Продолжаем >>
разговор о типичных управленческих решениях, приводящих к неоднозначным
результатам. Две недели назад мы говорили о том, что тревожность
сотрудников обратно пропорциональна их производительности. Сегодня же
рассмотрим — к чему может привести, когда сотрудникам, являющимся
исполнителем какой-либо услуги, предстоит совмещение профессий, т.е.
предлагается также выступать в роли продавца или клиентского менеджера.
Итак, часть сотрудников попадает под сокращение. Разумеется, их работу должен кто-то выполнять; эту почетную обязанность приходится выполнять тем, кто остался. Это позволяет руководству компании значительно снизить затраты на персонал - по мнению руководителей, это безусловно поможет им удержать компанию "на плаву". Выбирая тех, кого можно сократить, а кого необходимо оставить, руководствуются зачастую следующим принципом: носителей специальных знаний и навыков
- оставлять, поэтому зачастую "под нож " идут продавцы и клиентские менеджеры.
Однако, добившись уменьшения ФОТ за счет совмещения профессий, путем сокращения ряда сотрудников и распределения их
функционала среди оставшихся, получили непредвиденный побочный эффект:
Во-первых, работа с клиентами оказалась по силам не всем — ведь этому
также необходимо учиться, и качество клиентского обслуживания резко
снизилось, что отразилось на имидже компании. Снижение продуктивности
работы вполне понятно и объясняется еще в древней как мир концепции разделения труда Адама Смита:
разбиение процесса на простые операции позволяет достичь
синергетического эффекта, за счет профессиональной специализации и
выработки навыков и автоматизма. А тот, кто делает всю работу от начала
до конца, сделает ее скорее всего хуже.
Однако, «во-вторых» оказалось еще
неприятнее. Некоторые сотрудники, которые раньше только осуществляли
(оказывали) услуги, а теперь оказались вынужденными сами их продавать,
и оказались-таки успешными, быстро просчитали, что в таком случае им
гораздо выгоднее продавать услуги не через компанию, а через свой
собственный карман. В самом деле, логика такова: «если я сам и продаю,
и делаю, то зачем делиться еще с кем-то»? Особенно, если в роли этого
«кого-то» выступает собственная компания, задерживающая зарплату и
вообще давно уже не любимая.
Появляются случаи воровства — как
реального (в виде денег, товаров, и пр.), так и интеллектуального
(сервисы, ноу-хау, и пр.). Разворовываются технологии, программы, любые
материалы, представляющие хоть какую-то ценность. Будучи выброшенными
на рынок неопытными людьми, все эти продукты умственного труда
моментально теряют свою ценность, что приводит к демпингу.
Однако, ключевой потерей оказываются,
как правило, клиенты. Сотрудники начинают уходить, прихватив с собой
клиентов компании. Ситуация, когда каждый сотрудник выполняет весь
технологический процесс от начала до конца (или не весь, но большую его
часть), чревата целым рядом негативных последствий, главное из
которых — фактически, такой сотрудник управляет своим руководством, а
не наоборот (я уже писал на эту тему — в статье здесь >> ).
Итак, прежде чем решаться на совмещение
профессий — следует 10 раз подумать о рисках. Не получатся ли средства,
затрачиваемые на сохранность информации и пр., больше чем возможная
экономия от совмещения профессий?
Если же численность персонала столь
мала, что распределение клиентской работы по операциям невозможно, и
другого способа, кроме как совмещения профессий, нет, то в подобных
ситуациях категорически нельзя оставлять сотрудника наедине со своим
клиентом. Он ни в коем случае не должен быть единственным лицом, кто
контактирует с клиентом! Это означает, что руководителю ничего не
останется, как самому знать каждого клиента в лицо — только так в
данной ситуации можно будет снизить риск «увода» клиента, и "слива"
ноу-хау.
Внимание!
Благодаря активности читателей
рассылки,
начала пополняться наша <<Деловая
Библиотека>>. Деловая библиотека A.S.Consult -
это взаимообмен любой интересной
бизнес-информацией
на тему продаж, управления, личностного
роста и пр.
Вы можете не только скачивать материалы,
но и добавлять их. Будем полезными друг
другу! Как пройти в
библиотеку?