Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управляй-ка: e-тренинг ключевых навыков менеджера. Как добиться расположения стада-2, или снова о команде


 

Как добиться расположения стада-2, или снова о командообразовании

Мои коллеги знают, что я – большой противник тимбилдинга в духе собирания шишек в лесу, преодоления препятствий на скорость и коллективных прыжков с обрыва в ледяную воду. Тем не менее, не надо считать, что так же негативно я отношусь к действительно профессиональному командообразованию. Более того, я глубоко убежден, что грамотный подбор средств сплочения коллектива способен дать потрясающие результаты.

Больше года назад я опубликовал материал, вызвавший массовые обмороки среди многих моих знакомых тренеров, проводивших тренинги по этой теме – он назывался Пять подходов к формированию команды. Последним в списке является подход, основанный на социальной идентификации, и на мой взгляд, он является одним из наиболее эффективных. У него есть три основные цели:

  • Первая - сформировать достаточное ощущение единства и сплоченности среди членов команды, которое впоследствии будет мотивировать их работать вместе и сотрудничать ради достижения командных целей.
  • Вторая - создать атмосферу безопасности и взаимопонимания, чтобы каждый член команды осознавал участие других и мог видеть, что разные навыки, способности и задачи не разобщают людей, а ведут к успеху команды в целом.
  • И третья - обратить внимание на то, каким образом и в связи с чем люди могут испытывать гордость от принадлежности к своей конкретной команде и от ее вклада в общую работу компании в целом.

Уверен, под каждой из этих целей подпишется любой руководитель. Ники Хейз, автор книги «Успех – один на всех. Основные аспекты руководства командой» в своей книге подробно разбирает – как их достичь. В частности, он считает, что в основе успешной командной работы лежат два ключевых психологических механизма:

  • Социальная идентификация – это склонность людей видеть мир в категориях «мы» и «они». Принадлежность к команде позволяет людям чувствовать себя по-особенному: осознавать, что их группа непохожа на другие и компетентна в большей степени, чем остальные, или в чем-то превосходит их. Такое осознание собственной «особенности» и является социальной идентификацией.
  • Социальные репрезентации - это общие идеи и убеждения, которые мы воспринимаем от других и приспосабливаем их до тех пор, пока они не впишутся в рамки наших личных убеждений и мнений. Люди склонны считать взгляды или мнения членов своей кон­кретной группы более правильными, чем взгляды других, не входя­щих в их группу, и несмотря на то что они по-прежнему могут придерживаться различных идей и мнений, их объединяет очень много общих убеждений и предположений о рабо­те и производственной деятельности в целом. Эти общие тенденции и называются социальными репрезентациями.

Очень яркий пример этих механизмов продемонстрирован в ролике, размещенном в материале под названием Как добиться расположения стада – рекомендую посмотреть, как это бывает, когда социальная идентификация «пущена на самотек». В этом фрагменте наглядно видно, как происходит «приспособление» личных представлений о мире под групповые. Однако, в данном случае формирование убеждений группы происходило стихийно, неуправляемо, и вряд ли принесло какую-то пользу компании; не исключено, что возможен даже и некий вред.

Кстати говоря, корпоративную культуру также можно рассматривать как социальные репрезентации, кото­рые оказывают огромное влияние на деятельность организаций. Это значит, что для того чтобы потребность сотрудников «социально идентифицироваться» была удовлетворена, ею необходимо управлять, чтобы направить энергию работников в мирное русло. И вот здесь-то и приходит на помощь тот самый «дебилдинг» (так выразился один из моих клиентов).

Как правильно провести тренинг по командообразованию?  Я уже рекомендовал большое количество литературы, которая поможет провести соответствующее мероприятие. Помимо вышеупомянутой книжки Ники Хейза "Успех – один на всех. Основные аспекты руководства командой" я уже советовал неизбитый материал для тренинга лидерства и командообразования: Патрик Ленсиони. “Пять пороков команды” и Чарльз Дж. Маргерисон «Колесо» командного управления. Путь к успеху через систему управления командой (последняя книжка особенно должна понравится тем, кто любит типологию MBTI).

Буду очень благодарен за ваши впечатления от этих книг, пишите их в комментариях.

P.S. А тем, кому история из вышеприведенного ролика показалась слишком грустной – в качестве бонуса предлагается happy-end – смотрите по ссылке >>

Комментировать >>

 

A.S.Consult: Александр Соломатин, Консультант

www.asconsult.ru

as-consult@yandex.ru

 


В избранное