Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие памяти. НЛП. Психология. Современный подход.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

Память. НЛП. Психология.
Современный подход

6 октября

Выпуск #006

Предыдущие выпуски

 

Наблюдение

Перед тем, как перейти непосредственно к описанию эффективных техник и приемов запоминания, необходимо хотя бы вкратце сказать о наблюдении. Очевидно, что наблюдение тесно связано с вниманием. Мы говорим: "надо внимательно наблюдать..." А имеет ли вообще смысл наблюдать невнимательно?  А умеете ли вы правильно наблюдать? Ведь часто в памяти остается лишь малая часть полученной информации, зачастую пропадают важные детали, а лишь потому, что, когда вы смотрели на предмет — вы просто смотрели на предмет, вы просто смотрели на него, а не наблюдали. Для того, чтобы в памяти остались существенные детали того, что вы осматриваете, недостаточно просто смотреть и приговаривать: "О, какой большой! О, какой необычный! О какой красивый, какой яркий! Какие интересные штучки на нем..." Надо как можно точнее стараться определить словесно то, что вы видите, то есть постараться подобрать точные слова и определения, "назвать своими именами". Иначе, спустя 48 часов вы вряд ли сможете точно описать то, что вы видели. Итак, предположим, что вы осматриваете памятник архитектуры. Как же наблюдать? Правильно наблюдать — это сознательно обращать внимание на детали.

  1. Начните с описания общих форм. Какие геометрические формы присутствуют: прямоугольные, треугольные, цилиндрические, сферические, конусообразные; каково их размещение и соотношение.
    Обязательно обратите внимание на их размеры и пропорции (высоту относительно ширины и т.п.).

  2. Подробнее исследуйте детали архитектуры. Какой фасад имеет здание, какие углы, колонны, двери, окна, сколько этажей, какая крыша, лестницы, балконы.

  3. Переходите к изучению более мелких деталей: украшения, скульптуры, окантовка, карнизы, витражи, наличники, орнаменты и т.д. Отдельное внимание уделите цветовой гамме.

  4. Установите, какие детали напоминают вам когда-либо уже виденное; установите необходимые связи, что новое, особенное заметили вы, чем выделяется, отличается данный объект от других.

  5. Задайте себе вопрос, нравится ли вам данный объект и насколько. Хотели бы вы в нем жить (если это строение), повесили бы в своей комнате (если это произведение живописи). Что бы вам хотелось изменить?

Подобный способ наблюдения [последовательное и детальное наблюдение) в общих чертах подойдет и для памятников архитектуры, и для картин, и для запоминания интерьеров, и для запоминания пейзажей, и для растений, и для лиц, и т.д.

И вот, что еще является немаловажной деталью правильного наблюдения. Постарайтесь задействовать как можно больше ваших чувств в процессе наблюдения: посмотрите, послушайте, потрогайте, понюхайте, представьте себе вес, сравните, оцените и т.д. Тогда вы легче и надежнее запомните предмет. Даже если у вас нет реальной возможности, скажем, потрогать, представьте мысленно, что вы дотрагиваетесь, постарайтесь почувствовать при этом ощущения в кончиках пальцев, например широкой деревянной лестницы в старом доме. Представьте себя на балконе здания, которое вы осматриваете, запах, дуновение ветра и т.п.

Для того, чтобы сохранить в памяти свои наблюдения (без применения специальных техник) вы должны задавать сами себе соответствующие вопросы и формулировать ответы на них. Например, какая у здания крыша, какой формы, цвета. Что больше высота или ширина? Здесь важно конкретно сформулировать ответ, предположим, здание в ширину больше примерно на одну треть. На его фа-
саде 8 античных скульптур и т.д.

Учиться наблюдать можно когда угодно и где угодно. Например, постарайтесь как можно внимательнее рассмотреть витрину магазина, мимо которого вы проходите, а затем задайте себе 10—15 вопросов по поводу ее композиции. Ответьте на них как можно подробнее. Продолжая свой путь, вспомните максимальное количество предметов, находившихся на ней. Попробуйте восстановить эту витрину в памяти через 3—5 дней. Чем больше вы будете практиковаться в правильном наблюдении, тем более автоматизированным станет этот процесс, а вы в свою очередь более внимательными и наблюдательными, что незамедлительно положительным образом скажется и на вашей памяти.



Повторение

Абсолютно всем еще со школьных лет известно выражение: "Повторение — мать учения". Давайте попробуем выяснить, что же такое повторение, почему так важна его функция, существуют ли какие-нибудь закономерности, позволяющая сделать повторение максимально рациональным процессом. И хотя целью этого курса является рассказ как раз-таки о других эффективных способах запоминания информации, нельзя отрицать тот факт, что повторение — это мощнейший фактор запоминания, особенно если научиться повторять рационально.

Повторение как процесс имеет два аспекта: содержательный и временной. Что касается содержательного аспекта повторения, то здесь можно выделить как бы два подвида повторения. Первый — это повторение механическое, или так называемая зубрежка, с помощью которой люди обычно пытаются запомнить совершенно не интересующие их вещи или то, в чем они совершенно не разбираются, то есть не понимают содержание того, что воспринимают и заучивают. Такое повторение не очень-то способствует переводу информации в долговременную память. Наверняка каждый из вас в своей жизни сталкивался с необходимостью выучить что-то такое, что абсолютно не интересно или непонятно, и единственный выход из этой ситуации, который вы видели, — чисто механически зазубрить этот материал. При этом вы не раз убеждались в том, какой же это неблагодарный процесс. Сколько времени и сил он отнимает, с одной стороны, и как быстро может быть забыт материал, заученный таким способом, с другой стороны. Пустое, механическое, бессистемное повторение всегда вызывало и будет вызывать протест у человека и у его памяти, которая часто просто отказывается работать, бастует, когда ее пытаются эксплуатировать таким образом!

Второй подвид — это повторение в собственном смысле, повторение содержательное или осмысленное. Содержательным можно назвать повторение тогда, когда человек, обращаясь вновь к уже однажды воспринятому и запоминавшемуся материалу, открывает в нем новые стороны, связывает заучиваемое с уже имеющимися знаниями, в том числе с какими-то новыми знаниями, приобретенными в промежутке времени между предыдущим запоминанием и теперешним повторением. Запоминая осмысленно, человек выделяет главное, отбрасывая несущественное. Повторяя содержательно, человек может применять известные ему приемы и техники запоминания, преобразовывать каким-то образом материал в субъективно более удобную форму и т.д. Материал, запоминающийся с помощью такого подвида повторения, несомненно хранится в памяти значительно дольше, поскольку он связан с другой хранящейся в памяти информацией. Благодаря различным связям существенно облегчается и убыстряется переход его из латентной памяти в актуальную. Благодаря осмысленному повторению складывается так называемая система индивидуального знания, величина или объем которой зависит не только от того, с каким количеством информации вы сталкивались, но в основном с тем, насколько осмысленным являлся процесс ее заучивания.

Повторение должно стать не только активным, но и своего рода творческим процессом. Процесс заучивания, таким образом, не определяется лишь количеством повторений. Вы и сами прекрасно знаете, что можно повторять одно и то же хоть двадцать раз и в итоге получить нулевой результат. Размышлять над содержанием заучиваемого материала, пытаться представить себе то, о чем идет речь, — необходимое условие для получения хорошего результата. Одним из критериев того, что заучивание происходило осмысленно, является возможность пересказать материал своими словами и не просто близко к тексту, а так, как будто вы объясняете материал воображаемому ученику. Другой критерий того, что материал усвоен, а не зазубрен, — это умение воспроизводить его с любого места, а не только "от печки", что нередко встречается при зубрежке. Если человек может повторить заученный материал только "от печки", то он оседает в его памяти как бы "мертвым грузом", поскольку невозможно использовать его составные части для связей с другой информацией (как предыдущей, так и последующей), то есть для обогащения того самого индивидуального знания, о котором мы говорили выше, и на основании которого судят об интеллекте человека. Нет пластичности, нет возможности переноса
полученных знаний и опыта на другой материал, в иную ситуацию. Пластичность же, которая обеспечивается осмысленным и творческим повторением, позволяет очень быстро и в любых условиях извлекать хранящийся в памяти материал. Даже тот материал, который требуется заучить дословно (цифры, термины, определения, даты и др.) лучше не "задалбливать", а добиться точного воспроизведения, применяя специальные приемы и техники запоминания, о которых вы узнаете несколько позднее.

Сейчас же давайте остановимся на временном аспекте повторения, а именно на его распределении во времени. Ученые разных стран много экспериментировали, пытаясь вывести наиболее эффективную формулу повторения: как часто, в каком объеме надо повторять материал, чтобы, с одной стороны, добиться его заучивания меньшим количеством повторений, а с другой стороны, чтобы качество запоминания было максимально высоким. В результате этих исследований был выведен ряд закономерностей. Придерживаясь нижеследующих простых рекомендаций, вы сможете сделать повторение более эффективным.

Психолог Йост изучал скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Его эксперименты показали, что если перечитывать текст несколько раз подряд, запомнится гораздо меньше, чем если его прочитать меньшее количество раз, но с некоторыми интервалами. Французский психолог Пьерон, а также многие другие исследователи памяти пытались определить оптимальный промежуток между повторениями. Большинство из них сходятся во мнении, что этот промежуток должен быть не менее 10 минут и не более 16 часов в зависимости от того, что конкретно на-
до запоминать. Так как наибольшее количество информации теряется сразу после запоминания (этот закон распределения забывания во времени установил еще Эббингауз), то необходимо повторять информацию сразу после ее восприятия — в первые 20—30 секунд, которые являются наиболее опасными с этой точки зрения. Важно создать условия для перевода информации в долговременную память.

На самом деле то сколько раз надо повторять и как часто зависит от многих условий и индивидуально для каждого человека. Поэкспериментируйте самостоятельно и определите наиболее адекватное для себя количество повторений и промежутки времени между ними. Однако повторюсь, если отдать должное внимание самому процессу запоминания и произвести его правильно, то роль повторений можно значительно уменьшить. Я надеюсь, что освоение эффективных техник запоминания информации, о которых вы узнаете позволит свести количество необходимых повторений к минимуму.

 

 

 

Эффективное общение и магия контакта

 

«Смысл общения — в его результате», это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т. п. Поэтому все, что мы знаем теперь о целях — как сделать их более четкими, осязаемыми, — относится также и к общению. Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт. НЛП как раз и занимается тем, что разрабатывает способы установления и поддержания полноценного контакта между людьми.

В этом и в следующем выпуске мы остановимся на некоторых конкретных приемах и техниках, освоение которых поможет вам научиться устанавливать контакт с людьми, что является залогом эффективного общения. Приобретение этого навыка будет способствовать развитию у вас чувства общности с людьми и Достижению ваших целей. Каждый акт общения имеет определенный результат, который зависит от людей, с которыми вы общаетесь, и от обстоятельств общения. Здесь применимы общие принципы достижения цели (см. выпуски #003) и тесты, определяющие правильность поставленной цели (см. выпуск #004). Но, вне зависимости от обстоятельств общения и его целей, вам всегда пригодится умение устанавливать и поддерживать близкий контакт с собеседником.



Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите

 

Разработайте одну или несколько стандартных процедур оценки целей общения. Задайте себе следующие вопросы:

  • Чего именно я хочу добиться?

  • Существуют ли какие-то цели, противоречащие данной?

  • Как лучше всего организовать общение?

  • Каким образом я могу установить и поддерживать контакт с партнером?

  • Действительно ли мне удобнее, чем другим, говорить об этом?

  • Как воспримут это сообщение мои собеседники?

Эту стандартную процедуру можно применять во время практически всех ваших рядовых встреч и разговоров. Планировать в подобных случаях означает набросать для себя два-три основных пункта перед началом телефонного разговора, по дороге в кабинет шефа мысленно повторить про себя, что именно вы хотите от него услышать, а может быть, и прокорпеть все выходные над наброском речи, от которой зависит вся ваша последующая карьера. Усилия не будут потрачены зря, это — своего рода инвестиции в будущее. Итак, определите, какой именно результат вас устроит, но при этом тщательно обдумайте форму и содержание вашего сообщения, чтобы оно было наиболее подходящим именно для этого собеседника.


Принцип уподобления

 

Один из самых важных принципов установления контакта с собеседником — это быть таким, как он Точнее говоря, думайте, как он, и, используя наши прежние аналогии, приобщитесь к его «карте реальности». Подобный подход в значительной мере способствует повышению эффективности общения. Если вы и ваш собеседник принадлежите к одному кругу, воспитывались и получали образование в сходных условиях и поэтому имеете общие интересы (в области спорта, политики или религии), это поможет вам легко установить контакт. И наоборот, если у вас и у вашего собеседника совершенно разные «карты реальности» (вы принадлежите к разным культурам, воспитывались и получали образование в отличных друг от друга условиях), установить контакт будет значительно сложнее. Но принцип уподобления все же полезно применять в самых разнообразных ситуациях:

  • оптимисту значительно легче найти общий язык с другим оптимистом, нежели с пессимистом;

  • пунктуальному и скрупулезному человеку, привыкшему разбираться во всем до мельчайших подробностей, будет трудно наладить общение с человеком широкой натуры, который привык не обращать внимание на детали;

  • профессионалы обычно быстрее находят общий язык друг с другом;

  • человек с сильно развитой способностью к визуализации может испытывать затруднения в общении с человеком, эмоционально пассивным;

  • люди, говорящие быстро (или, наоборот, медленно), обычно легче общаются с теми, у кого такой же темп речи;

  • деятельным людям, как правило, трудно найти общий язык с мечтателями.

Пусть это и менее очевидно, но способствовать установлению контакта может также некоторое физиологическое сходство между вами и вашим собеседником. В самом деле, нам обычно нравятся люди, которые чем-то напоминают нас самих по своей внешности, манере поведения, отношению к жизни, по своим убеждениям и темпераменту. Подобные причины симпатии могут и не осознаваться, но они тем не менее имеют большое значение в процессе установления контакта. Многим навыкам общения можно научиться, чтобы затем использовать их в своих интересах. Успешное общение так же укладывается в модель успешной деятельности, рассмотренную нами в выпуске  #002, как и любые другие сферы приложения сил.


Подстройка

Наглядный признак хорошего контакта между собеседниками — это сходство их манер общения и принимаемых ими поз. Силуэты собеседников отражают друг друга, разговаривают ли они на уличном перекрестке, или же склоняются вместе над письменным столом. Такое сходство принимаемых поз часто называют зеркальным отражением. Хотя в повседневном общении мы на это редко обращаем внимание, феномен зеркального отражения собеседников уже довольно хорошо изучен и запечатлен на видеопленке.

Взаимная подстройка собеседников включает в себя соответствие скорости, громкости и тона их речи. Общение же с человеком, чей «язык тела» существенно отличается от вашего (например, он сидит, скрестив ноги и руки, в то время как
ваша поза полностью открыта), может оказаться неожиданно трудным. Или представьте себе разговор между человеком, произносящим слова скороговоркой и несколько отрешенным медлительным любителем тщательно обдумывать каждое слово. Без сомнения, таким людям будет сложно найти общий язык. Взаимная подстройка собеседников включает в себя также взаимное (вольное или невольное) копирование всех нюансов мимики друг друга. Лицо каждого из собеседников — открытая книга, что и дает ему возможность корректировать свое поведение в процессе общения (на основе все той же обратной связи). Использование техники мимического подстраивания (удивленное поднятие бровей, улыбка и множество других повседневно используемых мимических движений) поможет вам наладить контакт с собеседником. Когда такой контакт будет установлен, все необходимые мимические движения станут совершаться сами собой, абсолютно естественно.

Все это высокоэффективные техники совершенствования процесса общения. Но ими необходимо овладеть настолько хорошо, чтобы они действовали сами собой, на бессознательном уровне.

Калибровка» контакта

В процессе общения можно сознательно и активно повторять телодвижения и позы вашего собеседника с целью улучшения вашего контакта. При этом вы можете понаблюдать за своим собеседником, чтобы определить, реагирует ли он на ваши действия и отражаются ли они на эффективности вашего общения. В НЛП этот прием называется «калибровкой» контакта. Для его использования на практике необходимо обладать чуткостью восприятия, о которой мы уже говорили в предшествующих разделах. В лучшем случае мы можем по одной улыбке собеседника определить его настроение. Но существует также бесчисленное множество не столь очевидных невербальных проявлений настроения и образа мыслей человека, с которым вы общаетесь. Степень «зеркального отражения» может служить критерием успешности установленного контакта и эффективности общения в целом. «Зеркальное отражение» — не только признак тесного контакта, но и средство для улучшения общения.

Подстройка в группе

Подстройку можно с успехом использовать и при групповом общении. Достаточно одному члену какой-либо группы скрестить ноги, как через несколько минут все остальные сделают то же самое. Если кто-то наклонится вперед и обопрется на руки, вскоре и другие сделают то же самое. Чаще всего именно начальник или кто-то из людей, имеющих авторитет в группе, делает какое-либо движение первым. Так можно выявить лидера. Также хорошо видно, какие из членов группы находятся в тесном контакте друг с другом, какие занимают контрпозицию по отношению к коллективу, а какие — слишком погружены в свои мысли, а потому и ведут себя совершенно особым образом.

Частичная подстройка

Идея, о которой пойдет речь, столь проста, что многие могут недооценить ее значение. Для того чтобы почувствовать эффективность описанного ниже приема, понаблюдайте сначала за другими людьми, а потом попробуйте проделать то же самое. Если прямое сознательное подражание почему-либо смущает вас, используйте его несколько смягченную версию, известную под названием частичного подстраивания или частичного отражения.

Если ваш собеседник опирается подбородком на руки, коснитесь своего лица одной рукой. Если он крутит в руках ручку, сделайте и вы то же самое, но несколько иначе. Если же ваш собеседник наклонился вперед, примите и вы такую же позу, но только несколько более открытую и нейтральную. Примеров здесь можно привести множество. Удобнее использовать частичную подстройку. Ваш собеседник вряд ли поймет, что происходит (как это могло бы случиться в случае прямого подражания). Поэтому пусть вас не беспокоит, что другие могут что-то заметить, это происходит крайне редко.

Наоборот, сразу же бросается в глаза и вызывает у нас неудовольствие, если чье-то поведение отличается от нашего. На визуальном уровне это означает, что контакт утерян, а процесс общения идет вхолостую.

 

Подстройка при помощи голоса а речи

Не стоит сводить подстройку к собеседнику только к подражанию его мимике и позам. Не менее важно сходство манеры общения, включающей в себя темп речи, высоту тона и тембр голоса. Так же важно сходство словоупотребления. Некоторые люди часто употребляют и особо подчеркивают определенные слова и выражения. Это отчасти характеризует свойственное им представление о мире. Поэтому при установлении контакта с этими людьми можно добиться поразительных результатов, если использовать их любимые слова и выражения.

Подстройка к речевым особенностям собеседника чрезвычайно важна при разговоре по телефону, когда нет других способов наладить контакт. В этом случае невозможно использовать язык тела, но аналогичных результатов можно добиться при помощи голоса. Людям, речь которых звучит по телефону совершенно естественно, обычно хорошо удается ведение различного рода телепередач, так как они обладают бессознательными навыками общения.


Ответы на задачи 3-го выпуска:

1. Неудачная ставка

Женщина говорит что пришла домой сразу после скачек, но Вас смущает то, что она до сих пор не переоделась, тогда как судя по одежде её мужа они собирались на официальный приём. Однако ещё большие подозрения внушает то, что пистолет стоял на предохранителе, и вы предполагаете что женщина инстинктивно поставила его на предохранитель когда вытирала отпечатки своих пальцев перед тем, как вложить его в руку убитому мужу.

Успешно справились с заданием:

1. PTCent <bridge@overta.ru>

2. Галина <sim17@newmail.ru>

3. Алексей <smay@mail.uln.ru>

 

2. Обличающие отпечатки.

Отпечатки ладоней и пальцев других картёжников были направлены к горлышку бутылки. Кисть же Майкла, отпечатавшись на горлышке, оставила там отпечатки, направленные к донышку. Это и доказывает, что Майкл схватил бутылку за горлышко и использовал её как дубинку.

Успешно справились с заданием:

1. GILLIAN <gill_anderson@mail.ru>

2. PTCent <bridge@overta.ru>

3. Алексей <smay@mail.uln.ru>

 

Дорогие украшения

 

Пробираясь сквозь снежную ночь, окутавшую элитные кварталы Манхэттена (Нью-Йорк), вы ворчите себе под нос: «И почему это воры всегда выбирают такую плохую погоду для своих гнусных дел?» Единственное, что утешает вас, это то, что пострадавшая — всемирно известная актриса, которая славится своей красотой и ради которой, как говорят, мужчины не раз убивали друг друга. О приглашении в ее роскошный особняк можно только мечтать. Каким бы ни был повод...

На ваш стук массивную дверь открывает сама Эвита. Она стоит перед вами, еще более прекрасная и пленительная, чем на экране. Ее глаза покраснели от слез,
а большой шифоновый платок в руках растерзан в клочья.

— Входите же, — торопит она знакомым страстным голосом с таким очаровательным иностранным акцентом. — Я хочу, чтобы вы увидели этот ужас. Мои драгоценности, мои бесценные украшения украдены. Дело не в деньгах: все было застраховано. Но — это память, ведь каждую вещицу мне когда-то подарил добрый друг или поклонник. С ними связано столько воспоминаний. Поэтому они незаменимы.

Вы снимаете галоши, стряхиваете с пальто подтаявший снег и идете следом за хозяйкой в библиотеку. Все вещи сделаны из белого с золотом, и дом похож на осколок волшебной страны. Пол покрыт толстым белым ковром, на котором нет ни пятнышка. Улыбающиеся купидоны поддерживают настенные зеркала, выполненные в стиле барокко. В библиотеке вы обращаете внимание на встроенный в стену сейф: он открыт и в глубине видна пустая белая шкатулка для драгоценностей, обитая изнутри алым бархатом. На изящном столике времен Людовика XVI рядом со старинным французским телефоном лежит куча писем и стоит пепельница, полная окурков с ободком помады на каждом. Там же — фотография Эвиты в позолоченной рамке.

— Я сидела здесь у стола и перебирала украшения, готовясь к завтрашней премьере своего последнего фильма, — начала Эвита свой рассказ. — Вдруг зазвонил телефон, и я вышла в спальню, чтобы снять трубку, так как всех слуг я отпустила. Звонил мой импресарио по поводу последних приготовлений к премьере. Когда я вернулась в библиотеку, все было в таком виде, как вы видите.

С минуту вам кажется, что она вот-вот расплачется.

— Вы подозреваете кого-нибудь? — спрашиваете вы. Эвита колеблется. Потом, расправив свои красивые плечи, она мягко говорит:

— Мне не хотелось бы плохо думать о Марии — моей горничной, но у нее есть ключ от дома. Когда-то она была актрисой в Вене, но успех ее был недолгим.

Я вытащила ее с самого дна, и тем не менее она на меня обижается. В последнее время ее часто видели в обществе человека, который мне казался ... нежелательным. У него нет средств, но Мария хочет выйти за него замуж.

— Мадам, — говорите вы, — ваш актерский талант в жизни превосходит все ваши успехи на экране. Но ваши способности как сценариста весьма невысоки. Подозреваю, что вы ограбили себя сами.

 

На чем основаны ваши подозрения?

 

Ваши письма с пожеланиями и ответами присылайте BestNlp@mail.ru
Все Ваши материалы будут опубликованы
Ведущий рассылки: Алексей



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное