Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Школьная служба примирения. Реакция школы на конфликт.


На прошлой неделе мы проводили Круглый стол для школ Центрального округа г. Москвы, на котором присутствовали взрослые (учителя и специалисты) и активные школьники.

Пока взрослые специалисты  разбирались, что такое служба примирения, я попросил школьников поставить сценки под  названием «Типичные способы реагирования на конфликты в школьном сообществе». Ведь для того, чтобы говорить о каком-то новом способе, надо для себя понять, в чем заключаются прошлые и чем они нас не устраивают.

Здесь я хочу заметить, что в современной школе НАСИЛЬНО совмещены разновозрастные дети и подростки (и взрослые: учителя, администрация, представители милиции, охраны, специалисты, обслуживающий персонал) из разных социальных, культурных, национальных и прочих слоев. Отказаться ходить в школу (даже если им там не комфортно) ученики практически не могут, выйти из школы -  охранник не пускает, как-либо воздействовать на происходящее (если его задевают) – кулаками или идти к взрослым под угрозой прослыть ябедой.  Думаю, вы согласитесь, что для большинства подростков учебный процесс является неизбежным злом на фоне главного –  общения и выстраивания социальных статусов в подростковой группе. И часто эти статусы (лидер, шут, изгой и пр.) влияют на всю дальнейшую жизнь подростка.

Разумеется, все это порождает большое число конфликтных (а порой даже и криминальных[1]) ситуаций, которые школа стремится разными путями решать.

Какие в школе есть механизмы работы с конфликтами и криминальными ситуациями в столь сложных условиях? По словам опрошенных нами учителей и учеников круглого стола (и участников подобных семинаров во многих городах России), их несколько:

·        Карательное решение происходит в классе, в кабинете директора или на педсовете. Первая задача администрации – найти виноватого и наказать его в качестве примера для остальных. Часто при этом жертву обвиняют в том, что она сама спровоцировала обидчика, после чего происходит «формальное замирение», на котором учеников (иногда угрозами) принуждают пожать руки и «помириться»[2]. Вторая задача администрации – «затушить конфликт, чтобы он не вышел за пределы школы.

·        Административное решение – учитель (администратор) выслушивает стороны и принимает решение: «ты отсаживаешься на заднюю парту и не подходишь к нему ближе трех метров, а  тебя мы переводим в другой класс).

·        Подростковые «стрелки» (прототипом которых являются криминальные «разборки»), происходящие между ребятами за пределами школы. Задача «стрелок» – демонстрация силы и выстраивание статуса внутри подростковой группы (кто и насколько быстро соберет большую команду, кто победит в драке и т.д.). Здесь видно хорошее начинание, но в уродливой форме: подростки пытаются решить свои конфликты сами, но способами, неприемлемыми для общества и ведущими к травмам и нарушению закона. Взрослые часто не подозревают о наличии «стрелок» в школе.

·        Направление обидчика к психологу (социальному педагогу) для перевоспитания. По словам ребят, они мало понимают происходящее в кабинете психолога, а окружающие начинают относиться к ним, как к «психам». У многих поход к психологу вызывает недоверие и настороженность.  Позиция социального педагога в школе  расплывчата[3] , часто он  начинает выполнять административно-карательные санкции КДН и администрации.

·        Попытка родителей подростков разрешить ситуацию между собой. Родители обидчика и жертвы созваниваются или встречаются, но сильные негативные эмоции и предубеждение сторон затрудняет разрешение конфликта. Зачастую взрослые начинают сами конфликтовать между собой, либо вместо детей берут на себя ответственность за разрешение ситуации.

·        Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которым передаются конфликтные ситуации. Это хороший вариант,  но метод их работы фактически дублирует разбирательство на педсовете, поскольку других моделей разрешения конфликта они не знают. При этом старшеклассники, разрешая конфликт, порой ведут себя более жестоко и бескомпромиссно, чем взрослые.

·        И последнее: есть скрытые конфликты, которые тянутся годами и не находят решения, пока не выльются в драку или ссору. Я знаю случаи, когда люди внутри класса не разговаривали друг с другом в течение четырех лет (уже не помня о причине конфликта). Некоторые конфликты взрослые могут считать не значимыми, но именно из вереницы мелких взаимодействий (конфликтных или гармоничных) складывается жизнь школьника.

Что объединяет все эти способы? В них участникам конфликта (нарушителю и жертве) навязывается определенная позиция, а не передается ответственность за разрешение ситуации.  Подростка морализируют, заставляют, ему советуют, решают за него, но не дают возможности самому разрешить сложившуюся ситуацию. Когда же подросток пытается решить ситуацию сам, то делает это на основе увиденных  в фильмах и среди взрослых силовых стереотипов.

 

Как можно решить конфликтную ситуацию? Давайте рассмотрим решение конфликта с точки зрения интересов всех его участников: жертвы, обидчика, окружающего их сообщества. Для простоты возьмем ситуацию, в которой четко понятно, кто обидчик, а кто жертва (например, кража или порча вещей, ограбление, избиение и т.п.)

Много раз общаясь с разной аудиторией мы задавали вопросы:

·        Что чувствует и в чем нуждается жертва после конфликта?

·        Что чувствует и хочет обидчик?

·        Что общество (в том числе учителя) ждет от обидчика и в чем видится разрешение конфликта?

 

И вот традиционные ответы, полученные нами от взрослых и подростков:

  • Жертва испытывает состояние шока, боли, переживает «потерю себя» и стремится разрешить ситуацию (иногда с помощью мести или прекращения контактов). Жертва хочет высказаться, возместить свой ущерб, избежать повторения случившегося.
  • Обидчик стремится оправдаться, иногда раскаивается, но чаще обвиняет жертву, выражает агрессию. Он хочет избежать наказания, клеймения. И ему важно разрешить ситуацию конфиденциально.
  • Общество ждет от обидчика раскаяния, ответственного разрешения им самим этой ситуации; хочет, чтобы подобное поведение не повторилось в будущем; ждет признания того, что были нарушены нормы.

Посмотрев на предыдущие способы реагирования, давайте оценим, отражают ли они потребности сторон? На наш взгляд – нет, и, в качестве альтернативы существующим способам[4] , школа должна овладеть новым восстановительным подходом в разрешении конфликтов.

 



[1] То есть те, в которых нарушается закон. Однако для нас ситуации, когда старшеклассник отнимает деньги у младших, также являются криминальными, поскольку факт грабежа налицо независимо от того, дан ли делу официальный ход. Кроме того, для потерпевшего малыша ситуация так же реальна, как и для взрослого при нападении бандитов. И никакой ученик не сможет думать об учебе, если после уроков его ждет избиение или «стрелка».

[2] Как сказал один из учеников: «Нас привели в кабинет директора и заставили помириться, пригрозив сообщением в милицию. Мы помирились и больше между собой не разговариваем».

[3] На мой взгляд это связано с системой образования, которую получают социальные педагоги.

[4] Которые тоже необходимы и дают свои результаты.


В избранное