Мои коллеги знают, что я – большой противник тимбилдинга в духе собирания шишек в лесу, преодоления препятствий на скорость и коллективных прыжков с обрыва в ледяную воду. Тем не менее, не надо считать, что так же негативно я отношусь к действительно профессиональному командообразованию. Более того, я глубоко убежден, что грамотный подбор средств сплочения коллектива способен дать потрясающие результаты.
Больше года назад я опубликовал материал, вызвавший массовые обмороки среди многих моих знакомых тренеров, проводивших тренинги по этой теме – он назывался Пять подходов к формированию команды. Последним в списке является подход, основанный на социальной идентификации, и на мой взгляд, он является одним из наиболее эффективных. У него есть три основные цели:
Первая - сформировать достаточное ощущение единства и сплоченности среди членов команды, которое впоследствии будет мотивировать их работать вместе и сотрудничать ради достижения командных целей.
Вторая - создать атмосферу безопасности и взаимопонимания, чтобы каждый член команды осознавал участие других и мог видеть, что разные навыки, способности и задачи не разобщают людей, а ведут к успеху команды в целом.
И третья - обратить внимание на то, каким образом и в связи с чем люди могут испытывать гордость от принадлежности к своей конкретной команде и от ее вклада в общую работу компании в целом.
Уверен, под каждой из этих целей подпишется любой руководитель. Ники Хейз, автор книги «Успех – один на всех. Основные аспекты руководства командой» в своей книге подробно разбирает – как их достичь. В частности, он считает, что в основе успешной командной работы лежат два ключевых психологических механизма:
Социальная идентификация – это склонность людей видеть мир в категориях «мы» и «они». Принадлежность к команде позволяет людям чувствовать себя по-особенному: осознавать, что их группа непохожа на другие и компетентна в большей степени, чем остальные, или в чем-то превосходит их. Такое осознание собственной «особенности» и является социальной идентификацией.
Социальные репрезентации - это общие идеи и убеждения, которые мы воспринимаем от других и приспосабливаем их до тех пор, пока они не впишутся в рамки наших личных убеждений и мнений. Люди склонны считать взгляды или мнения членов своей конкретной группы более правильными, чем взгляды других, не входящих в их группу, и несмотря на то что они по-прежнему могут придерживаться различных идей и мнений, их объединяет очень много общих убеждений и предположений о работе
и производственной деятельности в целом. Эти общие тенденции и называются социальными репрезентациями.
Очень яркий пример этих механизмов продемонстрирован в ролике, размещенном в материале под названием Как добиться расположения стада – рекомендую посмотреть, как это бывает, когда социальная идентификация «пущена на самотек». В этом фрагменте наглядно видно, как происходит «приспособление» личных представлений о мире под групповые. Однако, в данном случае формирование убеждений группы происходило стихийно, неуправляемо,
и вряд ли принесло какую-то пользу компании; не исключено, что возможен даже и некий вред.
Кстати говоря, корпоративную культуру также можно рассматривать как социальные репрезентации, которые оказывают огромное влияние на деятельность организаций. Это значит, что для того чтобы потребность сотрудников «социально идентифицироваться» была удовлетворена, ею необходимо управлять, чтобы направить энергию работников в мирное русло. И вот здесь-то и приходит на помощь тот самый «дебилдинг» (так выразился один из моих клиентов).