Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 21.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 21. «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Сегодня 06 февраля 2006 г.

Дорогие мои подписчики! Я получила от вас огромное количество писем – с добрыми и теплыми словами, которые меня еще больше и больше вдохновляют сделать для вас как можно больше, дать вам много полезной и интересной информации!!!

В прошлом выпуске я писала о том, что у рассылки появился консультант по раннему возрасту – Парфенова Ольга. Вы прислали так много писем, что Оля немного растерялась, но на все ваши вопросы ответит обязательно. Со следующего выпуска мы откроем новый раздел для Олиных консультаций по раннему возрасту. Вопросы присылайте на мой е-мейл с указанием в теме «Для Ольги».

Внимание! Большая просьба не присылать ваши вопросы, которые предполагают полемику о сути воспитания и психологии вообще! Наша рассылка посвящена тому, чтобы помочь родителям решить более насущные и важные жизненные вопросы, касающиеся воспитания и развития детей. Мы разбираем конкретные ситуации, рассылка не носит характер научного журнала. А для тех, кому требуется околонаучная дискуссия – это не к нам. Но если уж очень приспичило высказаться – создайте на каком-нибудь умном форуме тему и пригласите нас туда для общения! Если тема окажется интересной, а уровень общения адекватным, мы с удовольствием пообщаемся!

И еще…Рассылка немножко поменяла внешний вид для вашего удобства.

В разделе «Детская психология для родителей» сегодня – статья Психология ребенка из неблагополучной семьи.

В разделе «Психологическая консультация» - ответы на письма.

Темы консультаций:

Проблемы со вниманием

Развитие речи у трехлетнего ребенка.

В разделе «Детская мастерская»  - продолжение серии практических игр на развитие мышления.

В разделе «Делимся опытом» - продолжение дневника «Иришкины заметки. Дневник папы Вадима»

В разделе «Для души» - продолжение книги В. Тарасова «Книга для героев»

Итак, в выпуске….

Детская психология для родителей

Психология ребенка из неблагополучной семьи.

Неблагополучие ребенка – понятие широкое. Одной из главных причин неблагополучия является семья ребенка и стиль воспитания в семье. Семьи, которые являются дисгармоничными и проблемы у ребенка, которые возникают в условиях подобных семей:

1. Гипопротекция, или гипоопека (безнадзорность) - отсутствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Это чаще дети из неблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками ("уроки сделал? ну, молодец"), когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.

2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения. Неизбежно приводит к формированию у ребенку чувства неполноценности ("всем нельзя, а мне можно"), неумению приспособиться к жизни, анализировать свой опыт, совершать самостоятельные действия и даже думать. Мысли и чувства, которые кажутся в дальнейшем ему собственными, на самом деле являются эхо -мыслями, эхо - чувствами и эхо - действиями, например, матери или отца. Это неизбежно приводит к постоянному недовольству собой ("почему я хочу одного, а делаю другое") и ситуации постоянной интроекции ("как вести себя? Буду брать пример с..."), некритическому поглощению информации и неспособности самостоятельно осмысливать происходящее.

3. Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем. Такие дети часто не заканчивают институты, редко задерживаются на работе более полугода т.к. они не способны отсрочивать свои желания во времени, требуя удовлетворения их немедленно, что делает невозможным труд во имя длительно готовящихся достижений.

4. Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения. При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность "освободиться" от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей. Это случается реже при появлении близнецов, погодков или при разнице между детьми менее 3 лет, но чаще с незапланированными детьми.

5. Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних. В таких семьях часто никому ни до кого нет дела; потребностями друг друга пренебрегают; царит душевное безразличие, отупение чувств. Однако может не быть громких скандалов или насилия - важна отделенность друг от друга и принцип "рассчитывай только на себя". Подросток, живущий в такой семье, находится как бы в крепости и не может из нее выйти навстречу другим людям.

6. Условия повышенной моральной ответственности - родители воспитывают ребенка по принципу "преуспей в том, в чем я не смог" и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий ("ты должен быть лучшим во всем", напр. В учебе или в спорте, и т.д.). Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки. Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.

7. Противоречивое воспитание - проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка "сделаю, что хочу". Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.

8. Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.

 

Среди проблем, к которым приводит такое обращение - суицид, навязчивые страхи, проявляющиеся в навязчивых ритуалах или действиях, эмоциональные проблемы, как неспособность выразить свои чувства (алекситимия - переживание чувств без их выражения) или идентифицировать их (параалекситимия - "чувствую, а что - не знаю"), депрессии (обычно проявляющиеся в заявлениях типа "мне скучно"), агрессивности (проблема "трудных подростков"), речевым нарушениям и нарушениям двигательных функций, девиантным (отклоняющимся от нормы)и делинквентным (правонарушительным) формам поведения, являющимися результатом "выдавливания" ребенка из семьи. Чаще всего ребенок демонстрирует девиантные формы поведения (уход из дому, бродяжничество, криминальные авантюры) в поиске как бы "эмоциональной пищи", которой он лишен дома, в котором родители отвергают чувства не только в ребенке, но и в себе.

 

Психологическая консультация

Проблемы со вниманием.

Здравствуйте уважаемая Светлана!

Я бы хотела, чтобы вы мне помогли. Дело в том, что моему сыну 5 лет, он растёт один в семье. Воспитатели с самого начала стали жаловаться, что мой сын как бы не присутствует на занятиях, все дети что-то отвечают, а он молчит как - будто, думает о чём-то своём, или смотрит совсем не на воспитателя. На музыкальных занятиях его вообще просто нет, песню не будет петь, даже если воспитатель стоит напротив него и поёт. При этом, когда его спрашивают, он отвечает и отвечает правильно. Читает книги с 4,5 лет, считает, но иногда говорит совершенно непонятные вещи. Например: «Вадик, назови перелётных птиц» - «Вампиры». Хотя после того, как воспитатель мне об этом сказала, я его в раздевалке спросила об этом, он назвал 4 птицы, а когда задала вопрос, почему он так ответил, он сказал, что так было смешнее. Объясните мне, пожалуйста, почему у моего ребёнка такое внимание, почему он так себя ведёт, воспитатели сказали что потом у нас будут проблемы в школе, а меня это пугает. Помогите мне разобраться и извините, если письмо получилось сумбурное.

До свидания, с уважением Елена

 

Ответ:

Елена, здравствуйте!

Причин тут может быть навскидку две, так как я не могу наблюдать вашего мальчика очно. Но давайте разберем обе и я вам подскажу, что делать в обоих случаях.

Первое. Проблемы действительно со вниманием. Внимание бывает двух видов – произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание – то, которое мы не контролируем, мы обращаем внимание на те вещи, которые нас интересуют в данный момент. Произвольное – от слова «произвол», то есть с участием воли, то есть мы усилием воли направляем внимание туда, куда нам нужно или куда от нас требуется, например, внимательно слушать учителя. Еще у внимания есть такие функции, как объем, концентрация, распределение, переключение и устой­чивость. Что-то из этого у ребенка может страдать. Например, в первую очередь, само произвольное внимание, у ребенка не хватает силы воли, чтобы сосредоточить внимание на чем-то и удерживать его. Или слабая концентрация внимания. Чтобы найти причину в особенностях внимания, помогут несложные тесты, которые вы можете провести сами. Скачайте на моем сайте в разделе «Библиотека» книгу Ануфриева «Как преодолеть трудности в обучении детей». Там есть и тесты на внимание, и самое главное – игры на коррекцию внимания. Что-то из игр на внимание я публиковала в рассылке, посмотрите предыдущие выпуски. Если сложно будет сделать самой, обратитесь к садовскому психологу.

Вторая причина. У ребенка какая-то психологическая проблема. Его что-то гнетет и мучает. Тот объем информации и обучение его так «достали», что произошла перегрузка нервной системы, и психика стала защищаться. Одно из защитных свойств психики – избегание или уход. То есть в то время, когда нужно воспринимать информацию, которая может повредить психику, ребенок просто «выпадает». Если это действительно так, нужно пересмотреть нагрузки ребенка, исключить что-то, добавить больше игр, прогулок, свободной деятельности. Про проблемы в школе согласна – если сейчас перегрузить ребенка учебой, то в первом классе у него пойдет стойкий отказ учиться, нежелание ходить в школу. 5 лет – период игр, именно в играх ребенок должен сейчас учиться, а многие родители стремятся как больше впихнуть в него знаний. Это неправильно. Пока ребенок не проиграет свое дошкольное детство, у него не сформируется к 7 годам внутренняя позиция школьника, то есть желание учиться, поэтому в 7 лет он откажется от учебы и будет играть. И не бойтесь, что чего-то не успеете. Когда ребенок психологически благополучен, он «догонит и перегонит Америку».

Удачи вам!

С уважением, Светлана

 

Развитие речи у трехлетнего ребенка.

Светлана, здравствуйте!!

Случайно наткнулась на ваш сайт в поисках ответов на свои вопросы и именно Вам захотелось написать и их задать. У меня племянник, 3,5 лет, видимо с задержкой развития речи, по крайней мере так считают в детском саду (садик он терпеть не может). Он производит впечатление умного ребенка, эмоционален, но с речью такие проблемы: он как бы не может выразить свою мысль, хотя запас слов большой. В садике с детьми общаться не хочет, но это может быть свойство характера...

Он вообще очень интересный ребенок, обожает книжки, эмоционально реагирует, когда ему читаешь, иногда до слез, а от радости - прыгает. Лучший подарок для него - это книга. Особенно любит стихи, просто до самозабвения, причем знает их очень много и довольно большие, но читать их на заказ отказывается, произносит их как бы сам себе, порой бормочет их во время гуляния, некоторые слова, правда, говорит неразборчиво. Песенки любит и пытается петь вместе с тобой. А выразить внятно мысль не может!! Иногда подходит, смотрит умоляющими глазами и говорит пару слов, относящихся к своей просьбе, но сказать, что хочет то-то и то-то предложением не может, если только это не простая просьба типа "пить".

Поговорить с ним тоже пока невозможно, он на вопросы чаще не отвечает, если отвечает, то односложно. Например, когда пришел с ёлки, в ответ на вопрос, что там было, сказал: "пели и плясали", больше ничего добиться было нельзя. Про себя часто говорит во втором лице, т.е. когда хочет яблоко, говорит: "хочешь яблочко?" - именно вопросительно. Никаких особенных травм у него не было, правда невропатолог назначал что-то успокаивающее (падал, конечно, как все дети) . Он также долго не желал ходить на горшок по-большому, но после того, как ему исполнилось 3 года всё делает как полагается. Подскажите пожалуйста, как лучше его развивать в плане речи и общения? Может быть, существуют игры, ведь дети так много берут из игр... Я уверена, что эта проблема уйдет, но всё же... Я - тётя и обращаюсь к Вам, т.к. родители не имеют интернета. Семья у них хорошая, полная, у Юрика есть старшая сестра на 9 лет его старше. Может быть Вы уже отвечали на подобные вопросы, тогда пришлите пожалуйста ссылочки на соответствующий материал...

Очень Вас заранее благодарю за ответ, спасибо за ваш сайт, за ваши очень хорошие, добрые и умные советы, с удовольствием почитала Ваши статьи.

С уважением: Анна.

 

Ответ:

Анна, здравствуйте!

С диагнозом задержка речи не все так просто. Столько здесь противоречий и критериев…Я бы в вашем случае на месте детского сада не стала рисковать с таким ярлычком. А вы все делаете правильно – чтение, много общения. Возможно, мальчик с определенным характером и темпераментом, возможно, интроверт, поэтому и говорить не торопится, а больше слушает и как бы прорабатывает услышанное про себя, эмоционально реагируя на это. В данном случае нужно активировать его собственную речь.

В архиве моей рассылки (http://subscribe.ru/archive/psychology.detki/) есть номера, где я писала о развитии речи (выпуск № 15, там вообще даны упражнения на активацию речи: http://subscribe.ru/archive/psychology.detki/200512/19080525.html ).

В выпуске № 16 – интересный опыт родителя ребенка по развитию речи: http://subscribe.ru/archive/psychology.detki/200601/09080507.html

И вот в одном выпуске я давала ссылку на логопедический сайт, где много практических игр для развития и активации речи ребенка: http://logoped.ru/zvuki.htm

С уважением, Светлана

 

Детская мастерская

Игры на развитие мышления.

Сегодня – продолжение серии игр на развитие мышления.

9. «Вариантность мышления»

Цель: развивать речь, активизировать словарный запас.

Инструкция:

Ребята, придумайте ситуации и их возможные по­следствия.

Например, что бы произошло:

Если бы у елочки выросли ножки?

Если бы люди стали ходить вверх ногами?

Если бы кошки стали большими, как слоны?
Запишите все свои варианты в тетрадь.

10.«Выявление общего»

Цель: развивать умение сравнивать, обобщать и ус­танавливать логические связи.

Инструкции:

Перед вами десять обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более все­го с ним связаны. Нужно найти эти два слова/и под­черкнуть.

Река (берег, рыболов, рыба, тина, вода).

Сад (садовник, забор, растения, земля, урожай).

Город (толпа, здания, улица, автомобиль, парк).

Лес (лист, береза, охотник, дерево, мед­ведь).

Библиотека (город, книги, библиотекарь,
музыка, лекция).

Спорт (медаль, гимн, стадион, победа, со­стязание).

Больница (здание, врач, сад, больной, дие­та).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Чтения (книга, глава, слово, печать, ил­люстрация).

Пение (звон, голос, аплодисменты, мело­дия, искусство).

11. «Ошибающийся учитель»

Цель: развивать умение анализировать.

Инструкция:

Один из участников должен делать умышленные ошибки при чтении текста, при доказательстве раз­личных положений. Остальная группа должна быть в постоянной готовности находить и исправлять ошиб­ки, при этом обосновывая свои поправки.

12. «Исключение лишнего»

Цель: развивать умение классифицировать по ос­новным свойствам.

Берутся три любых слова, например, «кошка», «по­мидор», «слон». Надо оставлять только те слова, кото­рые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, ис­ключить. Следует найти как можно больше вариан­тов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, которые объединяют каждую оставшуюся пару слов.

13. «Сообщения»

Цель: дисциплинировать и углублять процесс мышления.

Инструкция:

Необходимо выбрать любую тему сообщения. Да­лее, рассказывая о каком-либо событии, придержи­ваться определенно общего для всех порядка (алго­ритма). Порядок может быть разный. Можно исполь­зовать так называемый алгоритм «Цицерона»: «кто-что-чем-зачем-как-когда». Можно разработать свои.

Делимся опытом

Родительский опыт – самый что ни на есть лучший и имеет большое практическое значение для родителей малышей. А особенно он ценен и полезен, когда его озвучивает папа. Вот сегодня я с большой радостью продолжаю публиковать рассказы о воспитании, автором которых является замечательный папа Вадим. Некоторые рассказы будут сопровождаться моими комментариями.))))

 

«Иришкины заметки. Дневник папы Вадима»

 

Наши повседневные «проблемы»

Из наших "проблем" - мы пока еще не очень любим играть одни, поэтому маме

иногда тяжело и с Иришкой заниматься и домашние дела делать. Хотя недавно

вот купили ей большой пазл, на 20 больших элементов и она любит его

собирать - сама:) Собирает! Кстати, пока читал про страхи и образ волка в

Иришкином возрасте, немного смутился. Во-первых, волка мы не боимся, а

скорее любим:) - пазл - 3 поросенка, но мы зовем его "Воук", т.к. волк нам

из всех четверых нравиться больше всех:). Из животных мы раньше всех

научились говорить как хищники - рычать:). Не знаю хорошо это или плохо?

Мои комментарии: Что касается играть одному….этому нужно учиться, но обычно как раз с 3 лет и происходит стремление что-то делать самостоятельно и в родителях ребенок уже не нуждается ежеминутно. Про страхи не смущайтесь, если будет действительно страх, то вы это увидите, но страх волка – он не совсем страх реального волка, а других проблем. ТО, что ребенок начал имитировать животных – очень хорошо, помогите ей узнать, какие еще звуки издают животные. Это очень разнообразит игры, развивает слух, внимание.


          

Дед Мороз

Кстати приходил к нам на днях Дед Мороз, мы думали, что Иришка может

испугаться, нам еще 2 годика и 3 месяца. Но она только поначалу держалась в

сторонке - поближе к родителям, а после того как Дедушка Мороз подарил

подарки и начал с ней играть Иришка разошлась на полную катушку:) Ей

понравилось (ну мы так думаем:))


          

Вечерний прием пищи.

Еще одна проблема - это вечерний прием пищи. Почему-то с утра мы едим просто

великолепно, в обед чуть похуже (приходится помогать), полдник съедаем

сами, а вот ужин без помощи практически не обходится... Здесь пока что даже

еще не знаем чего делать, приходится даже есть с игрушками, хотя наверно

"так не можно":)

Мои комментарии:

Опять же все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Кто-то вообще плохо ест и только с игрушками. Бывает хуже. Почему-то пришла пословица про то, как завтрак нужно съесть самому, обедом поделиться с другом, а ужин отдать врагу. Для оптимального функционирования ЖКТ – это самый лучший прием пищи. А дети, у них же интуиция и инстинкты по-другому развиты.. значит, именно так Иришкин организм реагирует на то, как правильно питаться. Ну если вам так хочется накормить ребенка вечером, не нагружайте вечернее меню и давайте вечером те блюда, которые она любит более всего.

Для Души

Словно шарики в ящике, который трясут .

В ящик насыпали шариков - деревянных и медных - одного размера. Закрыли крышку. Подождали, открыли. Как лежали они там вперемежку, так и лежат. Снова закрыли.

Стали трясти ящик. Хорошо потрясли. Открыли крышку и по­смотрели. Наверху оказались, в основном, деревянные. А медные внизу. Шарики знают  свой путь. Каждый шарик. Ужели мы их глу­пее?

Старый человек ехал в старом переполненном автобусе. ождали .нтарииковать мышления.
озникают в условиях подобных семейого журнала.  пообщаемся!ые вопросы, касающиеся воспитания и р
Сда­вили его люди со всех сторон, а ему пора выходить. Никак не протиснуться к выходу. Вздохнуть трудно, не то что  продви­нуться. К счастью автобус тряхнуло несколько раз на плохой дороге. И человек смог подвинуться к выходу. Если жизнь тря­сет нас, мы можем продвинуться в ней. Если знаем, где выход.

Того, кто имеет большую цель, жизненные невзгоды не со­бьют с толку, а удачи и неудачи одинаково продвигают вперед. Какая разница, как именно трясут ящик? Какая  разница, как именно тряхнет автобус?

Лишь бы что-то происходило.

В. Тарасов «Книга для героев»

 

 

До встречи в следующем выпуске!

 

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное