Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уловки и хитрости в нашей жизни - Гипноз голубого экрана


Рассылка посвящена хитростям, интригам, уловкам применяемым в нашей жизни с целью манипулирования людьми. В ней мы раскроем законы, принципы, эффекты и феномены этой загадочной области межличностного общения. То, чего Вы ранее опасались, теперь будет служить Вам!
Гипноз голубого экрана

Мы впускаем этих людей в наш дом каждый день. Мы всегда рады их видеть. И порой слушаем их допоздна, иной раз даже не задумываясь, какое огромное влияние на нашу психику оказывают их речи. Вы, конечно же, уже поняли, о ком идет речь? Эти поздние гости — телеведущие.
Телевидение — чума и двадцатого, и двадцать первого веков. Миллионы людей ежевечерне «приклеиваются» к экранам. Конкуренция на ТВ велика. И лишь тот, кто способен привлечь и удержать внимание зрителя, имеет право на выживание. А без давления на психику зрителя к телевизору не привяжешь.
В последнее время возникли три разновидности любимчиков публики. И каждая «порода» телеведущих имеет свои особенности и свою публику. Смотрите сюда!
Первое, что приходит в голову при слове «телеведущий», — образ яркого шоумена, который без конца отпускает шуточки и веселит аудиторию. В самом деле, зачем нам телевизор? Чтобы развлекаться! Дибров, Комиссаров, Малахов — яркий тому пример. Юмор и игривые интонации практически стали их визитной карточкой. Это наши «звезды», люди настоящего. Дибров к тому же не забывает чередовать кураж и юмор с определенным количеством интересных идей. В студии много света, музыка поддерживает атмосферу. Этот ведущий может отпускать и весьма острые реплики. Но, надо отдать ему должное, еще никого не обижал. Улыбка — часть имиджа. Костюм — любой вариант. И все — о'кей!
По мнению Диброва, для ведущего важно быть эмоциональным, смешным, интересным. Пусть публика получает радость от общения. Человек на экране — эдакий младший брат. Умный, эрудированный, но все-таки младший. Он не ищет истины, ведь она у каждого своя. Что особенно важно? В самом начале передачи заинтриговать зрителя. А дальше все решает интуиция, которая у настоящих профессионалов развита на все сто. Важно и умение говорить экспромтом. Сам Дибров обожает эпатаж и словесную эквилибристику. Старается сделать из передачи этакие американские горки, чтобы зрители позабыли о пульте в руках, о возможности переключить канал.

Вот пример из интервью с Буре. Хитро улыбнувшись, продолжая говорить с собеседником, Дибров в прямом эфире заявил:
— Ну, а теперь присылайте мне на пейджер последние сплетни о Буре!

Умеет Дибров и вовремя «перевести стрелки».

Во время интервью с Буре в студию позвонил мальчик-спортсмен, пожаловался на отсутствие средств на подготовку. На что Дибров резонно ответил: «А пусть дядя Паша на ваш вопрос ответит...» Буре ответил и, разумеется, пообещал достать денег...

Дибров не раз говорил, что получает энергию от своих зрителей. Он всегда предельно вежлив, улыбается, сыплет комплиментами. Может порой и спародировать кого-то, может блеснуть знанием философии. Ведь перед камерой на серьезной передаче не споешь и не спляшешь. Оперировать можно лишь словами. С их помощью дарить зрителю хорошее настроение и оптимистичный настрой. А что еще требуется от хорошей телепрограммы?
Игра в шоу, стеб, кураж характерны и для Малахова. Но его передача — «народная». Люди привлекаются в любой удобный момент, что усиливает впечатление открытости. Ну, интересно же смотреть, что такие же, как ты, простые как валенок, зрители говорят перед камерой?
В результате: масса положительных эмоций и высокие рейтинги программ. В чем секрет? В... «истеро-идности» ведущих. Термин вполне научный, обижаться не стоит. «Истероид» живет случаем. Такие люди энергичны, напористы и стремятся к признанию. Они подвержены перепадам настроения и считают, что все в мире точно так же мгновенно меняется. А каков ведущий, такова и передача. Особенно это заметно в эстрадных и музыкальных программах. Легкость, юмор и кураж — самая популярная манера поведения во все времена. «Истероидные» передачи имеют и вполне определенного зрителя, которого условно можно назвать «паранойяльным». Не в том смысле, что такие люди от собственной тени шарахаются. А в том, что им свойственны упрямство, последовательность, основательность. Их эмоции заперты внутри и нуждаются в выходе. Открытость «истероида» им импонирует: раз у человека душа нараспашку, ему можно верить. Не надо опасаться «двойного дна» и можно, наконец, слегка расслабиться. «Истероидная» атмосфера передач приводит их в восторг и заставляет вновь и вновь смотреть любимую программу и всячески ее поддерживать. А уж если «параноик» захочет кого-то поддержать, то редакция будет завалена письмами и просьбами продолжать показ именно этих программ. Вот вам и высокие рейтинги...
Перейдем к номеру второму. Сюда относится как серьезный интеллигент Гордон, так и умница Максимов, с проникновенными, заботливыми интонациями. На первый взгляд, они делают все возможное, чтобы не угодить зрителю. Но популярность программ говорит об обратном. Парадокс? Конек Гордона — ценная информация, раскрытие некой тайны, поиск нового. Сама обстановка в студии поддерживает атмосферу передачи: полутемная комната, тени и контуры. Зритель видит этакую беседу мудрецов. Они дают друг другу слово, внимательно и благожелательно слушают, а Гордон и не думает перебивать. С теми, кто звонит в студию, беседует жестко, но, надо отдать должное, уважительно. Никаких вам шуток, прибауток или подковырок. Себя ведущий не выпячивает, камера куда чаще показывает гостей, нежели его самого (в отличие от тех же ярких шоуменов). С другой стороны, иные из его пространных ответов и рассуждений вызывают острое желание переключить канал. Уж больно много непонятной простому человеку терминологии. Все это создает легкое ощущение псевдонаучности передач, порой делает их неясными, расплывчатыми. Не терпится ведущему продемонстрировать свою образованность и все тут! Хочется поиграть мнениями, теориями и собственной эрудицией. Нет сомнений, кому-то это нравится. Но у остальных иногда терпения не хватает дослушать до конца. Истинное знание, честно говоря, скучновато. Так что темы у передачи хороши, а вот герои — не слишком яркие.
У Максимова подход более человечный. Интим, полумрак, два уютных кресла. Обстановка в стиле ретро. И вопросы, вопросы, вопросы. Эдакая атмосфера кабинета доктора-диагноста, который искренне хочет помочь. Тут и комплимент, и спокойные, рассудительные комментарии, и гипотетическое предположение: «Ваши ощущения, если бы вы стали президентом? А что бы было дальше? Что думаете о других людях? А о театрах?» Максимов любит вопросы философского плана. Часто, например, интересуется, как его собеседник относится к смерти, что думает о власти и тому подобных вещах. Отличительная черта передач Гордона и Максимова: приглашенные всегда могут быть уверены, что их выслушают (а, скажем, Дибров и Малахов могут говорящего порой и вежливо оборвать). Однако с «голосами из телефона» Максимов немного грубоват. Что делать, иначе от желающих поболтать в прямом эфире отбою не будет!
Ощущение «тайны» пронизывает и передачи Максимова, и передачи Гордона. И привлекает вполне определенную часть аудитории. На «паранойяльных» ведущих слетаются «истероидные» зрители. Загадочная завеса, нечто, скрытое от действительности, некий журналистский умысел, который делает передачу не такой простой, как кажется на первый взгляд, манит «истероида», как свеча бабочку. Все вроде хорошо и правильно, но... за правдой что-то скрыто. Ведущий-«параноик» целенаправленно создает «давящую» атмосферу, постоянно оставляя за скобками свое собственное отношение. Эмоциональная тяжесть и делает программу интересной. Барьер тайны для «истероида» слаще пряника. Это фон, на котором ему можно выделиться. Неудивительно, что такой зритель, высунув язык, несется смотреть очередную «таинственную» передачу.
Существует и третий тип телеведущих. Яркий пример: Караулов. Типичный прокурор! Заявляет свое мнение и навязывает его всем вокруг. Его передачи — это разоблачения. Кстати, программы типа «Совершенно секретно» и тому подобные «независимые расследования» становятся все популярнее. Хотя порой доходят до крайности: знаю передачу, у участников которой есть все шансы отправиться в камеру предварительного заключения сразу после эфира! Согласитесь, перспективка не самая приятная...
Такой известный ведущий, как Познер, тоже в последнее время усвоил прокурорскую манеру поведения. Он с удовольствием использует менторские интонации. И всячески старается добиться объективности. Но в передачах «прокурорского» типа гарантирована жесткая борьба мнений. «Параноики», как известно, великие правдолюбцы. И именно от таких программ эти зрители прямо-таки «кайф ловят». Это же самый настоящий суд: с прокурором (ведущим), свидетелями (мнения сторон), экспертами и присяжными заседателями (народ в студии). Нажим, жесткие вопросы, едкие комментарии. Цель передачи у ведущего всегда перед глазами. Почувствует, что собеседник чуть отклонился в сторону, — тут же вежливо прервет. Прокурор прокурором, а грубо никогда не оборвет и нужного ответа не потребует. И правильно: в ответ на негатив можно получить лишь негатив...
Наконец, стиль поведения ведущего зависит от окружающей обстановки. Дибров, Максимов и Караулов при всех их различиях имеют и кое-что общее: всегда беседуют с гостем один на один. А вот Познер (который начинал с приглашения двух гостей в студию), Малахов и Комиссаров собирают большие аудитории, привлекают экспертов. Прием «слово человеку из народа» на телевидении становится все популярнее. Познер часто приглашает двух экспертов, придерживающихся двух противоположных точек зрения на проблему, а еще — «человека из народа», простого, как валенок, представителя общественного мнения.
А чистый монолог никому не интересен. Передачи вроде «Однако» проигрывают именно потому, что слушать одинокого ведущего быстро надоедает. Зритель нынче привередливый пошел, ему разнообразие мнений подавай!
Впрочем, для любой передачи можно подобрать соответствующего зрителя. Как мы выяснили, передачи-расследования привлекают любящих тайну «истерои-дов». Но интересны они pi «параноикам», которые склонны подозревать всех и вся и везде искать двойное дно. Те же «истероиды» порадуются и передачам ярких шоуменов, почувствовав в ведущем родственную душу. А «шизоиды», любители тайн, с удовольствием посмотрят глубокомысленную программу Гордона или Максимова.
Но какой бы ни была передача, дорогой мой читатель, самое главное: не поддаваться иллюзии искренности телевидения. Даже самая правдивая передача неизбежно манипулирует зрительским сознанием. Вся журналистика, по сути, призвана давить на мозги, иногда ненавязчиво, а иногда очень даже заметно. Цель телеведущего: себя показать, зрителю понравиться и добиться определенного эффекта. Какого именно, зависит от обстоятельств и политики канала. Увы, частенько даже неискушенный зритель видит, что молодой и амбициозный ведущий даже не стесняется того, что его передача посвящена определенной цели. Хамит, грубит и подсказывает приглашенному нужные ответы. Задает хлесткие вопросы и показывает гостя в определенном ракурсе. Это — непрофессионализм в высшей степени. Вежливость, как известно, лучшее оружие вора, а также... ведущего, которому необходимо добиться определенного впечатления. Что ж, по ту сторону экрана тоже сидят живые люди, со своими комплексами, проблемами и определенной степенью воспитания. Кого-то в детстве сильно обижали и не любили. И теперь он, как петух, распускает перышки, бросает оскорбительные комментарии людям, которые в отцы ему годятся, судит их, унижает и собой любуется. Как заправский прокурор задает скользкие вопросы и качает головой, когда интервьюируемый «прокалывается». «Оттягивается», как может, благо человек от него зависит. Одна радость: зрителю рано или поздно надоедает смотреть передачу, в которой демонстрируется исключительно личность ведущего.
Хороший ведущий никогда не унизится до брани в эфире. Он может ехидно комментировать ответы гостя, шутить (всегда в тему!), демонстрировать свою позицию. Однако, как бы мил и вежлив не был «человек из телевизора», каким бы свободным не провозглашал себя телеканал, не позволяйте, милый мой, обвешивать свои уши тоннами лапши! «Свободного» телевидения не существует в принципе. «Объективной информации» как таковой в природе нет. Я прекрасно понимаю, что вам безумно лень напрягать мозги и пытаться отделить телевизионные зерна от плевел. Куда легче проглатывать жвачку, специально для вас приготовленную. Недаром в наше время во время войн первыми страдают теле- и радиостанции. Иной ведущий может причинить вреда больше, чем атомная бомба! В последнее время так называемая четвертая власть дошла до того, что открыто признает свое воздействие на массовое сознание. Кое-каких журналистов охватила мания раскаяния: «Все, что в стране напортачили, — это и наших рук дело тоже. Пора брать на себя ответственность». Похвальная самокритика, но в пору в ужасе за голову хвататься. Нам откровенно признаются, что нас зомбируют с телеэкранов! И при этом продолжают самым бесцеремонным способом выдавать «объективное мнение» по всем возможным вопросам. Такое впечатление, что любой журналист компетентен решительно во всем: от сельского хозяйства до большой политики. Эксперт ничего толком сказать не может, а пронырливый ведущий тут как тут: «Отвечайте, да или нет? Ах, не можете? Да вы попросту увиливаете от ответа!» Проблема может быть сверхсложна, но журналист уже создал иллюзию ее простоты. И зритель уверен, что нехороший чиновник нарочно скрывает правду.
Пудрить мозги наше телевидение умеет в совершенстве. Собеседник робок? Отлично, завалим его вопросами с чуждой терминологией. Он испугается собственной тупости и скажет то, что надо. Его на мякине не проведешь? Замечательно, создадим искусственную нехватку времени. Это ж не шутка — прямой эфир. «Отвечайте скорее!», и все тут. Главное, чтобы сам ведущий болтал как можно больше и времени не осталось вообще. Собеседник перепугается, и журналист сам скажет за него все, что нужно.
Каждый телеведущий — гений в своем роде. Он способен из дьявола сделать ангела, и все это — за двадцать эфирных минут! Главное, чтобы сам черт, бандит, олигарх, маньяк и мало ли кто еще во время эфира молчал, изредка кивая головой:

— Скажите, вы же не хотели отправлять души в ад? Вас начальство заставило?
— Ага. — Принято считать, что вы — само зло. Но ваши поступки доказывают обратное. Уверен, вы пытались сделать все возможное для несчастных жертв. Ведь они во многом сами были виноваты. А вы великодушно давали некоторым спастись, себе в ущерб!
— О да, если бы вы знали, как мне жалко отправлять очередного беднягу в геенну огненную...

А что вы смеетесь, читатель? Вы каждый день наблюдаете нечто подобное по телевидению в очередной «оплаченной» передаче. Вспомните, только сегодня вы врубили любимый канал и тут же услышали очередное «шоковое» заявление:

— У нас в гостях человек, который держит в руках всю московскую мафию, разбазаривший бюджетные деньги. По крайней мере, так о нем говорят. А я его знаю как честнейшего человека, отличного семьянина и лидера, который много сделал для страны. Встречайте!

Не дай вам бог, читатель, самому оказаться героем какой-нибудь передачи. Особенно если ведущий задастся целью поставить вас в неловкое положение. Он-то к камерам давно привычен. И неловкие, даже неприличные вопросы задает в ритме автоматной очереди. Сначала с сочувственным видом перечислит все неприятности, приключившиеся с вами в последнее время. От пошатнувшегося здоровья до провала бизнеса. Затем, ехидно прищурившись, заметит, что «ему все про вас известно». Дальше — по накатанному... Хорошо хоть, что не все гости в такой ситуации теряются. Иные, типа Жириновского, могут и стакан с водой в лицо выплеснуть, и заявить, что всем журналистам прямая дорога в Сибирь. Хотя опытный ведущий инициативу никогда из рук не выпустит. И медленно, но верно поведет интервьюируемого к нужному выводу... Хороший журналист в совершенстве владеет искусством скандала. А что вы думаете? Где скандал, там и высокий рейтинг. Кроме того, иного психопата даже вопросами пытать не надо. Спровоцируй его на срыв, и он сам снимет с себя маску «защитника демократии», «любителя животных» или кем он там прикидывался. В редких случаях скандал можно даже инсценировать. К обоюдному удовольствию и ведущего, и его гостя.
Итак, какие же приемы психоподавления используются на телевидении?

  • Искусственное упрощение предмета разговора.
  • Устрашение «непонятными» вопросами.
  • Шокирование неожиданными и неловкими вопросами.
  • Провокация неуравновешенного человека.
  • Инсценировка скандала.
  • Создание положительного образа приглашенного, представление его в виде жертвы обстоятельств.
  • Шоковый контрастный метод, смесь негативной и позитивной информации.

И.Вагин


ПЯТНИЦА 13 — НАЧАЛО ТРЁХДНЕВНОГО ФЕСТА!
Самые перспективные рок-группы из Беларуси, России и Украины!

13 ОКТЯБРЯ 2006г. состоится ежегодный молодежный рок-фестиваль "Эх, RockНем!": http://www.rocknem.narod.ru


Если Вам есть что рассказать, чем поделиться по данной теме пишите на адрес: intriga-77@mail.ru
Задавайте вопросы! Будем рады Вашим письмам!

В избранное