядом стоящего человека, идти, ведя правой
рукой по стене. Ольга приоткрывает бархатный занавес, и мы ныряем в темноту.
Ориентироваться на ощупь и голос оказывается не так-то страшно, как будто
снова становишься маленьким и играешь в какую-то игру, понимая, что скоро
она закончится. Но дальше, на протяжении двух часов твое сознание
переворачивается, и на свет ты выходишь заново повзрослевшим и даже немного
другим: с пониманием, что слышать людей - очень сложное умение, что
понимание человека часто оказывается мнимым, а визуальное восприятие
наверняка обманчиво. В течение двух часов команда "Диалога в темноте"
предлагает вам решить несколько заданий, разбив людей по группам. Группа -
маленький аналог компании, где для успешного выполнения очень простого
задания надо работать слаженно, грамотно: каждому выбрать себе роль (кто -
лидер, кто - послушный исполнитель), действовать спокойно и быстро,
договориться о стандартах, найти взаимопонимание и т. д. и т. п. Эти общие
слова, обычно транслирующиеся во всех компаниях как корпоративная культура,
для команды людей, попадающих в темноту, оказываются на вес золота. Не буду
раскрывать всех тайн и подробно рассказывать, какие три или даже четыре
задания мы выполняли в темноте. Скажу только, что единственное, что
оказалось одинаковым у всех участников нашей команды, стало унифицированным
стандартом, от которого мы смогли оттолкнуться как от общей точки опоры,
стала: веревочка от трости. Маленькая, простая и одинаковая, она связала нас
и помогла договориться. Через два часа, когда мы уже привыкли
ориентироваться в темноте, стали лучше друг друга слушать и слышать,
определились с лидером и нашли уникальный принцип - не бояться отдавать
инициативу руководить выполнением задания тому, кто чувствовал в себе силы,
что сможет справиться с заданием лучше всех: Вдруг настала пора включать
свет, и еще два часа мы провели с бизнес-тренером, анализируя свое
поведение, принятые решения и совершенные ошибки. Поделюсь только одним:
когда нас попросили всего лишь разлить себе чай-кофе, нарезать торт, взять
себе приборы и посуду, словом, устроили кофе-брейк в темноте, я прониклась
невероятным уважением ко всем слабовидящим или совсем незрячим людям. Для
меня это было самое простое и одновременно самое сложное задание.
Андреас Хайнеке, основатель DSE, и Тобиас Райзнер, генеральный директор
компании "Маркеткомпас", которая на основе лицензионного соглашения
реализует проекты DIALOGUE IN THE DARK BUISENESS WORKSHOPS, Dialogue in the
Dark и Dialogue in Silence в России, Украине и Казахстане. Профессор Андреас
Хайнеке верит, что можно разрушить стереотипное восприятие незрячих людей и
воспитать к ним позитивное отношение. Янина Урусова, заместитель
генерального директора компании "Маркеткомпас", и Даниэла Димитрова,
международный тренер DSE.
В течение двух часов в темноте мы, сидя в кругу за столом и выполняя
задания, нервничали, старались справиться с волнением, сосредоточиться,
собраться, наш пульс бился то быстрее, то медленнее, а за выполнением
заданий следила наставник Татьяна, спокойным голосом направляла нас, слепых
котят, не боясь темноты, готовая отозваться и прийти на помощь в любой
момент. Говорят, что даже через пять лет участники бизнес-тренинга "Диалога
в темноте" помнят имя своего наставника. Думаю, что не только имя, но и то
чувство восхищения и уважения, которые неожиданно для себя испытали люди к
незрячему, такому самостоятельному и уверенному в себе человеку.
Welcome to Moscow, DIALOGUE SOCIAL ENTERPRISE. We wish you success with all
our heart!
Официальный сайт бизнес-тренингов в темноте DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS
WORKSHOPS http://dialogue-workshops.ru
Отзывы о "Диалоге в темноте" вы можете прочесть здесь:
http://www.marketkompas.ru/ru/dialogue-dark.
До конца февраля на бизнес-тренинги действует скидка!
http://www.nb-forum.ru/devnews_156_1694.
О "Социальном предприятии Диалог": http://www.dialogue-se.com.
Благородный муж помогает людям увидеть то,
что есть в них доброго, и
не учит
людей видеть то, что есть в них дурного.
А низкий человек поступает наоборот.
- Конфуций
*
Данное сообщение прочли 107 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!