Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 19.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск  19. «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие мои подписчики!

Закончился отпуск и я возвращаюсь в обычный режим работы. Хочу сделать несколько объявлений!

1. В ближайшие дни все, кто мне написал, получат ответы и консультации!

2. Хочу еще раз поблагодарить всех, кто участвовал в исследовании и прислал мне свои результаты. Многим я уже выслала результаты обследования именно по их семье и ребенку. Те, кто еще не прислал мне свои результаты, рисунки и сочинения, могут это сделать в любое время, я жду ваших ответов. Если у вас возникают в процессе вопросы, пишите и задавайте, будем разбираться!

3. За время моего отпуска мне пришло несколько писем, где мамы и папы задают вопросы, которые не входят с мою компетенцию. Например, логопедия, дефектология, педиатрия. Однако мне очень хочется, чтобы в нашей рассылке вы смогли получить ответ. Поэтому я подумала и решила, что раз такие вопросы вас волнуют, буду приглашать для консультаций специалистов в других областях. Так что задавайте вопросы!

4. Ох, ну и еще парочка объявлений – я думаю, в феврале выйдет мой новый портал по психологии, где будут куча всего полезного для родителей и детей.. например, он-лайн Родительский клуб)))))) Так что следите за информацией в рассылке.

Ну и наша сегодняшняя рассылка:

В разделе «Детская психология для родителей» сегодня –  статья о Детском неврозе

В разделе «Психологическая консультация» - ответы на письма.

Темы консультаций:

Ребенок не произносит букву Р

В разделе «Детская мастерская»  - практические игры для детей флегматиков и меланхоликов

Сегодня в разделе «Для души» - цитата из книги ОШО

Итак, в выпуске….

Детская психология для родителей.

Детский невроз

Опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. К средним классам школы диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: ”тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок” описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”.  Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

 

 

Существует несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы у детей” А.И. Захаров перечисляет их в следующем порядке:

 

  1. Невроз страха.

Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок  и прежде был беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве”.

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца. 

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ поведения.

 

2. Неврастения.

“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

 

3. Истерический невроз.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другой причиной истерического невроза называют обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

 

4. Невроз навязчивых состояний.

Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова).

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

 

 

Можно ли избежать детский невроз?

Причины детских неврозов - в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?”  На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность”  может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

В кабинете у одного человека висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности”.

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. Неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

Психологическая консультация.

Ребенок не произносит букву Р.

Уважаемая Светлана спасибо вам за интересную рассылку. Всегда с большим интересом читаем ее -  я и жена. И решили написать Вам в надежде на помощь в решении нашей небольшой проблемы.

Расскажу коротко - наша девочка, которой 4 года не произносит букву "Р". Вроде пустяк, а не приятно. Если можно подскажите какие существуют способы учебы дома, дайте пожалуйста какие то советы. С уважением Ваши читатели Наташа и Роман. Заранее большое спасибо за ответы.

 

Ответ:

Наташа и Роман, здравствуйте!

По поводу вашей девочки у меня вот какая информация для вас. Во-первых, данную проблему помогает решить только логопед. Он должен посмотреть девочку и найти причины, почему она не произносит эту букву. Иначе, пытаясь поставить этот звук сами, вы можете сделать это неправильно.

Например, нужно для начала определить, что у ребенка:

Нет ли дизартрии или дислалии. Каким именно «образом» ребенок пытается произнести ьукву Р, как он ее произносит – горлом, заменяет другими буквами, вообще не произносит, произносит только в середине слова, а в начале нет и т.д. Может, проблема в слабом развитии дыхания и мышц артикуляционного аппарата. Логопед выясняет особенности произношения и подбирает упражнения специально для вас. Если артикуляция звука правильная, т.е. вибрирует кончик языка у альвеол, то беспокоиться не стоит, но если ребёнок "рычит" горлом - это повод для беспокойства. Что еще может помешать: зубы, слабое дыхание, заложенный нос, уздечка и т.д. Звук Р можен не идти из-за короткой уздечки, проверти ее сами или направьте к ортодонту, так как не всегда в этом виновато неподвижность языка.

Если Вы не уверены в том, как Ваш ребёнок артикулирует этот звук, только к логопеду.

Постановка звука Р является очень кропотливой работой. Многие дети требуют длительного времени для вызывания этого звука. Помимо упражнений на развитие правильного диафрагмального дыхания и растягивания уздечки, рекомендуется вырабатывать воздушную струю и укреплять мышцы кончика языка. Работа с ребенком должна проводиться каждый день по 10-15 минут. Логопед сможет порекомендовать Вам нужные упражнения.

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края лрижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют упражнения. Например, такие:
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание. Улыбнуться, открыть рог и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Много игр можно найти здесь:

http://logoped.ru/zvuki.htm

Но еще раз хочу вам порекомендовать обязательно обратиться к логопеду!

Удачи вам!

С уважением, Светлана

Детская мастерская

Игры для детей с преобладанием флегматического и меланхолического темперамента

1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепоще­ние).

Ребёнок старается без слов, с помощью пантоми­мы, рассказать известное всем стихотворение или сказ­ку. Остальные дети пытаются угадать, что он расска­зывает.

2. «Как поступить?» (регулирование эмоций и дей­ствий).

Для этой игры нужно несколько сюжетных карти­нок конфликтного содержания. Например такие:

а) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в ру­ках;

б) дети играют, а у одного ребёнка нет игрушек;

в) ребёнок плачет.

Взяв картину, ребёнок должен подобрать свой вы­ход из ситуации.

3. «Закончи предложение» (упражнение на преодо­ление замкнутости). Надо закончить каждое из предложений: Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь... Можно ребёнка попросить объяснить ответ.

4. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнуто­сти).

Ребёнку дают задание нарисовать себя таким, ка­ким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рису­нок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он бу­дет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой.

Упражнение позволяет осознать возможность пре­одоления замкнутости, дать ребёнку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

5. «Я и другие» (свободное выражение своего мне­ния).

Ребёнку предлагают рассказать о своём друге, род­ственнике. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать и о себе, выде­ляя отрицательные и положительные качества*, акцен­тируя внимание на последних.

6. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувство­вать себя раскованно).

а) Ребёнок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.

б) Принцип игры остаётся тем же, но ребенок дол­жен изобразить кого-либо из общих знакомых. «Зеркало» указывает, кого изображал ребёнок.

7. «Попугай» (произвольность чувств).

Ведущий произносит короткое предложение, на­пример «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

8. «Рисуем имя» (гармонизация осознания имени).

Инструкция. «Давайте закроем глаза, тихонечко по­сидим. А теперь каждый попробует представить своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получ­ше рассмотреть своё имя, увидеть, какого цвета бук­вы, какие они — высокие или низкие, на что похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется».

9. «Конкурс хвастунов» (гармонизация притязания

на признание).

Инструкция: «Сегодня мы проведём с вами нео­бычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет де­лать, что у него хорошо получается». Дети определяют победителя— лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать — хвас­таться о соседе или слушать, как о нём рассказывают.

10. «Как это можно использовать» (на развитие со­образительности) .

Ребёнку предлагают игру: найти возможно боль­шее число вариантов использования какого-либо пред­мета.

Делимся опытом

Жду ваших писем для дискуссии и обсуждения)))))

Для Души

…Человек, который любит себя, совершает первый шаг к настоящей любви. Это все равно что бросить камешек в тихую заводь: круги начнут расходиться вокруг того места, где упал камешек, очень близко - естественно, где еще они могут возникнуть? И тогда они будут продолжать распространяться; они достигнут дальнего берега. Если остановить круги, возникающие рядом с камешком, других кругов вообще не будет. Тогда ты не можешь надеяться создать круги, достигающие дальних берегов; это невозможно…

Ошо

 

До встречи в следующем выпуске!

 

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное