Если Вам нравиться эта рассылка, поддержите её, отошлите
письмо другу.
Здравствуйте, друзья!
С вами как всегда Ваш покорный слуга – Неберекутин
Александр. Вот и прошла неделя после нашей последней встречи. Кто-то за это
время уже чуть-чуть развил в себе гипнотические способности, а кто-то стоит на
пути к познанию гипноза. Но в одном мы должны быть уверены: поставленной цели
вместе мы добьёмся всегда! Вы, конечно, можете сказать, что не всегда можно
добиться поставленной цели, но на это утверждение я всегда отвечаю следующим
образом: «Возможно всё! Недостижимых пределов не бывает, есть только те, которые
человек ещё не захотел покорять!».
Ну что приступим к покорению «недосягаемых» вершин.
Конкурс
В прошлом номере был объявлен победитель конкурса на лучший
анекдот по психологии, и как было обещано, начиная с этого номера в каждом
выпуске рассылки будет размещён самый лучший анекдот недели.
Конкурс на самый лучший анекдот недели продолжается.
Присылайте психоанекдоты на e-mail
neberekutin@mail.ru.
Посмеёмся вместе!
Собрали комиссию выпускать одного шизофреника, который
думал, что он
зерно. И задают ему главный ключевой вопрос:
-Ну, что? Теперь-то вы поняли, что вы - человек, а не зерно!
-Да. Я знаю, что я не зерно.
Отпускают.
Через час пациент влетает с криками!
-Что случилось? Что?
-Там... там... там ПЕТУХ!
-Ну, и чего? Ведь вы же уже знаете, что вы - человек, а не
зерно.
-Да, да. Я-то знаю, но ведь петух-то не знает!
Основная часть:
Сегодня мы продолжаем изучать одну из самых загадочных
способностей человека, т.е. гипноз. Мы проделали уже много работы по развитию
гипнотических способностей. И сегодня мне хотелось бы начать этот выпуск с
упражнения, которое у нас идёт уже под четвёртым номером. Ну что готовы?
Поехали!
Упражнение 4
Я уже объяснил вам пять способов наведения транса:
(1) словесная подстройка и ведение,
(2) несловесная подстройка и ведение,
(3) наложение систем представления,
(4) достижение предыдущего транса,
(5) описание обычно встречающихся ситуаций транса.
Для этого упражнения нужно три человека. Пусть каждый
выберет способ наведения, который его интересует, и который он не выполнял
систематически в прошлом. Пусть А выберет наведение и применит его к Б. Б будет
просто получать от этого удовольствие. Третий член группы, В, должен обратить
все свое сознательное внимание на изменения, происходящие с Б при переходе в
транс. Надо обращать внимание на то, какие предложения и какое поведение
вызывают наибольшие реакции, и есть ли также предложения или такое поведение,
которые выводят Б из транса. В будет субъектом, контролирующим все происходящее.
Если вы, в качестве В, заметите, что гипнотизер говорит слишком быстро, сделайте
ему знак рукой, чтобы он "сбавил темп". Если гипнотизер говорит слишком высоким
тоном, и это, по-видимому, раздражает Б, дайте ему какой-нибудь
знак, чтобы он понизил тон. Если вы исполняете роль А, то после наведения транса
дайте Б некоторые общие внушения для обучения, а затем для возвращения. Если вы
уже получили хорошие реакции транса, то продолжайте сидеть на месте, сделайте
пару глубоких вдохов, улыбнитесь и мысленно похлопайте себя по плечу. Посмотрите
на вашего наблюдателя и дайте ему какой-нибудь едва заметный знак, что вы
добились транса. Затем подстройте ваше дыхание к дыханию вашего субъекта, а
когда вы говорите, соразмеряйте темп вашего голоса с его циклом дыхания. "И вы с
радостью испытываете... эти особенные переживания... которые ваше подсознание...
вам сейчас открывает... ощущение изумления... и приключения... когда вы
входите... в новые состояния... обретая в этом переживании... чувство
уверенности... в ваших способностях... и человеческой... гибкости... И выполнив
это полностью... и глубоко... ваше подсознание медленно... с полным уважением...
приводит вас обратно в это состояние... с чувством свежести и обновления... Я
буду внимателен... Если в какой-то момент... вам понадобится... моя
помощь... для возвращения... дайте мне знак движением руки". Затем сидите и
наблюдайте. У вас будет прекрасная возможность для тренировки ваших восприятий:
замечайте изменения при переходе субъекта в измененные состояния и обратно. Если
он даст вам знак рукой, вы подстроитесь к его дыханию, говоря: "Я начинаю
теперь... считать назад... с десяти до одного... медленно... Когда я скажу
"один"... ваши глаза откроются... и вы испытаете чувство... свежести... и будете
совсем здесь". После этого считайте в обратном порядке, сопровождая его дыхание,
пока не скажете "один". Окончив это, оставьте себе несколько минут для обратной
связи. Б может сказать А о чем-нибудь в наведении, что особенно хорошо
действовало, или о чем-нибудь, что отвлекало Б или препятствовало
развитию измененного состояния. В может добавить что-нибудь, замеченное
извне, особенно отношения между внушениями А и реакциями Б. Это будет полезной
обратной связью для А. После обратной связи переключите позиции и дайте Б и В
попробовать свои силы в наведении. Таким образом, А вначале наводит транс, затем
дает общие глубокие указания и, наконец, дает указания для возвращения из
транса.
Рекомендации:
Если при введении человека в транс у него начинает
дёргаться рука, нога, щека или ещё что-то, то нельзя упускать этот момент, ведь
он поможет нам ввести его ещё в более глубокий транс. Как это сделать? Сейчас я
всё Вам объясню.
1)Если при наведении измененного состояния сознания
происходит что-нибудь без вашего прямого внушения, то ваша минимальная
реакция на это - немедленно включить следующие слова: "Да, и у вас продолжаются
эти особые переживания и связанные с ними ощущения в вашем теле". Это утверждает
реакцию и убеждает субъекта, что вы бдительно воспринимаете его сигналы, даже
если вы и не понимаете, что эти сигналы означают. Есть другое весьма сильное
средство, позволяющее справиться со значительными явлениями - "язык органов".
"Значительными" я называю такие явления, когда без сомнения происходит нечто
необычное - но я не имею понятия, что именно. "Так вот, когда человек... впервые
переходит в измененное состояние сознания... это часто немного встряхивает
его... Но люди часто твердой рукой... ухватываются за эту часть
задачи... которая может быть связана с этим особым синдромом, так что... они
могут указать пальцем на изменения... которые для них ощутимы". Я
включил здесь четыре или пять намеков на часть тела и деятельность, выполняемую
этой частью тела. Если в этот момент транса у субъекта остались еще какие-то
следы сознания, то оно обычно не поймет этих намеков. Напротив, подсознание
обычно поймет их и воспримет как утверждающее послание. Два только что указанных
маневра представляют собой способы включения и утверждения видимой, но не
вызванной мною реакции. Этим я говорю: "Все в порядке, я принимаю то, что вы
делаете, и я нисколько не возражаю, если вы продолжите это". Как правило, такая
реакция достигает цели. Можно применить и другой, может быть, еще более сильный
метод, сказав: "... и с каждым таким движением вы все глубже погружаетесь в
транс". Тогда обычно происходит одно из двух: либо субъект и в самом деле
глубоко погружается в транс, либо он перестает дрожать. Можно также использовать
дрожь как средство доступа к некоторой терапевтической работе. Например: "Эти
особенные переживания... связанные с этими драматическими движениями вашей
руки... в этот момент... станут доступны для вас... лишь когда вы достигнете
достаточно глубокого состояния транса... чтобы вы оценили их... как переживания
из вашего прошлого... которые могли иметь тогда отрицательные последствия, или
нет... но теперь вы можете спокойно рассматривать их... как нечто пережитое
вами... и заново увидев и услышав... эти особенные переживания... вы можете
извлечь из них способы защиты... сейчас и в будущем... научившись на собственном
опыте... который дает вам теперь эти возможности". Все это "набалтывание", в том
смысле, что в этом нет никакого содержания. Но это разумная, имеющая значение
коммуникация, в том смысле, что вы сказали субъекту что-то сделать со
своим опытом, чтобы из него научиться.
2)А что делать, если человек не возвращается из
транса?
Если вы говорите ему вернуться, а он не возвращается,
значит, вы потеряли раппорт. Вы должны, следовательно, вернуться обратно и
добиться раппорта. Вы можете просто соразмерять некоторое время ваше дыхание с
его дыханием. Затем попросите его собрать все приятные, положительные стороны
своего опыта, чтобы взять их с собой через некоторое время, когда он вернется.
Медленно считайте от десяти до одного, выговаривая по одному числу через один
его вдох. Это поможет вам обеспечить раппорт. Дайте субъекту указание, что когда
вы скажете "один", его глаза широко раскроются в знак возвращения сознания, и он
почувствует удивление и восхищение своим переживанием.
3) Что делать, если человек переходит в
физиологический сон?
Я предложил бы вам, для вашего собственного обучения,
применить несколько простых несловесных приемов, чтобы выяснить, продолжает ли
он на вас реагировать. Простейший способ - подойти так близко, чтобы он мог
слышать ваше дыхание, а затем несколько минут дышать вместе с ним. Предполагаю,
что у вас хватит внутренней гибкости не уснуть вместе с ним. Дайте себе
указание, что вы будете подражать его дыханию, и хотя это дыхание обычно
сопровождает физиологический сон, вы сохраните некоторый уровень бодрствования.
Через минуту или две такого совместного дыхания начните очень медленно ваш
способ дыхания, и он должен последовать за вами. Вы можете добиться раппорта без
риска уснуть, если положите руку на его плечо и станете менять давление руки
вместе с ритмом его дыхания. Вы можете усиливать давление при его выдохе и
ослаблять при вдохе. Мы называем это "перекрестной" подстройкой, потому что вы
подстраиваетесь другим сенсорным каналом. Продолжайте делать это две или три
минуты, а затем слегка измените свой способ давления и обратите внимание,
следует ли за вами дыхание клиента.
На этом мне хотелось бы закончить на сегодня наше обучение.
Но ведь обучение гипнозу не остановилось и в следующем выпуске мы сделаем еще
один шаг, который приблизит нас к тайнам гипноза.
Если у Вас есть какие-либо вопросы или пожелания, или вы
хотите покритиковать мои статьи, то вы можете не стесняться и присылать мне
письма на мой e-mail: