Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 15.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 15.  «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие мои подписчики! Началась предновогодняя суета. Практически все родители начали активно искать для своих чад подарки «от Деда Мороза». Детки наши сейчас все умненькие и довольно рано понимают, кто на самом деле кладет под елочку подарок. Но изобретательные родители что только не делают, чтобы ребенок как можно дольше верил в чудо. Лично мне удалось «продержаться» до 11-летия своей дочери, прежде чем произошло развенчание мифа!:) Интересно было бы узнать, как в вашей семье поддерживается сказка о существовании деда мороза, что говорят и думают дети. Пишите, и ваши истории мы опубликуем в рассылке!

Спасибо за ваши письма и теплые слова! На все ваши письма я отвечаю лично, а если нет запрета, то публикую в нашей рассылке!

Итак…

В разделе «Детская психология для родителей» сегодня –  статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста».

В разделе «Психологическая консультация» - ответы на письма.

Темы консультаций:

Развитие речи у двухлетнего ребенка.

Как научить малыша быть более уверенным в обществе сверстников

Проблемы с 7-летним сыном

«Умный лентяй»

В разделе «Детская мастерская»  - продолжение серии практических игр на развитие познавательных способностей. Продолжаем описание игр на развитие памяти.

Сегодня в разделе «Для души» - продолжение книги В. Тарасова «Книга для героев»

 

Новости:

На моем сайте в разделе «Библиотека» появились книги по детской психологии. Вы прямо сейчас можете зайти туда и скачать нужную книгу. Кроме того, вы можете оставить сообщение или прислать мне письмо, если хотите найти ту или иную книгу.

 

Детская психология для родителей.

Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга и до напряженного сосредоточения.

Вокализации детей первого года жизни являются предречевыми, хотя иногда, некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат, голосовым аккомпаниментом предмет­ных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Таким образом, на первом году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него "комплекс оживления" максимальной силы и продолжительности. Это воздейст­вие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии, ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу первого года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных пара­метра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок пере­ходит к более сложному взаимодействию с взрослым. В ходе этого

взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная, а затем активная /инициативные высказывания самого ребенка/.

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми, до вербальной и вер­бальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца первого года до второй половины второго года.

Основное содержание второго этапа составляют два собы­тия: возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации - период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

"Ребенок начинает понимать, что звуки и их комби­нации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что сказав "ам-ам" можно  получить есть, а сказав "ма-ма", можно позвать маму".

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый. Он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляется на основе активного восприятия и его проговаривания.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.

Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек.

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетичес­кий строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последо­вательными скачками.

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, харак­теризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов.

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении.

Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребен­ком в этот период, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи. Поэтому не буду запутывать вас тем, сколько и каких слов ребенок должен знать в этом возрасте.

К концу второго года жизни, формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования  "мама, дай", "папа, иди", "Лиле пить дать". Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью, произносят в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором "главное" слово стоит на первом места. В этом же возрасте дети начинают гово­рить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и пос­тепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.

Недостаток речевого общения   с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увели­чивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных   форм    существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отно­шения между предметами и явлениями.

Но связная речь - это все - таки речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто " думанье вслух". Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь исполь­зовать интонацию, логическое /фразовое/ ударение / выделение наиболее важных, ключевых слов/, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому,

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с дру­гом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребен­ка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил  звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается рань­ше.

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рас­сказывает стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои  игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.

К пяти годам ребенок овладевает типам усваивает обиходный словарь.

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной  речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое  сообщение.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным.

Жизненная обстановка играет большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить работу по развитию речи.

Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка с взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрос­лым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны /произнесение звуков и слов, дикция, темп/, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах дея­тельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться посте­пенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

 

 

Психологическая консультация.

Развитие речи у двухлетнего ребенка.

Здравствуйте Светлана.

Я недавно подписалась на вашу рассылку и она мне очень нравится. Здесь освещаются очень интересные вопросы и кое что я думаю мне пригодится со временем. Cо временем, потому что вы обсуждаете проблемы детей от трех лет, а моему сыну только в январе исполнится два. Я хотела поинтересоваться есть ли развивающие игры от двух лет или нам так и ждать пока три не исполнится. Вся проблема в том что мой сын вообще не хочет разговаривать. Он прекрасно слушает сказки, хотя я так думаю что он, скорее всего, не все понимает, а после того как я закончу читать сказку он берет книжку и начинает её читать с выражением, но на своём "КАЛЯ-МАЛЯЙСКОМ" языке. И у меня еще одна проблема. Я месяца два назад отдала ребенка в садик, ему там очень нравится, он ходит в садик с удовольствием, но после трех дневного посещения у нас обязательно какая - нибудь болячка появляется (насморк, кашель, воспаленное горлышко, температура) и как правило потом две недели дома. Может вы можете что - нибудь посоветовать, что бы ребенок не болел так часто. Вроде бы он у меня не изнеженный был до садика, я его никогда не кутала и от сквозняков не прятала, а в садике хоть и тепло очень, но ни одна неделя без проблем не обходится. Я ему пытаюсь повысить иммунитет цветочной пыльцой, рыбьим жиром в капсулах и просто витаминами и даже прививку от гриппа сделала, но пока все

безрезультатно.

Заранее Вас благодарю. И с нетерпением жду следующих рассылок.  Валя.

 

Ответ:

Валя, здравствуйте!

Спасибо за теплые слова! Вы знаете, рассылка на самом деле посвящена всему дошкольному детству, ну для деток от года точно. А в своих материалах я ориентируюсь на те письма, что мне приходят. Вот в последнее время приходит много писем от родителей детишек более старшего возраста, поэтому и материал в рассылке по большей части для них.

 Я очень люблю, когда мне пишут и предлагают темы для будущих рассылок, поэтому спасибо вам за вопрос!))))

Думаю, что в одной из ближайших рассылок я опубликую игры для развития речи ребенка 2 лет. А что касается вашей ситуации, то, конечно, в идеале ребенок должен говорить. Как говорят логопеды, не думайте, что ребенок «копит» слова, чтобы заговорить сразу и предложениями. Нужно активно заниматься с ребенком развитием речи и активацией речи.

Вот что нужно делать постоянно:

1. Договаривание слов или предложений с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Наша Таня громко…..Уронила в речку…..)

2. Упражнение «Что одно, а чего много?» (ложек, подушек, гусей, книг, глаз, одеял и т.д.)

3. Игры наподобие «Чего не стало?»

4. Игры-инсценировки «Что изменилось», «Зайцы в лесу»

5. Рассматривания игрушек, картинок, когда мама эмоционально описывает игрушку или то, что изображено на картинке, а потом задает вопросы ребенку об игрушке и картинке.

6. Драматизации, то есть разыгрывание любимой сказки, где ребенку нужно что-то говорить за персонажа.

7. Развитие мелкой моторики рук – работа пальчиков с мелкими предметами: мелкие игрушки под наблюдением взрослого, перебирание зернышек, мозаика, плетение.

8. Упражнения на развитие дыхания (на прогулке сдувать снежинки с варежки, дуть на ленточки, сдувать мелкие предметы, показать, как дует ветер (тихи или сильно)).

9. Имитации разных звуков – гудок поезда, звуки животных, пылесоса, жужжание, шуршание, чем больше звуков, тем лучше.

10. Детские песенки, петь самой и поощрять ребенка на пение. Просто пропевать гласные звуки, или долго, или громко и тихо.

11. Игры типа «Волшебный мешочек» - положить в мешочек предметы, вытащить наугад, поощрять, чтобы говорил, что это.

12. Чтение чистоговорок, потешек. В течение дня во время режимных моментов (умывание, укладывание спать) читайте их ребенку, поощряйте повторять.

13. Пальчиковые игры (продаются пальчиковые игрушки для мини-театра), которые активизируют многие мозговые процессы, а ведь известно, что речь напрямую связана с развитием мелкой моторики, так что работайте больше пальчиками.

14. Не говорите за ребенка, сделайте вид, что не понимаете жеста, просите сказать, пусть хотя бы скажет вторую часть слова.

15. Для развития артикуляционного аппарата очень хорошо использовать «рожицы» - пусть ребенок повторяет за вами всякие разные движения рта, губ и языка. Это и весело и полезно!))))

А что касается садика, то в первое время подобные болезни – проявления адаптации, со многими детишками происходит такое довольно часто. Обычно адаптация длится один- два месяца, но если через 4-5 месяцев ребенок будет все так же болеть, обратитесь за помощью к садовскому психологу и обсудите с воспитателем схему адаптации.

С уважением, Светлана

 

Как научить малыша быть более уверенным в обществе сверстников

Здравствуйте Светлана. Уже несколько месяцев являюсь подписчиком вашей рассылки, каждый раз читаю с удовольствием,  почерпываю что-то новое. И вот, наконец тоже решилась обратиться к вам со своей проблемой. У меня сын Вова, 3 года. Он очень желанный любимый всеми нами мальчик. С младенчества был спокойным, никаких истерик, жутких капризов практически не наблюдали. Он конечно очень любит баловаться, но агрессия в нем присутствует в пределах нормы 3-х летнего юноши. Упрямством не отличается, с ним всегда можно договориться.

Ругаем Вовку мало, он и так все прекрасно понимает, очень умный, смышленый. Но меня настораживает его неуверенность в себе. Это происходит именно по отношению к другим детям. Он как будто замыкается в себе. Когда Вовка был совсем маленьким, в детской компании такие же карапузы, как он, забирали его игрушки, а он никогда не мог постоять за себя, хотя бы закричать, подать сигнал, что ему не нравится. Он просто бежал ко мне или сидел один (а то и вовсе убегал, куда глаза глядят). Это привело к тому, что ребенок вообще отказался от общения с детьми.

Весь прошлый год я специально стала водить его в детскую развивающую студию, чтобы он больше общался  со сверстниками. И, начиная с того, что он из-за моих ног вообще не высовывался, к концу года он научился общаться, играть. И сейчас, когда мы приходим на детскую площадку, мальчик бежит играть с ребятами, но как только у него пытаются забрать игрушку, или проявляет агрессию, мой сын снова замыкается и не может за себя постоять. Мне в таких ситуациях очень его жалко, не кидаться же мне к чужому ребенку и отнимать у него нашу игрушку,  не ругаться же мне с другими мамами, почему моего сына обижают. 

Я хочу чтобы Вова сам мог это сделать или может даже по своему проучить обидчика, но... В какой-то рубрике я читала советы психолога, что нужно дома разыгрывать сценки "отнимания" и учить ребенка отстаивать "свое". Дома у нас это отлично получается, малыша даже увлекает игра, но на улице с детьми все начинается с начала. Он боится даже годовичков, которые просто по собственной "несмышленности" пытаются толкнуть, он просто убегает и прячется за меня (на лице страх). Не понимаю, что является причиной такой неуверенности, ведь мальчик растет в любви, понимании, участии. У него нет недостатка в похвалах и одабривании успехов. Никто никогда не смеется над его неудачами, а наоборот, подбадриваем его всегда.

Как научить ребенка быть более самостоятельным, уверенным, не бояться забрать свое и дать сдачи, если это потребуется? Вы не подумайте, что мы из него "тятю" вырастили, мы не только нянчимся с ним, и серьезно разговариваем и ругаем, если приходится (в пределах разумного). Я сына хочу через полгода отдать в детский сад, и мне очень хотелось, чтобы с самого начала он поставил себя как личность, ведь от этого зависит его желание там заниматься, а так же иммунитет (дети, которые хотят в сад с удовольствием, меньше болеют). А у меня, от одной мысли, как ему будет там, сердце кровью обливается... Посоветуйте мне, как быть.

Очень жду ответа.

С уважением, Юлия.

 

Ответ:

Юля, здравствуйте!

Причины неуверенности ребенка – разнообразнейшие. Я прочитала внимательно ваше письмо не один раз, пытаясь разобраться, что же происходит именно в вашем случае.

И я думаю, что все-таки причина в воспитании. Вам кажется, что вы и поругать можете, и разговариваете строго, однако не дает это  результатов в том, что ребенок станет уверенным в отношениях со сверстниками. Поэтому мне кажется, что все дело в вашей, Юля, тревожности. Вы все делаете правильно, замечательно, видно, с какой любовью вы растите сынишку, как много стараетесь ему дать. Знаете, дети очень чувствительны к тому, о чем думает и как себя ощущает мама. К сожалению, кроме любви и заботы, он чувствует еще и вашу постоянную тревогу и неуверенность. Причем, вы можете ее и не ощущать постоянно, так как обычно мамы просто срастаются с ней.

Плюс ко всему, у тревожных родителей присутствует склонность к симбиозу – неосознанное стремление максимально защитить своего ребенка, оградить от трудностей и неприятностей или попросту говоря, стать с ребенком единым целым. Когда подобные чувства присутствуют, это хорошо, но понимаете. Всего должно быть в меру. Поэтому если вы чувствуете опасность для своего ребенка в лице улицы и микробов, он тоже будет этого бояться, если вы боитесь оставить ребенка с кем-то из взрослых, ребенок тоже будет бояться идти к этому взрослому. Боитесь луж, снега, слякоти, паука – однозначно у ребенка будет подобная боязнь.

Вы еще только через полгода поведете ребенка в детский сад, а уже боитесь. И ничего не будет удивительного, что адаптация будет трудной.

Чтобы вырастить ребенка личностью, нужно дать свободу и самостоятельность. Только свободный человек становится личностью. Только свои собственные ошибки способны дать бесценный жизненный опыт и возможность ориентироваться в окружающем мире. Только личная уверенность матери даст ребенку уверенность в себе самом.

Юля, как часто вы оставляете ребенка одного, с другими людьми?

Сейчас у него очень важный этап в развитии. В возрасте 3 лет ребенок отделяется от родителей и пытается стать независимой личностью. Дайте ему такую возможность. Поощряйте его самостоятельность, хвалите за каждое проявление его собственных личностных черт, характера.

И, конечно, вам серьезно нужно задуматься о себе самой, о своем отношении к воспитанию, о своей тревоге. И подумайте еще вот о чем: может, вы также общаетесь с людьми, то есть неуверенно, у вас мало контактов. Так как ребенок может усваивать поведение взрослого и вести себя идентично.

И еще один момент. Вся эта работа над самостоятельностью и над собой может занять достаточно много времени, то есть больше того времени, когда вы пойдете в детский сад. Поэтому чтобы максимально подготовиться к садику, сделайте следующие вещи – за месяц походите в сад и попросите воспитателя, чтобы Вова погулял с детьми из группы, хотя бы полчасика. Это даст возможность немного привыкнуть к воспитателю, к группе детей, прикоснуться к садовской жизни. А вам даст возможность познакомиться с воспитателем и понаблюдать за ее стилем общения с детьми. Можно купить недорогие игрушки (например, совочки и формочки для песка) и принести в группу, пусть сам Вова подарит детям игрушки. А воспитателю объясните, что у сынишки трудности в общении со сверстниками и психолог порекомендовал вам вот так поступить. В крайнем случае, сходите к садовскому психологу, может, у них есть какие-то свои методы.

Удачи вам и терпения!

С уважением, Светлана

 

Проблемы с 7-летним сыном

Здравствуйте Уважаемая Светлана!

Совсем недавно в каталоге рассылок подписалась на Вашу рассылку и она мне очень понравилась. Большое спасибо за нее. Это огромная работа, которая отнимает у Вас наверняка не мало времени. Огромное спасибо.

У меня такой вопрос. Точнее у меня их куча, но постараюсь постепенно и по очереди. Моему сыну 7 лет. Он достаточно развитый ребенок. Учится во втором классе. Но вот в последнее время с успеваемостью проблемы. В начале хорошо учился. Учительница говорит, что он постоянно крутится, не может спокойно сидеть на месте. Она его даже иногда отсаживает на последнюю парту, где он сидит один. В результате такого поведения и почерк ужасный, и успеваемость. Дома пишет красиво только под моим присмотром. Стоит отойти на минуту или отвернуться, тут же ошибка. Причем я старалась приучить его делать уроки самостоятельно. Долгое время не сидела с ним. Но сейчас понимаю, что если не буду сидеть с ним, то будут плохие отметки и за домашнюю

работу тоже. В общем обычно у нас так. Дома - 5, за классную - 3-4. Даже когда

мы с ним занимаемся он не сидит спокойно. Он всегда что-то делает руками или

ногами, т.е. теребит что-то, дергается. Может он нервный? Или с психикой что не в порядке? Может стоит ему успокоительный подавать типа валерьянки? И еще. Я стараюсь не смотря на это чаще хвалить его за хорошую отметку, за красиво написанный текст, да за что придется. Говорю ему ,что люблю его, даже если он плохо написал, все равно люблю, потому что он мой сын. Иногда у него реакция неадекватная. На мою похвалу он мне отвечает примерно так: Нет, я не хороший, я плохой. Далее следует хныканье и надутые губки. Я стараюсь его успокоить. Говорю, что он очень хороший. Не знаю, может я что-то не так делаю или говорю. Почему он так реагирует? А еще у него слишком активные игры. Он может залазить на мебель, хотя я неоднократно просила его этого не делать. Иногда просто устаю делать замечания. Может я слишком строга? Или слишком

реагирую? Просто у него есть младший брат. Ему 3 года. Он все повторяет за

ним. Старается повторять. Но такие игры могут привести к печальным последствиям. У малыша не та координация, может и упасть, и ушибиться сильно.

Брата старший любит, но иногда обижает. Иногда у него жестокие игры. Может малышу сдачи дать как следует. Это наверное из-за ревности. Хотя я стараюсь распределить внимание на обоих. Я старшему всегда объясняю, что брат маленький, поэтому ему чуть больше внимания, и что он должен мне помогать его растить. Компьютерные игры и телевизор свела к минимуму. На рабочей неделе почти не смотрит телевизор, по компьютеру играет от 30 минут до часа в день. Может и это много? Стараюсь и игры отбирать. Игры часто дарят. И все про войну и т.п.Ну как отказать ребенку в новой игре. Это ведь его подарок. По возможности прячу их, если успеваю. А иногда говорю, что не работает. Но если обман раскроется - это ведь еще хуже.

Извините, письмо кажется получилось несколько сумбурным. Все в одну кучу. Если нужна какая - то еще информация о нашей семье, я могу написать, Вы только скажите. С нетерпением жду ответа.

С уважением, Ната

Ответ:

Ната, здравствуйте!

Давайте с вами разберемся по порядку. Вы пишете, что сначала сын учился хорошо, но в последнее время начались проблемы с успеваемостью. И учитель и вы считаете, что это из-за его чрезмерной активности. Я думаю, что активность не вот вдруг взяла и проявилась, так ведь? Значит, мальчик всегда у вас такой активный и подвижный.

То, что ребенок постоянно теребит ногами или руками, это еще не показатель, что он нервный и с психикой у него что-то не так. У симптомов гиперактивности куча показателей, но чтобы вы успокоились, в конце письма я дам вам небольшой тест для определения гиперактивности и синдрома дефицита внимания.

Давайте будем считать, что у мальчика темперамент холерика (сильный тип нервной системы, неуравновешенность). Кстати, о типах темперамента у детей, о том, как его определить и какой подход выбрать к ребенку с определенным типом темперамента. Я расскажу в ближайших рассылках.

Плюс такое поведение может сигнализировать о каких-то проблемах в школе. Отсаживание такого ребенка на заднюю парту – неразумное решение, обычно чересчур активных детей сажают перед учителем, чтобы учитель мог контролировать и удерживать внимание ребенка на себе. Поговорите с учителем, попросите его, чтобы она мальчика посадила перед собой. А вот что явилось снижением успеваемости, нужно конечно, посмотреть психологу очно. Так как разброс причин очень большой – от проблем внимания до снижения самооценки.

Почему на вашу похвалу отвечает неверием? Детки в этом возрасте еще способны чувствовать, насколько искренне к нему относятся. Посмотрите на ваши взаимоотношения со стороны – на самом ли деле вы так считаете и любите его безусловно? Не слишком ли явно противопоставляете с младшим братом? В любом случае нужно еще раз посмотреть на самооценку ребенка.

Самый простой тест на проверку самооценки ребенка:

Нарисовать лесенку и сказать ребенку: Вот смотри, наверху лесенки – самые лучшие дети, а внизу – самые плохие. Скажи, где бы ты поставил себя?

Вы сможете наглядно увидеть, какая самооценка у вашего ребенка.

Что касается отношений с братом. В принципе, то, что вы описали, вполне нормально, для малыша старший брат будет авторитетом и он будет повторять за ним все, что делает старший. Но вот слова, что старший ОБЯЗАН вам помогать в воспитании младшего – это неправильно. Это не должно стать обязанностью для него. А вот чувствовать ответственность за младшего и подавать ему пример – это другое дело. Сыграйте на этом – хвалите старшего, когда он учит брата чему-то полезному и интересному, заботится о нем.

Для активных детей самое лучшее – строгий режим. Все должно делаться в строго определенное время. Тогда у ребенка выработаются и закрепятся хорошие и нужные привычки, он уже будет заранее настроен на деятельность, которая требует от него усидчивости и внимания. В семье должны быть правила и у детей тоже. Они должны четко знать, когда и что можно, что нельзя. Но: правила должны быть гибкие, не лишать ребенка основных потребностей и тон требований не должен быть повелительным или унизительным. Если в воспитании ребенка участвуют бабушки, то среди всех воспитателей должна быть четкая согласованность. И о наказаниях: наказывать нужно, лишая хорошего, а не делая ребенку плохого.

Об играх. Вы правы, что стараетесь ограничить ребенка в играх, особенно в войну, экшн и подобные агрессивные. Самый лучший вариант – вообще не играть в подобные игры, но я понимаю, как сложно ограничить ребенка в том. Что он уже попробовал и получил от этого удовольствие. Поэтому используйте подобные игры как можно реже и то, в знак того, что он что-то сделал хорошее, то есть как поощрение.

Ну и обещанный тест на гиперактивность.

Тест.

Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев, чтобы уже обращаться за помощью к специалисту.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

С уважением, Светлана

 

«Умный лентяй»

Добрый день, Светлана!

Очень заинтересовал ваш сайт, спасибо за объемную и увлекательную информацию.

Сразу захотелось Вам написать. Моему сынишке 3 года и 3 месяца. Хотела бы воспользоваться Вашим советом. Мой ребенок очень ленивый, его даже в садике называют "умный лентяй". Он сообразительный мальчик, но у него быстро пропадает интерес к заданиям, хотя я стараюсь их разнообразить. Стараюсь учить его буквам, цифрам, стишкам, но он не очень-то хочет (я его особо не утруждаю, стараюсь учить его в процессе игры). Иногда замечаю как он сам, играя считает (причем неплохо), буквы знает, но "лишний раз" не покажет, а со стихами вообще проблема: знает много, но рассказывает только мне, иногда папе и без особого энтузиазма. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить. Огромное спасибо.

С уважением, Ольга

Ответ:

Ольга, здравствуйте!

Знаете, если ваш сынишка развит по возрасту и знает и делает все, что от него требуют возрастные нормы, то тогда и волноваться не нужно. Скорее всего, у него стоит «ограничитель», который не дает перегружать мозг лишней информацией, это говорит о том, что у мальчика может быть слабый тип нервной системы, соответственно и темперамент. Если у мальчика темперамент меланхолика, то таких детишек не нагружают большим объемом работы, а как бы делят его на порции. Таких детей не нужно заставлять что-то делать насильно, но вот доводить начатое до конца нужно поощрять. Чаще хвалите ребенка, поощряйте самостоятельность и успехи. Чтобы что-то сделать, дайте ребенку сосредоточиться и адаптироваться, не торопите его.

Если он предпочитает играть самостоятельно, подкидывайте ему игры, но не ждите, чтобы он тут же начал в них играть, возможно, ему потребуется время, чтобы со всех сторон увидеть и оценить, а уже потом действовать.

И насчет стихов – не все дети любят рассказывать их кому-то, многие дети предпочитают более индивидуальное общение, чем выступление на публику. Я всегда привожу пример, как родители, желая показать успехи ребенка перед гостями, просят встать малыша на стул и прочитать стишок. Для какого-то ребенка это лишнее внимание к себе, а для кого-то – сильный стресс, который ведет к  развитию социофобии. Поэтому не заставляйте, но поощряйте проявленную активность! Это принесет больше разумного развития!

С уважением, Светлана

 

Детская мастерская

Сегодня  - продолжение описания игр на развитие памяти.

8. «Найди картинку»

Цель: развивать произвольную образную память.

Инструкция:

Перед собою вы видите разные картинки. Посмот­рите на них внимательно и найдите одну картинку, на которой изображен лес (большой дом, машина, мальчик бежит и т. д.).

9. «Трудное — запомни!»

Цель: развивать зрительную и слуховую память.

Инструкция:

Сейчас я вам покажу десять слов с трудным напи­санием и уберу их.

А вы под диктовку должны записать эти слова (время показа слов — 25-30 секунд).

Зрительная память в данном упражнении как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

10. «Заблудившийся рассказ»

Цель: развивать кратковременную эмоциональную память.

Инструкция:

Ребята, я начинаю рассказывать вам историю. Один из участников начинает ее развивать, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону, перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» разговор. За­тем право дальше развивать тему он передает следу­ющему участнику на свое усмотрение. Этот ребенок должен «распутать» разговор — пройтись от конца к началу разговора. После того как участник вернулся к началу, к исходной теме, начинает сам «запуты­вать» разговор. После этого передает слово любому из участников и т. д.

11. «Домино»

Цель: развивать зрительную и слуховую память.

Необходимо для проведения данной игры иметь набор картинок. Каждому участнику раздаются по не­сколько карт так, чтобы изображение было скрыто от играющего. Первый участник кладет одну из своих карт перед собою изображением вверх и начинает по­вествование. Это может быть рассказ, сказка, фантасти­ческая история, т. е. все, что угодно, но обязательно ис­пользовать в своем повествовании изображение на картинке. Рассказав, он жестом передает слово соседу. Тот кладет свою карту изображением вверх и продол­жает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по/кру­гу. Каждый как бы вплетает в общее повествование свое изображение картинки. Игра проводится до тех пор, пока из игры не выйдут все карты.

12. «Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно-логическую память.

Инструкция:

Ребята, чтобы обладать хорошей памятью, ее необ­ходимо постоянно тренировать. Вы можете это де лать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Сейчас давайте с вами постараемся запомнить корот­кий рассказ. Внимательно слушайте и запоминайте: «Высоко в горах живет горный баран. В небе кру­жит большой орел. Внизу по деревьям прыгают лов­кие обезьяны. Вдруг маленькая обезьяна запрыгнула на высокое дерево. Камнем упал орел вниз и схватил ее острыми когтями. Взрослые обезьяны стаей на­бросились на орла. Наконец орел вырвался и улетел. С тех пор орел никогда не нападал на смелых и ум­ных обезьян».

13. «Калейдоскоп»

Цель: развитие памяти цветовой гаммы.

Выбирается водящий, который становится лицом к участникам. Игроки по очереди называют водяще­му цвет, который каждый из них предпочитает.

После того водящий поворачивается к ним спи­ной, а игроки быстро меняются местами. После того как водящий повернется, он должен назвать, какой цвет нравится каждому игроку, чей цвет не угадали.

14.«Разведчик»

Цель: развивать зрительную эмоциональную память.

Выбирается из участников игры «разведчик». Ос­тальные дети по команде ведущего неподвижно зас­тывают на своих местах. При этом каждый запоми­нает свою позу, а «разведчик» старается запомнить позы всех участников. Внимательно изучив их позы, внешний вид, «разведчик» выходит из комнаты. В это время все участники делают несколько измене­ний своего внешнего вида, позы, обстановки или чего-то другого. После того как все изменения сделаны, «разведчик» возвращается в комнату. Его задача — обнаружить все перемены. Далее «разведчиком» ста­новится по желанию участник игры.

Делимся опытом

Жду ваших писем для дискуссии и обсуждения)))))

Для Души

 Крестьянин, у которого  была лошадь.

Крестьянин, у которого была лошадь, считался богатым чело­веком в своей деревне. Ему завидовали. Но когда его лошадь уш­ла в лес и не вернулась, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но когда его лошадь вернулась и привела с со­бой из леса ничейного коня, все снова стали ему завидовать, но когда его сын упал с этого коня и сломал ногу, некоторые пере­стали  завидовать ему. Но когда началась война и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидо­вать ему.

Только сам крестьянин не печалился и не радовался. Он не умел этого делать, потому что не понимал, какой прок от печали и радости. Каждый из нас чего-то не понимает, не только этот крестьянин.

Каждый из нас иногда чувствует, что чувствует не то, что надо чувствовать.

Чашка выскочила из рук, вы пытались ее подхватить. Почти удалось, да не подхватили. Все-таки  разбилась.  И в этот мо­мент мы  почувствовали легкую радость. Не надо больше пытать­ся  подхватить. Все. От нас ничего больше уже не зависит. И огорчение есть в уме, и легкая радость в чувствах. Подсказка чувств о звездном часе. Эта легкая чувственная радостная под­сказка сопровождает любую неудачу, любое горе.

 

До встречи в следующем выпуске!

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное