Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Новая тема: Служба примирения


Прошел Новый год. Конечно, дата в чем-то условная, но  принято в это время оглядываться назад и планировать будущее. То, что уже было описано в рассылке, может  решить большинство конфликтов (если пробовать на практике).

Вспомним: сначала в рассылке мы обсуждали, как самому справиться со своими конфликтами (см. в архиве рассылки http://subscribe.ru/archive/psychology.mediation), затем  как помочь другим через посредничество в конфликте (медиацию). Помогая другим - развиваешься сам. Раз объяснил, другой объяснил, а на третий и сам понял J. На практике это может происходить так: приходит кто-нибудь из ваших близких или знакомых начинает жаловаться на друга, товарища и брата, а вы в ответ: «Давай попробуем  втроем поговорить,  а я постараюсь, чтобы этот разговор был конструктивный и спокойный».

 Надеюсь, что у вас получается (а если нет - задавайте вопросы  konovalov-a@yandex.ru).  И теперь, если вы почувствовали уверенность в своих силах,  мы можем обсудить следующий шаг -  создание Службы примирения, в которую будут приходить люди за помощью в решении конфликта.

 Такая служба может быть создана там, где есть сообщество людей:  в школе, училище, ВУЗЕ, фирме, общинах и т.д.  или там, где государство пытается решать конфликты вместо людей: при суде, при Комиссии по делам несовершеннолетних, милиции, колонии.

Повторюсь в еще раз: основное отличие Службы  примирения от психологической службы в том, что  право и ответственность за нахождение выхода из ситуации передается самим участникам ситуации.  Что, в свою очередь, приводит поругавшихся к личностному росту, а значит, в будущем подобное скорее всего не повториться.

Рискнет ли кто-нибудь из читателей рассылки создать службу примирения? Мы готовы помочь. В мире они достаточно распространены. Половина школ Великобритании имеют программы медиации. Медиация в уголовном  процессе развита в той или иной форме во многих странах от Англии, Польши, Франции, Канады, Америки, Японии до Австралии и Новой Зеландии.

В Новой Зеландии большинство уголовных  дел решаются  общинным правосудием, когда вся община вместе с потерпевшими и нарушителями  в кругу обсуждает выход из создавшейся ситуации.

А что же в России? 

Медиация в уголовном процессе (восстановительное правосудие) существует в Москве, Тюмени, создается в Перми. Проведены десятки программ примирения.

Служба примирения при КДН работает в Урае.

Школьные службы примирения работают уже в 10 городах России.  Ими проведено порядка 500  примирительных встреч. Проводятся конференции, выступления но телевидении, издается методическая  литература.

В дальнейшем я подробно расскажу о Школьных службах примирения, поскольку я начинал этот проект в России и мне он ближе всего. Но если возникнут вопросы по организации медиации в суде, колонии, КДН -  можем тоже обсудить.

Мы уже отработали модель создания Службы примирения в школе, внедрили ее в нескольких школах  и  готовы налаживать сотрудничество с новыми партнерами.  

 

Для примера я приведу несколько кратких отчетов по программам примирения [1] в школе.

В большинстве случаев программы проводились

 и описывались подростками (их имена без отчеств).

Имена конфликтующих сторон изменены.

1 встреча

Источник информации: Воронова Дарья, как свидетель конфликта

Ведущие: Воронова Дарья, Шестакова Мария, Ефанов Владимир, Реунов Сергей

Фабула ситуации

Конфликт между учителем и учеником.

Ученик на уроке русского языка во время объяснения учительницы занимался своими делами. Учительница увидела это и спросила: «Что, всем наплевать на то, что я пишу на доске?»

На что ученик ответил «Да!». В ходе дальнейшего конфликта на его сторону также встал и класс

Учительница разозлилась и написала докладную директору, в которой  фактически был выражен ультиматум: или мальчик уходит из школы, или учительница не ведет этот класс.

 Ход и результат программы

Были проведены предварительные встречи, на которых девочки разговаривали с учительницей, а мальчики с подростком. Также с учительницей переговорила куратор Дурова Е.С. Стороны согласились на примирение сказав, что хотят уладить отношения.

На примирительной встрече учительница была расстроена и обижена, но призналась, что погорячилась. Она высказала желание переговорить с учеником. Ученик сожалел о совершенном. Он извинился, потому что не хотел продолжать конфликт.

Сторонам удалось высказать свои чувства и достичь взаимопонимания по поводу совершенного.

Учительница смогла вернуться работать в класс, докладную от директора забрала.

  

2 встреча

Источник информации - заявление от мамы одной из участниц конфликта, которое классный руководитель направила в службы примирения.

Ведущие: Воронова Даша,  Саидов Аюбджан,  Коновалов Антон Юрьевич

Фабула ситуации: Многолетний конфликт и драки между тремя девочками 7 «А» класса: Верой и Лерой с одной стороны и Лизой с другой.

Вера и Лера выказали свое недовольство по поводу агрессивного поведения, а также из-за того, что она берет их вещи. Также с их слов Лиза периодически стремится что-то получить первой, Они хотят удалить Лизу  из класса в параллельный, мотивируя это тем, что «ей там будет лучше» и «мы мучаемся, пусть и тот класс помучается».

Лиза очень эмоциональна и из-за болезненности отстает по учебе (в результате она на 2 года старше своих одноклассниц). Ее претензиями было то, что берут ее вещи, обижают ее словесно и физически.

Таким образом, примирительная встреча началась в ситуации, когда одна из сторон фактически  не высказала своего желания участвовать. Кроме того, Лизе требовалась помощь психолога. Однако мы приняли решение провести встречу.

 Ход и результат встречи

Лиза сказала, что ее сильно обижает такое отношение со стороны девушек, что ей очень нравиться класс, что она хотела в нем остаться. И что она просит прощения у девочек за свое резкое поведение. Также она рада, и что, наконец, она смогла высказаться. Изменение отношений между девочками было заметно по изменению их поз. Обе стороны легко пришли  к договоренности не брать без разрешения вещи друг друга. Однако неразрешимым остался вопрос контролирования Лизой своих эмоций.

Всеми участниками встречи в виде мозгового штурма предлагались разные варианты того, как они «сбрасывают» негативные эмоции. Из всех возможных вариантов Лиза сказала, что она будет просто поворачиваться и уходить от ситуации. На вопрос, действительно ли она сможет уходить и это ей поможет, Лиза сказала, что попробует. Поскольку здесь уже вопрос самоконтроля выходил за рамки Лизиной ответственности (в связи с ее психофизическим состоянием), было решено прекратить встречу и встретиться  с родителями Лизы для прояснения ситуации (что позже и было проделано).

Через неделю ведущая Даша Воронова связалась с Верой и Лерой Они сказали, что ситуация нормализовалась.

Лиза  встречалась с классным руководителем и благодарила ее за то, что ей впервые за эти годы дали возможность высказаться. Она сказала, что все хорошо и ей в классе намного легче.

 

3 встреча

Источник: заявление мальчиков (Руслана и Саши)

Ведущие: Хегай А., Зуева А.

Фабула: В течение четырех лет ребята (Руслан и Саша) регулярно обзывались на девушек, что часто заканчивалось драками. Ребята сказали, что Наташа часто вмешивается в дела ребят и принимает на свой счет то, что к ней не относится. Девочки, не имея признания в классе, очень болезненно реагируют на то, что о них говорят.

Мальчики не заинтересованы в учебе и на уроках им откровенно скучно. Когда они говорят о девочках, то допускают всевозможные пошлые и другие неприятные сравнения. Не то чтобы они хотят их обидеть (они обо всех так говорят), а просто то, что это резко воспринимается только раззадоривает их.

Именно это и становится причиной разборок на переменах. В разборки подключаются старшие братья, друзья и т.д.

Ход и результат встречи

Предварительная встреча была направлена на признание собственной ответственности за происходящее. То, что только они сами, а не администрация (к которой неоднократно обращалась) или брат (драки помогают максимум на неделю), не в силах понять, что происходит и это изменить.

Интересная деталь: Прошла программа в программе. На следующий день должна была состояться «стрелка» (драка). Мы выяснили, что причиной для этого стала неправильно понятая информация от их общего знакомого. После чего прямо в ходе программы ребята позвонили этому человеку и поняли, что информация была искажена. “Стрелку” отменили. После чего договорились, что по возможности они будут проверять слухи друг у друга.

Встреча была долгой, часа 4-5, с несколькими перерывами  (такая продолжительность редкость    А.К.). Были выбраны наиболее понимающие участники, и разговор с ними шел на основании их историй, а потом следовала просьба рассказать товарищам, что же они поняли.

Мальчишки поняли, что девочки обижаются тогда, когда всем остальным нормально, признали, что именно их поведение становится этому причиной, и признали это несправедливым.

Девочки поняли, что мальчишки не хотят их обижать, но сказали, что воспринимают такое прилюдное неприятное обсуждение как оскорбление.

Но они не могли самостоятельно найти решение (а ведущие не собирались подсказывать) Поэтому встреча не пришла к четкому результату. Скорее всего, причина в том, что они хотели, чтобы за несправедливость отвечал кто-то еще, а не они сами.

 

4 встреча

Ведущие: Горбунова Катя, Шибаева Саша.

Заявление поступило от учителя истории Даяновой В.И.

Фабула ситуации: Драка Димы и Эдуарда, которая произошла из-за шутки. Дима не понял шутки со стороны Эдуарда, и далее шутка переросла в серьезную драку между мальчиками.

Ход и результат программы

Оба мальчика высказали свое мнение и чувства по поводу этой ситуации. Дима согласился на примирительную встречу потому что был напуган, что конфликт может поступить в отделение милиции или администрацию школы. Он сказал, что не хочет, чтобы из-за этой ситуации его жизнь изменилась в худшую сторону. Эдуард согласился на примирительную встречу потому, что ему была дорога дружба с Димой. Он хотел вернуть былую дружбу и  наладить новые отношения.

На примирительной встрече все прошло хорошо. Оба мальчика хотели примириться, чтобы все забыть и начать все с начала. Ребята поняли, что вся драка была совершенно неосознанной, и что драться из-за этого не стоило. В конце они простили друг другу свои обиды.

5 встреча

Ведущие: Зуева Анна, Югай Дима, Городкина Марина Юрьевна
Фабула ситуации Ученик 4 класса Данила из-за конфликта в школе не учится в течение 6 месяцев. К слову, его старший брат из 7 класса также не  посещает школу.
Ход и результат встреч

Поскольку в школу Данила не ходил, предварительная встреча с ним происходила у него дома. А на самой программе присутствовали: Данила, Лукина М.Л. (классный руководитель) и Владимир, с которым был наиболее сильный конфликт.

В ходе встречи выяснилось, что Данила брал  и не возвращал вещи у других ребят (взял  и разбил чужиедорогие  часы). Поскольку он не чувствовал поддержки от классного руководителя (и тем более от матери-пьяницы), то он прекратил ходить в школу. Поскольку  в ходе разговора сложилась доверительная атмосфера,  договорились, что прошлое вспоминать не будут.

Однако ситуация с взятыми у Владимира и испорченными часами  на этой программе не была разрешена и потому требуется продолжение.

В  течение последующего месяца Данила ежедневно ходит на уроки, хотя на уроках разговаривает, и домашнее задание не выполняет. Однако, по крайней мере, появилась возможность контакта и дальнейшей работы[2].

Член школьной службы примирения. Дима Югай постоянно курирует Данила, присутствует на его уроках и пр.

Кроме того, и средний брат стал посещать школу с 4 четверти.

  

6 встреча

Наташа (ученица 10 класса, 1-я ведущая примирительных встреч):

– Мы разбирали «стрелку» между ученицами 9 класса. У одной была давняя антипатия ко второй, а через год она это вспомнила и вызвала на «стрелку». Они пошли на девочку группой (она пришла с подругой, но та стояла в стороне). Группа начала бить ее ногами.

Елена Сергеевна (заместитель директора по УВР, куратор службы):

– Мать написала письмо в милицию и пришла к директору. А директор сказал: может, вам не обязательно в милицию, а вначале в службу примирения? Мать согласилась попробовать, что это за служба. Ведущие Наташа и Саша встречались с одной группой, потом с другой. Меня (куратора) не приглашали.

Саша (ученица 10 класса, 2-я ведущая примирительных встреч):

 – Нам было легче, поскольку мы не знали этих девочек. В службу они пришли, потому что у них была безвыходная ситуация: либо директор, постановка на учет в милицию, либо прийти в службу. Вначале девочки не хотели друг с другом разговаривать, сказали: «Да, мы все уладим», но потом они согласились на программу. Когда они встретились, то пришли к выводу, что не хотят «мириться» и быть в тесных отношениях, но будут в школе «как товарищи».

Одна из девочек была сильная, а вторая (которую побили) – слабая: и морально и физически. Та, которая была сильнее, признала, что они «нечестно» ее побили, поскольку шесть человек на одну. Они пришли к выводу, что больше так поступать не будут, и сейчас отношения нормализовались. Подростки пришли домой, рассказали родителям. Родители пришли в школу (уже в нормальном состоянии), а после этой встречи забрали заявление из милиции, потому что все разрешилось. Потом обидчицы пришли к нам в службу заниматься.  

[1] Еще описания  работы со случаями можно посмотреть на нашем сайте  www.sprc.ru  в разделе про школьные службы примирения.

[2] Главное, он больше не находится на улице в учебное время в "трудной" компании, а значит не продолжается процесс его криминализации.


В избранное