Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки жесткой любви

  Все выпуски  

Уроки жесткой любви Культура насилия


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Пономарева Сарьяна Консалтинговый бизнес в Интернет
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Здравствуйте, дорогие читатели

Культура насилия

(окончание)

Необходимо отметить, что для подростков очень важно по­лучить одобрение их действий со стороны друзей. Это одобре­ние для них является суррогатом более широкого социального одобрения той модели маскулинности, которой они следуют. Данное одобрение для них - определенный индикатор того, что они соответствуют гендерным ожиданиям, существующим в их субкультурной группе. Для нас это одобрение — свиде­тельство о маскулинности как о коллективной практике, которая следует принципам групповой динамики. Поэтому не случаен тот факт, что сексуально активные подростки предпочитают об­щаться с теми, кто склонен к антисоциальному поведению. Так, например, на вопрос: «Многие ли из твоих друзей употребляют наркотики или алкоголь?» — «большинство» и «практически все» ответили 51 % сексуально активных и только 25 % «девственных» старшеклассников.

Итак, можно сказать, что сексуально-активные подростки придерживаются стереотипов «мачистского» поведения, согласно которым агрессия, употребление спиртного и наркотиков трактуются как характеристики настоящего мужчины и включе­ны — в качестве основы — в агрессивную модель маскулинности, пропагандирующуюся в подростковой среде.

Но почему именно такие образы «настоящего мужчины» доминируют в подростковой среде? Что придает именно такие характеристики структуре их маскулинности? И что тогда пред­ставляет собой настоящая женщина в понимании современных подростков? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы долж­ны обратить внимание на один из основных источников знаний подростков о личных отношениях, на основе которого они бу­дут строить свою будущую семью. Таким источником являются информация и образы, транслируемые популярной культурой, в том числе и средствами массовой информацией.

Прежде всего, современные продукты масс-культуры отли­чаются агрессивностью — как наличием образов насилия в них самих, так и агрессивностью продвижения данного продукта на рынки. Российские ученые, изучавшие влияние фильмов ужасов, триллеров, боевиков на психоэмоциональное состоя­ние подростков, также пришли к выводу, что под воздействием подобных фильмов происходит значительное увеличение склон­ности к проявлению насилия: после их просмотра среднеариф­метический показатель склонности к открытому агрессивному поведению в группе подростков увеличился в два раза. При этом, если до просмотра фильма максимальный балл ответов подрост­ков, направленных на социальную кооперацию, был равен шести, то после просмотра видеофильма он снизился до трех баллов, а максимальный балл ответов, направленных на агрессивные побуждения увеличился вдвое.

Эта направленная вовне агрессия имеет и гендерный ком­понент. Проведенное в России в 2000 г. исследование о сценах агрессии, демонстрирующихся на российском телевидении, по­казывает, что насильственные действия здесь имеют четко выра­женный гендерный характер: из всего объема зафиксированных сцен агрессии основная часть (65,0%) приходится на взаимо­действие между мужчинами и женщинами, при этом женщины в большинстве случаев представлены как жертвы. Таким обра­зом, агрессивная модель мужского поведения репрезентируется в статусе нормативной и насилие в межполовых отношениях становится одной из составных частей понятия маскулинности: мужчина — всегда агрессор, женщина — всегда объект его агрес­сии. Более того, наличие жертвы становится принципиальным условием маскулинной идентификации, скроенной по принципу доминирования: без объекта агрессивных действий нет и их субъ­екта, без проявляемого насилия не существует и доминирующей маскулинности. Конечно, подобные установки, демонстрируе­мые в СМИ, не являются лишь собственной конструкцией, во многом они — отражение гендерных стереотипов, существу­ющих в обществе. Их наличие еще раз подчеркивает тот факт, что насилие в отношении женщин все еще не рассматривается большинством населения как серьезная проблема, нуждающаяся в разрешении.

Исследование, проведенное социологами М. Поздняковой и Л. Рыбаковой, опросившими 176 осужденных насильников, также подтверждает эти выводы. По результатам проведенного опроса ими было выделено два основных фак­тора, позволяющих предсказать склонность молодого мужчины к совершению насилия. Первый фактор — это убеждение, что его друзья готовы одобрить такое поведение, а второй фак­тор — грубое, пренебрежительное отношение к женщине Это отношение к женщине, которое испытывают насильни­ки, также существует в современном российском обществен­ном сознании — особенно в связи с тем, что образ женщи­ны как сексуального объекта занял прочное место в рекламе и СМИ. Именно на нем базируется дискриминация женщин в обществе, более того, общество зачастую не только игно­рирует данную проблему, но и оправдывает случаи агрессии, обвиняя в произошедшем жертву, выискивая вину в ее пове­дении, манере одеваться и т. п. Так, например, факт личных отношений между юношей и девушкой часто расценивается как безусловное право юноши на сексуальные отношения с по­другой, независимо от ее желания, а также на применение силы в случае ее отказа вступать в эти отношения. Поэто­му не удивительно, что при опросе подростков, проведенном в России, каждый четвертый юноша в той или иной степени согласился с предложенным в опроснике мнением, что «Нельзя осуждать парня, если он займется сексом с девушкой, с ко­торой он долгое время встречался, даже против ее воли». То есть каждый четвертый российский юноша практически признает изнасилование допустимым! Сказывается на подоб­ном положении дел и бездействие, молчание взрослых в ответ на антисоциальные поступки или неверные взгляды подрост­ков, и — в рамках коллективной практики маскулинности — социальное одобрение, которое подросток получает со стороны сверстников.

Подведем итог: насилие мужчины по отношению к женщине, гендерное насилие, которое с такой яркостью проявляется имен­но в ситуации домашнего насилия — не результат некой мифиче­ской врожденной агрессивности мужчин. Это и не производная от физической слабости женщин по отношению к мужчинам. Насилие — это продукт культуры, которая преобладает в нашем обществе. Воспитание в семье, в которой отец избивает своих близких, практика насилия на стадии свиданий, жизнь в том социо-культурном пространстве, где гендерное насилие предста­вляется в качестве одной из маскулинных характеристик, — все это создает «насыщенный раствор» представлений подростков о семейной жизни. Из него может позже сформироваться такая модель поведения в семье, неотъемлемым элементом которой является насилие.

Для желающих получить конкретную помощь


 

·                    Опишите подробно проблему

После вашего письма я смогу сделать анализ ситуации и приступить собственно к помощи

·                    Вариантом помощи могут быть несколько платных консультаций либо по e-mail либо on-line на ваше усмотрение.

·                    Другой вариант работы - платный дистанционный курс "12 уроков жесткой любви", это виртуальный тренинг преодоления созависимости.

·                    Самый сложный, но наиболее действенный вариант - пройти очный тренинг  "Самозащиты женщины". Сложный - потому что надо выяснить, где он состоится в ближайшем от вас населенном пункте, либо организовать его в своем городе, пригласив тренера. Заинтересованные могут написать письмо, я вышлю программу.

·                    Планируется on-line семинар для читателей рассылки.  Он состоится при наборе определенного количества участников.

Выбирайте, пожалуйста, что подходит вам.

 


Для желающих написать мне письмо


  • Я оставляю за собой право опубликовать любую часть вашего письма, если запрета на публикацию нет. 
  • Вы можете предложить тему, которую хотели бы видеть в следующем выпуске рассылки.
  • Настоятельно рекомендую  подписываться каким-нибудь именем, т.к. мне сложно отвечать в пустоту.
  • Если вы боитесь "пауков", которые собирают адреса и рассылают спам, символ "@" в вашем e-mail можно заменить на "*", "#" или просто "(собака)".

автор рассылки: Сарьяна Пономарева
психолог
mailto:
lacerta6@mail.ru

 

 

 

 

 


В избранное