Уловки и хитрости в нашей жизни - Принцип <ВСЕГДА ВДВОЁМ>
Рассылка посвящена хитростям, интригам, уловкам применяемым в нашей жизни с целью манипулирования людьми. В ней мы раскроем законы, принципы, эффекты и феномены этой загадочной области межличностного общения. То, чего Вы ранее опасались, теперь будет служить Вам!
Принцип «ВСЕГДА ВДВОЁМ»
В 1994 году на английский автомобильный рынок было вброшено новое средство безопасности пассажиров, преимущественно женщин, — надувной резиновый мужчина. Мнимый пассажир — эффективное средство против любителей грабить и приставать.
Если одинокая женщина в Мюнхене хочет пойти в кино, в театр, на стадион, пляж или, наконец, в ресторан и ей нужен сопровождающий «кавалер», она заказывает его по телефону. Служба сервиса предоставляет ей «пару» на целый день, и стоит такая услуга 700 марок. Возраст мужчины строго соответствует пожеланию клиентки. Фирма гарантирует галантное поведение, обходительность, умение
вести непринужденную беседу и, конечно же, хорошие манеры. Гарантируется и то, что «кавалер» не сделает и малейших попыток посягнуть на честь и достоинство заказчицы.
Этот принцип очень важен. По стобалльной шкале приоритетов всех возможных манипуляций людьми он был бы близок к верхней планке. Мы результативнее и везучее, когда предпринимаем попытки одоления дел не в одиночку. И еще: сдвоенность всегда привлекательнее. Ведь не секрет (и это глубоко проникает наше восприятие), что вся природа насквозь и тотально парная: ин и янь, мужчина — женщина, вода — огонь, творец
— материя и т. п.
Принцип «всегда вдвоём» предписывает всеобъемлюще и обязательно: «никогда не иди один!», «делай всё как минимум вдвоём!».
База необходимости нашей «сдвоенности» с кем-то — учет традиции, а именно: одного человека всерьез никогда не воспринимают, даже в суде его показания — не достаточное условие.
Наличие другого человека — это и дополнительная точка зрения, и прикрытый тыл, и свидетель в случае чего... Присутствие второго человека сильно сдерживает тех, с кем мы общаемся: двоих не выставишь из кабинета, двоих труднее облапошить, с двумя говоришь и корректнее и осмотрительнее...
«Не добро быти человеку единому: Сотвори ему помощника по нему».
(Книга Бытия)
«Вдвоем быть лучше, чем одному... если двое лежат — тепло им; одному же как согреться?..»
(Соломон Мудрый, X век до н.э.)
Двое — это нечто такое, чему мы не перестанем удивляться никогда. Люди всегда сдвоены (мы чьи-то дети или чьи-то родители, мы друзья или любовники, мы сотоварищи или единомышленники), и это есть основание нашей податливости на манипулятивное воздействие. Но есть и другое. Двое сами по себе обладают манипулятивным началом. Встречаясь с двумя, нам противостоять им очень трудно или почти невозможно.
Попробуйте решать в «инстанциях» дело в одиночку. И попробуйте это же самое дело «пробить» вдвоем. В последнем случае ваш успех будет просто обязательным.
Двое — это не сила, двое — это и не усилитель. Двое — это «размагничиватель» противостоящей среды. Это в одиночку приходится сокрушать стены. Перед двоими они расступаются сами.
Почему Адам и Ева поддались соблазну? Вовсе не потому, что был запрет от Господа. И не потому, что змей преуспел в искусительстве.
Причина та, что их было двое.
Двое скорее выслушают, быстрее поймут, бесспорнее согласятся. Для тех, кто жаждет общественного признания, принципом победы должен стать девиз: «Никогда один!».
Принцип «всегда вдвоем» характерен для всех видов деятельности. И для управленческой тоже. Здесь он помогает сбалансировать интересы, нейтрализовать действия нежелательных черт человеческих характеров.
В 1921 году В.И. Ленин, учитывая отрицательные черты характера члена президиума Госплана Ю. Ларина, советовал Г.М. Кржижановскому в связи с созданием одной из новых организационных структур: «В эту подкомиссию обязательно ввести Ларина, но 1) не председателем и не товарищем председателя и не секретарем; 2) уравновесив его, скажем, Середой, как образцом уравновешенности, нефантастичности, недерганья». В другом, почти что аналогичном случае, также была «принципиальная» рекомендация:
«Я думаю, что те нападки, которые слышатся сейчас на председателя Госплана, тов. Кржижановского, и на его заместителя, тов. Пятакова, и которые направляются обоюдно так, что, с одной стороны, мы слышим обвинения в чрезмерной мягкости, несамостоятельности, в бесхарактерности, а с другой стороны, слышим обвинения в чрезмерной аляповатости, фельдфебельстве, недостаточно солидной научной подготовке и т. п., — я думаю, что эти нападки выражают две стороны вопроса, преувеличивая их до крайности, и что на
самом деле нам нужно в Госплане умелое соединение двух типов характера, из которых образцом одного может быть Пятаков, а другого — Кржижановский».
Парна вся классическая всемирная литература. К примеру:
∙ Робинзон — Пятница (Д. Дефо. «Робинзон Крузо»)
∙ Шерлок Холмс — доктор Ватсон (К. Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»)
∙ Дон Кихот — Санчо Панса (М. Сервантес. «Дон Кихот»)
∙ Том Сойер — Гек Финн (М. Твен. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»)
∙ Жан Вальжан — сыщик Жавер (В. Гюго. «Отверженные»)
∙ Бирбал — Акбар («Забавные рассказы про велико-мудрого и хитроумного Бирбала»)
∙ Фауст — Мефистофель (И.В. Гёте. «Фауст»)
∙ Дориан Грей — лорд Генри (О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»)
∙ Индеец Серый Бобр — «Красавчик» Смит (Д. Лондон. «Белый клык»)
∙ Остап Бендер — Ипполит Матвеевич Воробьянинов (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»)
∙ Саня Григорьев — Ромашка (В. Каверин. «Два капитана»)
∙ Волька Костыльков — Хоттабыч (Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч»)
∙ Крылов — Тулин (Д. Гранин. «Иду на грозу»)
и т. д.
Эстрадные дуэты также показывают всем свою выживаемость, прямо-таки купаясь в лучах зрительского признания: Пат и Паташон, Тарапунька и Штепсель (Юрий Тимошенко и Ефим Березин), Миров и Новицкий, Рудаков и Баринов, Шуров и Рыкунин, Карцев и Ильченко, сценические персонажи 100 %-го успеха — Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (кокетливую старушку «Маврикиевну» блестяще играл актер Вадим Тонков). Здесь
названа только часть диадных коллективов, поскольку полное их перечисление вряд ли может быть исчерпывающим.
Удвоенность присутствия обусловливает проявление «феномена притягательности» и «эффекта согласия». То, что при других обстоятельствах могло оставить нас более чем равнодушными, в случае контакта с двумя (контакта реального или воспроизводимого — для производимого действия это совершенно «без разницы» ) мягко и неосознаваемо толкает к внимательному интересу и самоотдаче под
подминание. В этой связи двоих следует всегда остерегаться, так как это такое влияние, под которое если подпал, обратно выйти самостоятельно уже невозможно.
И в заключение тоже о «всегда вдвоем», но в несколько неожиданном ракурсе. Американской вдове Г. Спенсер, которая очень любила своего мужа, пришла в голову довольно смелая идея. Она решила, несмотря на традиции и предрассудки, не расставаться со своим мужем после его смерти. Тело умершего было подвергнуто лиофилизации — заморожено и обезвожено под высоким давлением. Сейчас миссис Гарриет Спенсер может
быть вместе с мужем столько, сколько захочет, разговаривать с ним, смотреть вместе с ним телевизор или сидеть в саду так, как будто он продолжает жить.
«Джек был для меня всем, — говорит миссис Гарриет, 49-и лет, жительница Фоэникс. — Мы прожили вместе 25 лет. Я не смогла бы жить без него. Теперь мы уже не расстанемся никогда. Когда я умру, нас похоронят вместе, в одном двухместном гробу».
Гарриет и Джек поклялись когда-то друг другу, что если один из них умрет, тело другого будет подвергнуто лиофилизации. Препарированные этим способом клетки могут сохраняться в неизменном состоянии около 150 лет.
Вскоре после констатации смерти Джека от инфаркта, его тело было перевезено в спецучреждение, где несколько ранее нанятых вдовой специалистов приступили к воплощению ее желания. Этому предшествовали мытарства Гарриет в получении разрешения от муниципальных властей.
Джека Спенсера мумифицировали в сидячей позе с любимой трубкой в зубах. Мумия очень легкая и легко может переноситься с места на место.
«Наш стиль жизни не очень изменился со времени смерти Джека, — говорит Гарриет. — Он присутствует за столом при моей трапезе, вместе мы продолжаем смотреть любимые программы по телевидению».
П.Таранов
ПЯТНИЦА 13 — НАЧАЛО ТРЁХДНЕВНОГО ФЕСТА!
Самые перспективные рок-группы из Беларуси, России и Украины!