Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие памяти. НЛП. Психология. Современный подход.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Память. НЛП. Психология.
Современный подход

14 октября

Выпуск #008

Предыдущие выпуски

 

Как запомнить список слов

В жизни перед нами нередко встает задача запомнить некоторый список, например, список предстоящих дел, необходимых покупок, вещей, которые необходимо взять в дорогу и т.д. С такими списками наверняка сталкивался каждый, и не всегда есть желание, время и возможность этот перечень записывать. Часто мы просто обдумываем такие списки (по дороге, перед сном), приговаривая: "Как бы не забыть..." Кроме этого, у человека каждой специальности может возникнуть потребность запоминания каких-то специальных списков. Причем нередко важно помнить не только элементы списка, но и их последовательность. Перед вами несколько способов того, как это можно сделать.


Метод последовательных ассоциаций
(составление цепочки ассоциаций)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном связывании между собой слов списка. При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов. И для хорошего результата соблюдение всех четырех вышеописанных правил просто необходимо. В итоге у вас должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций) из всех слов, входящих в список. Подробнее о нюансах составления сюжета вы узнаете из примера.

 

Пример: Вот 12 произвольно взятых слов, мы будем связывать их при помощи метода последовательных ассоциаций: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.

 

Итак, чтобы запомнить эти 12 слов по порядку, избежав однообразного повторения, надо составить из них рассказ, связывая слова последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций и не забывая про все 4 правила. Посмотрите, как это можно сделать.

Я представляю, как разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ. Комар от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ. Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв — РИС. Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН. Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ. Он на моих глазах превращается в настоящего...  А теперь закончите этот рассказ сами. Вам осталось связать с предыдущими слова "телефон" и "цветы". При этом постарайтесь мысленно представлять рассказ, как фильм.

Обратите внимание, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку. Каждый элемент сюжета становится на какое-то время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам. Если не соблюдать это правило, например, сказать, что "гусеница заползла в книгу и стала есть рис...", то слово "книга" может со временем забыться, а в памяти останется лишь гусеница, которая ела рис. Слово же "книга" выступит в данном случае лишь как дополнение, не осуществляющее самостоятельного действия, что и может послужить причиной его забывания. Обратите внимание так же еще и на то, что в сюжете должно быть как можно меньше "лишних" слов, которые могут перепутаться с запоминаемыми. Старайтесь использовать в рассказе в качестве вспомогательных нейтральные слова, не вызывающие ярких образов.

Сейчас, не подглядывая в книгу воспроизведите все 12 слов. Можете воспроизводить их письменно, можете устно, как вам удобнее.

Упражнение №4: Если у вас есть желание, то можете попробовать составить цепочку ассоциаций (сюжет) полностью самостоятельно. Вот 15 слов, которые после запоминания надо воспроизвести в заданном порядке.

КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПАЛАТКА, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

 

Тем, кто хочет всерьез заняться развитием своей памяти, стоит как следует отработать метод последовательных ассоциаций (отработать — это значит добиться безошибочного воспроизведения цепочки слов после однократного ее предъявления). Для желающих здесь находятся еще несколько рядов слов для запоминания.

Если вы соблюдали все правила составления сюжета, то для вас не составит проблемы воспроизвести слова из Упражнения №4 не только в прямом, но и в обратном порядке. Попробуйте дать запомнить эти же слова человеку, не знакомому с методом ассоциаций, и, сравнив свой и его результат, вы увидите, что ваша память стала уже немного лучше, что метод ассоциаций достаточно эффективен и что у вас теперь есть шанс запомнить список из 15 (и более) наименований тогда, когда вам это будет необходимо.

Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.

 

В следующем выпуске вы ознакомитесь с методом связанных ассоциаций.
 

 

 

Способы восприятия мира и общение

Вы можете быть похожими на других людей как по образу мышления, так и по внешнему облику и по поведению. Например, некоторые люди — оптимисты, а другие — пессимисты. У одних «с мозгами все в порядке», а у других, похоже, такой же беспорядок внутри, как и снаружи. Один человек предпочитает мыслить образами, другой постоянно ведет с собой внутренний диалог, третий же должен все сам «пощупать». В этом выпуске речь пойдет о разных способах мышления и представления мира (в виде зрительных, звуковых, осязательных образов или через внутренний диалог).

Это и есть начала общения, те основополагающие особенности, благодаря которым одни люди похожи, а другие коренным образом отличаются друг от друга. Это очень важно для установления и поддержания контакта между людьми.

Согласно НЛП, сознание можно рассматривать как внутреннее представление нашего опыта в виде звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных образов. Так, например, мы можем думать о неком событии, имевшем место в прошлом, воспроизводя в памяти зрительные образы, звуки и прочие связанные с ним ощущения. Точно так же этот механизм можно использовать для того, чтобы представить себе будущее. Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам
поступает информация извне: зрительный, слуховой, кинестетический, вкусовой и обонятельный. Каждый из этих каналов называется модальностью, а их более детальные характеристики или качества — субмодальностями. Примерами визуальных (зрительных) субмодальностей могут быть яркость и четкость воображаемой картинки. Звуковые субмодальности включают в себя громкость и высоту тона (как при настройке телевизора). В дальнейшем мы встретимся и с другими субмодальностями, что еще раз продемонстрирует, насколько богат и уникален образный мир каждого из нас и насколько многообразны те способы, при помощи которых мы представляем себе реальность. Загляните Выпуск #005/2, там представлен список субмодальностей.

Роль субмодальностей в процессе общения заключается в том, что именно они участвуют в создании тех карт реальности, которыми мы пользуемся. Поэтому, разговаривая с кем-либо, мы можем добиться взаимопонимания с собеседником только в том случае, если задумаемся над тем, как другой человек представляет себе мир, как он мыслит и чувствует, и в том числе каковы субмодальности его чувств. Что этот человек видит, слышит и ощущает внутри себя?

Каждый из нас по-своему воспринимает окружающее. Например, один мыслит в зрительных образах, а другой — в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выраженным — мы немногим лучше умеем представлять себе осязательные образы, чем звуковые. Или же это может быть значительная степень доминирования, и в этом случае нам трудно понять, как кто-то другой может думать иначе. Так сложилось, что все мы в большей степени пользуемся зрительными образами. Затем идут звуковые образы, а после них — кинестетические. Обонятельные и вкусовые образы, хотя они и могут играть существенную роль в тех или иных конкретных воспоминаниях, все же не так часто используются в повседневности, а поэтому и не столь значимы в процессе общения. Вспомнив принцип уподобления, предположим, что сходные сенсорные предпочтения также могут способствовать усилению контакта между людьми.



Сенсорные предпочтения

В процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если поймете, каким именно образом он создает свою карту реальности, и если сможете подстроиться под него. Это на удивление несложно сделать. Например, подсказку можно найти уже в тех словах, которыми изъясняется этот человек. «Визуальный» человек (то есть человек, предпочитающий при контакте с окружающим миром полагаться в основном на зрительные образы) будет говорить о том, насколько «четко он видит», или бросит реплику: «Теперь я вижу, что вы имеете в виду».

«Аудиальный» же человек скажет, что «был рад вас слышать» или что «это неплохо звучит». Как только вы научитесь осознавать, каким именно сенсорным каналам отдает предпочтение ваш собеседник, вы станете определять это совершенно автоматически при любом разговоре, при чтении газеты, отчета или письма. Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикаты.

  • Визуальный тип. «Вижу, что вы имеете в виду», «темное место», «это выглядит...», «давайте еще раз взглянем на это», «отрадно видеть», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление», «пролить некоторый свет».

  • Аудиальный тип. «По правде говоря», «пропускать мимо ушей», «растрезвонить», «слово за слово», «скажите мне», «неслыханный».

  • Кинестетический тип. «Погодите секунду», «холодный человек», «сердечный человек», «толстокожий человек», «уловил идею», «убийственный аргумент», «ловко сделано», «и пальцем не пошевелю ради этого», «это меня задевает», «я это печенкой чувствую», «я свяжусь с вами».

  • Обонятельный и вкусовой типы. «Это дурно пахнет», «горькая пилюля», «свежий как роза», «ядовитое замечание», «это надо хорошо переварить», «проглоти это», «дело вкуса», «о вкусах не спорят».

  • Невербальные сенсорные ключи

    Так же как и слова, язык тела и особенности речи также отражают наши сенсорные предпочтения или способ мышления. Человек с ярко выраженным визуальным типом представления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто
    дышит.

    Человек аудиального типа, скорее всего, будет говорить значительно медленнее, бархатистым голосом с заметным грудным резонансом, а также, возможно, станет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук (например, будет постукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть, он примет при этом естественную и удобную позу, немного наклонив голову.

    Человек кинестетического типа, вероятно, будет говорить медленно и несколько монотонно, дышать в замедленном темпе, смотреть в землю — прежде чем ответить, скорее как бы осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь к тому, что происходит внутри него.

    Если вы сможете понять, каковы сенсорные предпочтения ваших коллег или каких-либо других людей, это даст вам явные преимущества при общении с ними. Вы гораздо быстрее и легче сможете подстроиться к своему собеседнику, что позволит повысить степень контакта.

     

    Как понять собеседника по движению глаз

    Существует, еще один способ определения сенсорных предпочтений собеседника — по движениям его глаз. Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

    Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону — при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или с внутренним диалогом.

    Характер движений глаз также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

    Вы можете прямо сейчас попробовать применить на практике описанные выше приемы, что, несомненно, обогатит ваш опыт общения. Правда, это потребует от вас некоторой сноровки. Вы должны будете отмечать наиболее часто повторяющиеся у вашего собеседника словосочетания и наиболее характерные для него жесты, движения глаз и т. п. Кроме того, вам надо будет на ходу разбираться в значении отмеченных особенностей речи и поведения собеседника. Движения глаз могут быть слишком быстрыми, иногда трудно бывает решить, какие из этих движений доминируют. Удобнее выполнять разные упражнения по очереди: например, в один день следя только за движениями глаз собеседника, а на другой день — прислушиваясь к характерным для его речи словосочетаниям.

    Когда вы в достаточной мере освоите эти приемы и сможете без особого труда определять, к какому сенсорному типу относятся ваши ежедневные собеседники, то их привычная манера речи станет для вас гораздо более информативной. Сделанное вашим собеседником замечание «теперь я вижу, что вы имели в виду» может не иметь для вас особого смысла. Но — только пока вы не поймете, что человек, с которым вы разговариваете, представляет себе мир преимущественно в виде визуальных образов. Или вам может быть не очень понятно, почему же проект нового завода для вашего собеседника «звучит классно» или как он мог его «по-настоящему
    ощутить», до тех пор, пока вы не осознаете все своеобразие восприятия этим человеком окружающего мира и уникальность его сенсорной карты реальности.
     

     

     

     

     

    Что такое стресс?

     

    В пятницу, тринадцатого числа, у Ивана и Марии с самого утра все пошло не так. Проснулись поздно, хотя и не выспались, позавтракать не успели, да еще оказалось, что у машины спустило колесо. В итоге Иван пропустил важную деловую встречу и
    получил выговор от шефа. В довершение всего его коллега проработал только до обеда и, сказавшись больным, ушел, свалив на Ивана кучу работы.

    У Марии дела шли не лучше. Дети опоздали в школу. Она не успела зайти в парикмахерскую и поэтому на работе, показывая клиентам товар, думала не о том,
    как бы удачнее его продать, а лишь о том, что она сегодня плохо выглядит. Одна из сделок сорвалась прямо при подписании договора. И все же у Марии хватило сил забежать в магазин, чтобы купить кое-что вкусненькое на ужин: в этот день была годовщина их с Иваном свадьбы. Опаздывая, Мария не успела вовремя забрать детей, а по дороге домой поругалась с дочкой и к тому же застряла в дорожной пробке.

    Иван вернулся с работы на два часа позже, чем обычно, с сильной головной болью, и когда семья наконец собралась за столом, все почувствовали такую усталость, что почти не притронулись к праздничному ужину. И на ночь, чтобы не мучиться от бессонницы, им пришлось принять снотворное.

     

    Такое случается почти со всеми. А некоторые сталкиваются с этим слишком часто. Дни наполнены тревогами, раздражением, суетой, страхами, переживаниями, приходится часто принимать успокоительное. Случившееся с Иваном и Марией — обычный пример влияния на нашу жизнь нарушения душевного равновесия.

    Д-р Ганс Селье, известный западный психолог, определил стресс как «степень изношенности организма». До некоторой степени волнение естественно. Переживать при принятии серьезных решений, беспокоиться из-за проблем во взаимоотношениях с окружающими, тревожиться от неопределенности или бояться, когда угрожает опасность, — естественные реакции человека. Доктор Селье сравнивал стресс с температурой тела: если она выше нормы — человек болен, надо принимать меры.

    Длительное психическое напряжение, как от переизбытка эмоций, так и от их отсутствия, ведет к общему ухудшению здоровья. Мозг и тело испытывают дисгармонию, реакция на события перестает соответствовать ситуации. С другой стороны, в результате эмоциональной встряски у человека может возникнуть такое состояние физического и интеллектуального равновесия, при котором возможна более полная реализация физического и интеллектуального потенциала.

    Конечно, мы часто попадаем в кризисные ситуации и благополучно из них выбираемся. Сломать ногу, попасть в незначительное дорожное происшествие, обнаружить, что дом ограбили, — все это очень неприятно, но не так уж непоправимо. Проблемы возникают, если причины плохого самочувствия менее очевидны.

    Часто мы не в состоянии найти выход, попав в невыносимые обстоятельства, которыми могут стать, например, разлад в семье, спад в бизнесе, работа под началом упрямого и некомпетентного начальника или даже проигрыш любимой хоккейной команды. Такое напряжение, порой продолжающееся долгие годы, приводит к изнашиванию организма и ухудшению психического и физического состояния. И хуже всего то, что мы не всегда замечаем, когда душевная дисгармония и неважное самочувствие становятся для нас привычными. Ведь многие даже не знают симптомов стресса.

    Итак, стресс — это:

    Чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения, который превосходит возможности человека управлять им и приводит либо к болезням, либо вызывает состояние, при котором возможна реализация физического и психического потенциала организма.



    Подвержены ли Вы стрессу

     

    Все мы по-разному реагируем на проблемные ситуации. Реакция каждого органа тоже особенна. С помощью вопросов Таблицы №1 определите состояние вашего здоровья в прошлом месяце.

    Исследования показали, что здоровье человека непосредственно зависит от того, насколько он умеет владеть своими эмоциями. Нормальные показатели - 40-75 баллов в месяц и около 100 баллов за год. Если Ваш результат ближе к 75 баллам, то, возможно, проблемы со здоровьем возникли из-за каких-то недавних перемен в жизни.

     

     


    Устанавливаются следующие сроки отправки ответов:  не позднее чем через 6 дней после выхода выпуска (до 18.00 по московскому времени)

     

    Ответы на задания Выпуска #006

     

    Дорогие украшения.

    Хотя на улице шёл снег, на полу Вы не увидели следов или воды, которые обязательно бы остались после любого вошедшего в дом. На Ваш вопрос, все ли слуги ушли из дому в тот вечер, вам зачем-то сказали что только у Марии есть ключ. Кроме того, почему Эвита, чтобы ответить по телефону, пошла в спальню, хотя аппарат стоял рядом на том же столике, где она перебирала драгоценности? 

     

    Читатели, успешно справившиеся с заданием

     

    Для первого раза были засчитаны правильными ответы, в которых была указана хотя бы одно из указанных замечаний. В будущем, пожалуйста, будьте внимательны при ответе на вопросы, а не цепляйтесь за первый обнаруженный очевидный факт.

    Пожалуйста, присылайте ответы на все задачи в одном письме. В теме письма указывайте: "Ответы на Выпуск#___".

     

    Задачи

     

    1. Встреча со смертью в Рим (1.5 балла).

    Вы подходите к жилищу синьоры де Чиккано, которое находится вблизи Испанского фонтана на одной из самых знаменитых площадей Рима.

    Дернув за шнурок звонка, вы слышите слабое треньканье где-то вдали, внутри квартиры, а затем осторожный стук каблуков по мрамору. Ожидая, вы замечаете в двери на уровне груди дырку от пули. Вы слегка вздрагиваете, потому что знаете, что отколотое дерево отмечает собой дорогу смерти синьора Антонио Чиккано.

    — Кто там? — спрашивает громкий женский голос. — Сегодня я никого не принимаю.

    — Я офицер службы безопасности, — тихо отвечаете вы. — Я пришел расследовать обстоятельства смерти вашего мужа.

    — Хорошо, входите, — отвечает тот же голос после паузы.

    Толкнув дверь, вы входите в помещение, затемненное тяжелыми шторами из коричневого плюша. Когда глаза привыкают к полумраку, вы видите фигуру синьоры Чиккано, несмотря на теплый день закутанную в тяжелый плед почти до глаз.

    — Простите, что я не сразу открыла вам дверь, — говорит она вяло, — но моя горничная пошла в магазин, а я после автомобильной аварии не могу ходить. Вот что делает смерть мужа особенно ужасной. Я так нуждаюсь в Тони: я не могу ходить и едва ли могу поесть самостоятельно. Потрясение почти лишило меня слуха и зрения. Вы даже не представляете, какой это кошмар — быть инвалидом в течение десяти лет.

    Раньше я была такой энергичной, такой веселой. Тони, милый Тони. Он продал спортивный автомобиль, который был главным виновником аварии. Дорогой, дорогой Тони мертв, и это я убила его.

    Плед соскальзывает с колен женщины, обнажая аккуратные плотные лодыжки синьоры, ноги, которые десять лет назад сделали ее примой итальянского балета. Отходя от ее кресла, чтобы закрыть двери, вы говорите:

    — Мне очень жаль, синьора, но не будете ли вы любезны подробно описать, что произошло прошлой ночью?

    — Повторите, пожалуйста, — просит она. — Я не поняла вас.

    Вы произносите свою просьбу еще раз.

    Синьора начинает неуверенно, рыдания прерывают ее рассказ:

    — Прошлой ночью я была в комнате одна. Мария, моя горничная, ушла к своей сестре, которая ждет ребенка. Я услышала звонок и спросила: «Кто там?» Ответа не было. Потом я увидела, как медленно поворачивается ручка двери, как будто кто-то пытается войти, крадучись. Я поняла, насколько беспомощна против этих ужасных юнцов, которые шарят теперь по нашим улицам. Я вытащила пистолет, который мне подарил милый Тони, и выстрелила. После этого я услышала стон и звук падающего тела. Тогда я вызвала полицию с этого вот телефона возле кресла. Когда они приехали, они сказали, что это был не посторонний, это был мой дорогой Тони.

    — Синьора, — говорите вы, — вы были и остаетесь превосходной актрисой балета, но плохим сочинителем правдоподобных историй. Мне кажется, вы лжете.

     

    2. Тоннель (2 балла).

    Две колеи рельсов идут параллельно, за исключением того места, где они проходят тоннель. Тоннель слишком узок, чтобы вместить две колеи, и по всей длине тоннеля дорога становится одноколейной. Однажды днем один поезд вошел в тоннель с южного конца, а другой - с северного. Оба состава шли в противоположных направлениях с предельной скоростью, но крушения не произошло. Почему?

     

    3. Двенадцать человек (1 балл).

    Двенадцать человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба, женщина - по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба.

    Сколько было мужчин, женщин и детей?

    Ваши письма с пожеланиями и ответами присылайте BestNlp@mail.ru
    Все Ваши материалы будут опубликованы
    Ведущий рассылки: Алексей



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное