Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Примирительная встреча


Продолжение статьи из предыдущей рассылки [1] и еще раз про программу примирения

Примирительная встреча (программа примирения)

В каком же случае стороны действительно смогут удовлетворить свои потребности? По словам ребят, между участниками конфликта должен произойти откровенный разговор, где они смогут высказать друг другу свои претензии и переживания, а также примут решение, как разрешить ситуацию сейчас и как сделать, чтобы она не повторялась.

Но могут ли стороны сами провести такой разговор, если их захватили эмоции и недоверие? Как сделать, чтобы их встреча не превратилась в «стрелку» – «разборку»? Обычно затянувшийся конфликт как раз является знаком того, что помириться самостоятельно стороны по той или иной причине уже не могут. Поэтому нужен нейтральный посредник, ведущий встречи, который не будет никого ни обвинять, ни защищать, а будет контролировать соблюдение правил встречи. Всем участникам важна равная поддержка ведущего, иначе доверие и контакт с одной из сторон будут утрачены. При этом ответственность за разрешение ситуации передается самим сторонам.

Опираясь на потребности сторон, мы предлагаем организацию примирительной встречи, которая проводится по следующим правилам:

  • не перебивать говорящего (за этим стоит возможность каждому высказать свою позицию),
  •   воздержаться от оскорблений (чтобы каждый чувствовал свою безопасность),
  • сохранять конфиденциальность,
  • иметь возможность в любой момент покинуть встречу или переговорить с кем-то из участников наедине,

Однако стороны не готовы сразу к проведению такой встречи. Что им мешает?

  1.   Сильные эмоции участников конфликта не дают им возможности объективно оценивать ситуацию;
  2.  Стороны относятся с предубеждением друг к другу;
  3. Обычно стороны не высказывают свои истинные интересы, а прикрываются «красивыми» словами.
  4. У потерпевшего возникает стремление сильнее наказать обидчика, заставив его тем самым почувствовать ту боль, которую он принес;
  5. У участников уже есть свой способ разрешения конфликта (например, силовой). Но, как правило, человек в глубине души понимает, что этот путь не самый эффективный.

 Поэтому, сначала проводится предварительная встреча с каждой стороной конфликта индивидуально. На ней ведущий встречи, используя специальные коммуникативные техники[2], создает доверительные отношения, дает возможность каждому рассказать свою версию и объяснить причины произошедшего чтобы снять предубеждения. Это помогает участникам сбросить негативные эмоции, притупить агрессивные чувства (месть, ненависть и т.д.).

Затем ведущий вместе с каждым участником конфликта выясняет его потребности, а также рассматривает различные пути разрешения конфликта и предлагает участвовать в примирительной встрече. При этом ведущий программы не уговаривает человека, не дает советов и не устраивает расследования. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон, программа не проводится.

Если на предварительных встречах стороны дали согласие, то они встречаются за столом переговоров на примирительной встрече.

Первая задача примирительной встречи – наладить конструктивный диалог, в котором стороны смогут свободно рассказать друг другу о своих переживаниях и последствиях произошедшего, перестав видеть в сидящем напротив человеке врага.

В этом случае обидчик видит реального человека, которому он принес боль (а не абстрактный закон, который он нарушил), а также имеет возможность объяснить причины своего поступка. С помощью потерпевшего обидчик находит способ загладить вину, восстановить справедливость. Жертва оценивает искренность слов обидчика, и обе стороны обсуждают возможность примирения.

Таким образом, решается вторая задача примирительной встречи – самостоятельное разрешение сторонами ситуации и принятие на себя обидчиком ответственности за произошедшее. Если стороны самостоятельно приняли решение и считают его справедливым, то это является гарантией того, что их договоренности будут выполнены.

Третья задача встречи – предупреждение подобных случаев в будущем. Стороны обсуждают причины случившегося и способы нейтрализации этих причин. На этом этапе желательно присутствие социального работника, который предлагает помощь в социализации подростка (восстановление утраченных навыков взаимодействия, восстановление нарушенных социальных связей и т.д.). Достигнутые договоренности могут быть зафиксированы в реабилитационной программе.

Итак, в ходе программы примирения, состоящей из серии предварительных встреч, примирительной  встречи и реабилитационной работы, реализуются следующие принципы:

o       Конфликт должен быть разрешен самими участниками в ходе переговоров.

o       Основной фокус встречи – на нуждах жертвы, возникших в результате конфликтной ситуации

o       Ситуация по максимуму должна быть разрешена самим обидчиком (а не родителями, педагогами или милицией); в заглаживании всех последствий правонарушения и состоит ответственность обидчика.


[1] Эта статья была напечатана в журнале «Директор школы» и получила диплом лучшей авторской публикации года.

[2] Активное слушание, переформулирование, резюмирование, отражение эмоций, общение через вопросы и т.д.


В избранное