Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 14.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск  «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие мои подписчики! Не могу удержаться, чтобы не выразить своих радостных чувств по поводу погоды, вчера, в воскресенье, наконец падал легкий снежок и так радостно дышалось! Я надеюсь, что ваши детишки от души повалялись в снегу, а папа в честь воскресенья слепил местной детворе во дворе снежную бабу!

Ну а мы с вами продолжаем получать полезную и интересную информацию о детях, детской психологии и детско-родительских отношениях.

Спасибо за ваши письма и теплые слова! На все ваши письма я отвечаю лично, а если нет запрета, то публикую в нашей рассылке!

Итак…

В разделе «Детская психология для родителей» сегодня – статья «Почему дети не проявляют свои врожденные способности?»

В разделе «Психологическая консультация» - ответы на письма.

Темы консультаций:

Проблема с горшком…

Проблема с засыпанием у ребенка 6 лет

В разделе «Детская мастерская»  - продолжение серии практических игр на развитие познавательных способностей. Продолжаем описание игр для развития памяти.

Сегодня в разделе «Для души» - очень мудрая притча Дж.Х. Джебрана «О детях»

Детская психология для родителей.

Почему дети не проявляют свои врожденные способности?

Практически всех интересует этот вопрос. Родители думают, что дети обязательно должны проявить однозначно (т.е. видимо и легко распознаваемо для родителей) свои способности. И когда ребенок проявляет себя неким образом, делают из этого выводы часто прямо противоположные действительному положению вещей.

Если ребенок с удовольствием играет на музыкальном инструменте (занимается музыкой) это еще не значит, что у него есть врожденные способности к профессиональной деятельности в этой области, и профессии композитора, музыканта или звукорежиссера как раз то, что нужно. Даже наличие абсолютного музыкального слуха не гарантирует успех в профессии, ибо никак не связано с наличием ресурса для работы в этой области и не убережет от истощения психики и нарушения здоровья организма в целом. Вот один из возможных вариантов реальной подоплеки такого интереса ребенка к музыке. При долговременном эмоциональном типе памяти музыка необходима для активного использования долговременного канала памяти, и многие дети интуитивно это чувствуют. Все дети хотят быть умными и успешными, такая потребность заложена во всех, а для достижения этой цели необходимо активное использование долговременного канала памяти. Итак, занятия музыкой в данном случае не цель, а средство достижения успеха в изучении других предметов. Но при попытке превратить музыкальные уроки из приятного, полного удовольствий и полезного занятия, в профессию, возможны негативные последствия не только для психики ребенка, но и для здоровья. Это один из сотни примеров неправильного толкования родителями поведения своего ребенка. Хорошо если родители не давят на ребенка, а действуют по принципу «ну нравится, так позанимайся немного», а если оказывается давление на неокрепшую психику?

Задумайтесь, к каким последствиям это может привести. На востоке говорят: «только знающим дано понять вкус плода по его цветку». Очень важно вовремя спохватиться и понять, что психика ребенка не тренажер для начинающих родителей по отработке знаний, полученных из книжек «Сам себе психолог». Предлагаем Вашему вниманию притчу, которая наглядно показывает, что собственно происходит со многими родителями и их детьми.

Птица и яйцо

Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иногда он спрашивал свою приемную мать:

— Когда же я полечу?

И птица, привязанная к земле, отвечала:

— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.

Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.

«Если бы не она, рассуждал он сам с собой, — я до сих пор оставался бы в яйце».

А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень».

Идрис Шах 12 век

Эта притча кажется простой и очевидной и комментарии вроде бы излишни. Однако постарайтесь воспринять ее не только поверхностно, но и осознайте чувства и ощущения, которые возникают. По мнению самого Идрис Шаха человек может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг. Эта притча не только поучительна, но помимо всего прочего иллюстрирует подоплеку современной цивилизации. В ней выделяются две идеи. Первая идея: предположение, что одно обязательно вытекает из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу. Вторая: если человек может справится с какой-нибудь одной задачей («высидеть яйцо»), это еще не значит, что он может справится и с другой тоже («научить птенца летать»). Сразу вспоминается изречение «рожденный ползать летать не может», но и рожденный летать не может ползать, это будет тормозить его развитие и в итоге приведет к деградации.

Эта птица не знала, какой птенец в ее гнезде и поэтому не могла ему помочь. Она сама не могла летать и естественно не могла понять какие условия необходимо создать для своего птенца и как он может проявить себя при правильно созданных условиях. Формально ее нельзя обвинить. Так и мать, не имеющая врожденных способностей к созданию ювелирных изделий, например, или к экономике не может создать условия для своего ребенка, чтоб он ярко и активно проявил свои способности. Формально, какие могут быть к ней претензии? Да никаких, и любящий ребенок, конечно, будет рассуждать так же, как и птенец из притчи: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени…» Но, спустя время, ребенок, достигнув зрелости, через многие труды и переживания возможно поймет, что прожил жизнь не так, как ему хотелось. Хорошо, если это произойдет в 40 лет, и есть еще силы и здоровье на построение новой жизни.

Очень важно, чтобы родители понимали, что имеют все возможности к осознанию собственных ограничений и пониманию потребностей своих детей. Но, к сожалению, мы почти каждый день наблюдаем возмущение родителей по поводу того, как в их «гнезде оказался летающий птенец». Возмущению так же нет предела, когда мы рекомендуем «выталкивать птенца из гнезда», чтобы он получил собственный практический опыт. Дети проявят свои врожденные способности ярко, если создать условия, т.е. хотя бы «вытолкнуть из гнезда». Но для совершения такого поступка нужно не быть наседкой, необходимо самой подняться на другую ступень развития, а это требует определенных усилий. Но так же нельзя забывать, что в Вашем «гнезде» мог оказаться и «плавающий птенец»! Рождение детей предоставляет родителям пространство для самосовершенствования, воспользуйтесь этим с радостью.

Конечно, это может быть страшно ведь все новое и непонятное пугает. Родители бояться за своих детей, и в большинстве случаев их поведение диктуется именно страхом, но вы боитесь того, что видите вблизи и не задумываетесь о том страшном, что может ждать впереди, если не совершить действие именно сейчас, когда оно будет своевременным.

Страх за жизнь ребенка парализует не только деятельность самих родителей, но и в дальнейшем их ребенка, который рискует так и остаться «сидеть в гнезде», утешая себя размышлениями «…это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью». Попытки сделать что-нибудь собственными усилиями, когда потеряно столько времени, часто не приводят к успеху, а поиски высшей мудрости могут привести человека в секту.

Вроде на словах все понимают, что врожденные способности у всех разные и вполне могут отличаться у детей и их родителей, но на практике постоянно совершается одна и та же ошибка. Родители преподносят ребенку свое восприятие мира, исходя из своих врожденных данных (типов памяти, мышления и других особенностей), не учитывая (а порой даже не желая узнать) особенности ребенка. Редко когда мамы и папы с радостью воспринимают ребенка не похожего на них, а ведь это шанс для их собственного развития, прекрасная возможность расширить их представление о мире. Не упускайте его, он может и не представиться больше так ярко.

Дети не всегда проявляют интерес именно к тем областям, в которых лежат их врожденные способности, особенно дети с тактильным типом памяти и низким показателем трудолюбия. Они ждут, что им все «принесут на подносе» и они, попробовав и получив свой практический опыт, смогут решить нравится им это или нет. На консультации часто слышим от родителей: «Мой ребенок никогда не говорил, что хочет работать в инновационной промышленности». При этом мало кто задумывается, а имеет ли ребенок реальное представление об этой профессии, т.е. что конкретно он будет делать каждый день на работе и чем будет заполнена его жизнь.

Так почему дети не проявляют свои врожденные способности? Да потому, что каждому ребенку нужны индивидуальные условия, созданные специально для него. И под индивидуальными условиями понимается не только отдельная комната и посуда, одежда и игрушки, а целостный подход по созданию психологического климата в семье, где поведение родителей должно соответствовать особенностям ребенка. И вот тут происходит столкновение интересов. Родители хотят жить, так как им удобно и полагают, что ничего плохого с ребенком не случиться, ведь они тоже выросли в таких же условиях, главное чтоб был сыт и одет. Не редко можно услышать и такое мнение: «Мы сами выбрали профессию, наши родители не знали никаких диагностик, а сколько успешных профессионалов из них получилось, придет время и все проявится». Да, это отчасти правда, но не стоит забывать тот факт, что до начала 20 века подавляющее большинство профессий были просты и понятны, их было в 2500 раз меньше, чем сейчас и по статистике каждые 5 лет появляется около 100 новых специальностей. По всем «старым» профессиям давно разработаны развивающие игры, и познакомиться с ними сравнительно легко, тогда как по современным профессиям зачастую нет даже просто понятной для ребенка информации.

Источник: http://www.aumworld.ru/articles/bird_egg.html

Психологическая консультация.

Проблема с горшком…

Здравствуйте, Светлана!

Я недавно подписалась на Вашу рассылку, получила первый выпуск (13) и сразу же увидела там в вопросах, которые Вам задают, волнующую тему и для нас тоже: проблема с туалетом. В ответе на письмо Андрея (ПРоблемы с туалетом у 3-х летнего ребенка) Вы пишете, что могут появиться запоры, если родители неправильно приучают ребенка к горшку. Это наверное, как раз наш случай.

Моей дочери через месяц уже 4 года, она страдает хроническими запорами. Из-за этого появились проблемы по гинекологии, мы даже неоднократно лежали в больнице. За питанием мы следим, но у меня такое чувство, что дело не в питании.

Врачи рекомендуют, чтобы стул был регулярным: 1 раз в день, но у

нас - 1 раз в 2 дня, и то, каждое хождение на горшок сопровождается у нас спорами, криком. Я вижу по ее поведению, что она хочет в туалет, но она садиться не хочет и продолжает терпеть, пока ее не напугаешь клизмой и т.п., пробовала не заставлять ее садиться на горшок, но тогда дело затягивается на 3-4 дня и приходиться делать ту же клизму. Напишите, пожалуйста, как нам быть выйти с наименьшими потерями из этой ситуации. Мы уже покупаем второй горшок, т.к. после очередного запора она перестала

садиться на старый.

Спасибо.

Елена

 

Ответ:

Елена, здравствуйте!

Проблема детских запоров очень сейчас распространена, кстати, запор не считался заболеванием раньше, а вот в последнее время его выделили в отдельную болезнь. Причин запоров много. Если вы исключили эти причины:

 - вам не поставили таких диагнозов, как пороки развития толстой кишки: мегаректум, мегадолихосигма, аноректальные атрезии и стенозы, аномалии развития интрамуральной нервной системы толстой кишки (болезнь Гиршпрунга)

 - у ребенка нет трещин, полипов, опухолей, геморроя, спаечной болезни

 - нарушение питания (следите ли вы за тем, чтобы у девочки было специальное питание с содержанием клетчатки, большое количество воды… частое употребление таких продуктов, как шоколад, икра, мучное, рис, творог, крепкий кофе, чай, гранаты, груши и айва, может способствовать появлению запоров),

То вполне возможно, что запор у ребенка имеет нейрогенную причину, так как толстый кишечник имеет очень высокую чувствительность к воздействию психоэмоциональных факторов. Обычно запор – это знак родителям ослабить свои излишние требования, то есть ребенок выражает протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, насильно высаживают на горшок,  или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил в определенное время. Кроме того, причиной запора может быть то, что ребенок старается привлечь к себе внимание родителей. Это может быть страхи, конфликты между родителями, напряженная ситуация в семье, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком (ругают много, требований много, а вот «пряников» мало – мало хвалят, мало дают самостоятельности в принятии решений и действий, малоподвижный образ жизни), стеснительность самого ребенка – например, ребенку внушили, что сходить по - большому это грязно, некрасиво).

Если вы сейчас не найдете причину запора в психоэмоциональной сфере ребенка, этоо грозит неврозами и депрессией, а процесс длительной задержки кала приводит к потере чувствительности к заполнению толстой кишки с нарушением физиологической гармонии в ее работе (появление энкопреза – недержание кала). В итоге возникает чувство вины в сочетании со злостью на себя, непредсказуемое поведение, замкнутость. Наступает полный душевный дискомфорт, требующий помощи психиатра.

Я очень рекомендую вам пересмотреть ваши воспитательные воздействия, свое отношение к ребенку, режим питания. Исключить утреннюю спешку, за завтраком ребенок должен съесть более объемное количество еды, нежели в обед и ужин. Ни в коем случае не пугать клизмами! Если уж и придется пользоваться в первое время, пока будете избавляться от запоров, сделайте это в виде игры: клизма пришла в гости помочь девочке, но она будет приходить все реже и реже, потому что нужно помочь другим деткам, которые не умеют какать сами, а ведь ты умеешь, поэтому надо показать клизме, как ты умеешь делать это каждый день. Хвалите чаще девочку за самостоятельность, не только в том, что она сама сходила по-большому, ну и в других видах деятельности. Дайте ей больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры  - это еще и причина сдерживания эмоций внутри себя на фоне того, что ребенка подавляют и не дают их выражать. Если не получится справиться собственными силами, обратитесь за очной консультацией к детскому клиническому психологу.

Всего вам доброго!

С уважением, Светлана

 

Проблема с засыпанием у ребенка 6 лет

Добрый день, Светлана!

Прочитала в последней рассылке о проблеме засыпания ребенка 1г. 2 мес. А у нас девочке - 6 лет 8 мес. И никак не приучим не только засыпать самой, но и спать в своей комнате. Самостоятельно она никогда не засыпает. Надо с ней полежать, чтобы заснула. И каждый раз приходится уговаривать ее спать в своей комнате. Иногда засыпает с нами, а потом ее переносим в свою комнату. Но ночью или под утро может перейти спать к нам. И это тянется годами. Сама она тоже уже все прекрасно понимает и объясняет нам, что "под бочком" у нас ей лучше спится, что вот еще немного она подрастет, и будет спать самостоятельно, в своей комнате. Может быть, действительно это все закончится само собой через полгода-год и не имеет смысла уже с этим бороться, раз уж так получилось?

Конечно, мы сами виноваты в сложившейся ситуации, в свое время не проявили настойчивость и теперь пожинаем плоды. 

С уважением, Гуляева Елена

 

Ответ:

Елена, здравствуйте!

Я тоже думаю, что девочка пользуется вашей мягкостью и отсутствием настойчивости, ведь страхов или какой-то боязни у ребенка нет, как я поняла их вашего письма.

Поэтому чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно, да еще и в своей комнате, вам нужно:

  1. Проявить настойчивость и сообщить, что «девочка ты у нас уже довольно большая и нужно уже вести себя, как взрослая, поэтому начнем мы с того, что спать ты будешь сама и только в своей комнате».
  2. Делать это, конечно же, нужно постепенно, но настойчиво, дать понять, что вы настроены твердо. Пообещайте, что иногда, допустим, по субботам, она будет засыпать у вас под боком.)).Так как, может, ей не хватает в течение дня телесного контакта с родителями и общения, вот она и пытается таким образом компенсировать недостаток.
  3. В других сферах деятельности ребенка нужно также поощрять самостоятельность и проявление взрослости, активность. Обязательно хвалить за это.

 

Подумайте и вы о том, не приуменьшаете ли вы возраст ребенка, не считаете ли ее меньше того возраста, который есть в данный момент. Ведь нередко дети чувствуют себя в соответствии с тем возрастом, на который делают акцент родители.

Оставляйте ночник, давайте ей с собой игрушку. Если ночью пришла к вам, отведите в кроватку, посидите немного, но с собой не стоит оставлять.

Если вы все будете делать постепенно, правильно и проявив настойчивость, то через 1-2 месяца все должно наладиться.

Всего вам самого лучшего!

С уважением, Светлана

Детская мастерская

Развитие памяти

Память — это следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Личность — ее отношения, навыки, надежды, привычки, жела­ния — существует благодаря памяти. В памяти мож­но выделить три взаимосвязанных процесса — это за­поминание, сохранение и воспроизведение. В зависи­мости от того, как долго сохраняется материал в па­мяти, выделяют память краткосрочную и долговре­менную. А среди характеристик памяти можно выде­лить такие природные свойства, как объем запомина­ния, скорость запоминания, скорость забывания, дли­тельность хранения информации, точность запомина­ния. Память — это не только дар природы, который нам дается при рождении, но и результат целенап­равленного развития этой функции.

У детей необходимо развивать произвольное запо­минание и непроизвольное (основанное на эмоциях и интересах), также кратковременную и долговремен­ную память; развивать так же и отдельные свойства памяти, такие, как память зрительная, слуховая, эмо­циональная и др. (в зависимости от того, какие ощу­щения преобладают).

У младших школьников и дошкольников в основ­ном преобладает непроизвольное запоминание.

Игры на развитие памяти.

1. «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковре­менную и долговременную)

Инструкция:

Сейчас я вам по очереди буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знако­мый нам предмет (время показа каждой картинки 1-2 секунды). А теперь (после просмотра всех десяти картинок) по очереди назовите (или запищите) пред­меты, которые вы запомнили. Порядок называния не имеет значения.

 

2. «Запомни слова»

Цель: Развивать слуховую память — кратковре­менную и долговременную.

Инструкция:

Сейчас я вам прочитаю десять слов (стол, тетрадь, часы, дом, конь, окно, бра, лампа, яблоко, роза).

Вы должны их запомнить и повторить (или запи­сать) слова, которые вспомните.

Спросите ребенка эти же слова через определенное время без повторения словесного материала.

3. «Каскад слов»

Цель: развивать объем кратковременной слухо­вой памяти на слова.

Вы сейчас должны за мною повторять слова. Я на­зываю вначале одно слово, затем два, затем три и т. д.

Список слов:

Огонь.

Огонь, дом.

Огонь, дом, конь.

Огонь, дом, конь, гриб.

Огонь, дом, конь, гриб, мел.

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора.

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед.

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед, сосна.

 

4. «Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную па­мять на цифры:

Посмотрите внимательно на тот же цифровой ряд и повторите его в той же последовательности (внача­ле две цифры, затем три, четыре и т. п.).

Список цифр: 6     2 283 1743 63519 148692 2938147

5. «Я кладу в мешок...»

Цель: развивать произвольную память.

Инструкция:

Ребята, я говорю предложение, а следующий игра­ющий должен повторить сказанное и добавить еще что-нибудь. Следующий игрок повторяет всю фразу от начала и добавит еще что-то от себя и т. д.

Например:

«Я положил в мешок яблоки...»

Следующий участник:

«Я положил в мешок яблоки, бананы ...» и т. д.

 

6. «Фотоаппарат детектива»

Цель: развивать кратковременную память.

Инструкция:

Вы должны представить себя фотоаппаратом, кото­рый может сфотографировать любой предмет, ситуа­цию, любого человека и т. д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмот­реть все предметы, которые лежат на этом столе. За­тем закройте глаза и постарайтесь перечислить все, что удалось запомнить.

 

7. «Запомни фразы»

Цель: развивать смысловую память.

Инструкция:

Я вам сейчас по очереди называю пять фраз, а вы их должны запомнить и назвать:

Мальчик устал.

Девочка плачет.

Папа отдыхает.

Мама готовит.

Бабушка читает.

Если у ребенка появляются затруднения в повто­рении фразы, которые ему называют, дайте ему бума­гу и цветные карандаши и предложите к каждой фразе сделать рисунок, который поможет в запомина­нии.

Делимся опытом

Жду ваших писем для дискуссии и обсуждения)))))

Для Души

 Джебран Халиль Джебран.

"О детях"

"И спросила женщина, державшая ребенка на руках:

-Скажи нам о Детях.

И он сказал:

-Ваши дети – не дети вам.

Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.

Они приходят благодаря вам, но не от вас, и, хотя они с вами, они не принадлежат вам.

Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли, Ибо у них есть свои мысли.

Вы можете дать пристанище их телам, но не душам, Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в мечтах.

Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать похожими их на себя.

Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.

Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы  вперед.

Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей  силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.

Пусть ваш изгиб в руке Стрелка несет радость,

Ибо как любит Стрелок летящую стрелу, так любит он и лук,  который остается на месте.

 

До встречи в следующем выпуске!

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное