Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие памяти. НЛП. Психология. Современный подход.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

Память. НЛП. Психология.
Современный подход

10 октября

Выпуск #007

Предыдущие выпуски

 

Метод ассоциаций

Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить..." И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним.

Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.

 

Правило №1: Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности. И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлять все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

Создание ассоциаций всегда индивидуально, а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций.

Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные. Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла". Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи — ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2—3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.

Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" — уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды). "Телевизор вмонтирован в ствол дерева" — тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", — на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания. Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся
связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше. Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху...", "дерево вылезло сбоку... или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.

Упражнение №1: Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:
Стакан и Туфли
Карандаш и Шляпа
Телефон и Арбуз

Для каждой пары придумайте по 3—4 связи, не забывая про Правило №1.

 

Еще сложнее придумывать связывать такие слова, между которыми стандартные ассоциации просто так и напрашиваются. В этих случаях надо уметь придумывать другие ассоциации, строить новые связи. Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь. Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.

Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами. "Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".

"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".

"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".

"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".

 

Упражнение №2: Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:
Вода и Цветок
Кот и Молоко
Конверт и Ручка

Придумайте по 3—4 оригинальных связей между словами каждой пары.

 

Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает в молоке".

 

Правило №2: Представляйте Ваши ассоциации визуально

 

Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется методом оживления. Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

 

Правило №3: Преувеличивайте Ваши ассоциации.

 

Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

 

Правило №4: Ваши ассоциации должны двигаться

 

Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п. Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.

Упражнение №3: : Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:
Пиджак и Ухо
Лампочка и Вентилятор
Мяч и Котлета
Салют и Гриб
Краска и Стюардесса
Бинокль и Мочалка
Радио и Антенна
Велосипед и Мел

 

Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше — к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.

Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название — "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.

Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной? На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.

 

Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре: 

лампочка -
пиджак -
котлета -
велосипед

гриб -
бинокль
краска -
антенна

Приложение: Пары слов для дополнительных занятий.

Комар - Колесо Подушка - Помидор Сейф - Мороженое
Радио - Обои Ботинок - Скамейка Река - Песок
Ручка - Тетрадь Спичка - Шнур Редис - Паук
Диван - Мяч Лыжи - Бифштекс Молния - Рояль
Зеркало - Помада Руль - Гармонь Торт - Свечка
Ступенька - Бочка Окно - Дверь Тюль - Килька
Метро - Фонарь Яблоко - Пластилин Скрепка - Трамвай
Молоток - Таблетка Свекла - Скатерть Гнездо - Шашки
Пуговица - Шапка Мусор - Веник Маска - Весло
Гвоздь - Лампочка Кнопка - Кукла Кольцо - Лифт


 

 

 

Эффективное общение и магия контакта
(продолжение)

 

Подстройка а ведение за собой

 

У людей наблюдается тенденция непроизвольно подражать всем изменениям позы и общего состояния собеседника. Если в процессе разговора один из собеседников скрещивает ноги, скорее всего, и другой вскоре сделает то же самое. Если кто-то откидывается назад, сцепив пальцы на затылке, интересно понаблюдать, как через некоторое время окружающие совершенно бессознательно принимают ту же позу. Это говорит о том, что между людьми установился тесный контакт и процесс общения идет успешно.

Техника подстраивания к собеседнику может применяться еще более широко. До сих пор вы только подражали какому-либо человеку, теперь же попробуйте сами потихоньку повести его за собой при помощи вашего голоса, мимики и жестов так, чтобы, непрерывно поддерживая с ним тесный контакт, изменить его состояние в целом. Очень часто поза со скрещенными ногами и руками отражает общий негативный настрой человека, хотя иногда эта поза может быть просто удобной. Подводя такого человека к более открытой позе, вы тем самым способствуете возникновению у него более позитивного восприятия.

 

Как незаметно влиять на собеседника

Изменения, касающиеся физической стороны общения, должны быть постепенными и ни в коем случае не явными. Прежде всего надо самому расцепить руки, а затем, когда собеседник уже последовал вашему примеру, заставить его изменить положение ног.

То же самое относится к изменениям темпа речи и тембра голоса, а также любой другой характеристики процесса общения, в том числе и вашей позы. Например, если перед вами разгневанный человек, который говорит быстро и на повышенных тонах, то прежде всего вам необходимо подстроиться к нему, по крайней мере, до некоторой степени. Если в такой ситуации вы начнете говорить медленно, обдумывая каждое слово, это явно не будет гармонировать с настроением вашего собеседника и, скорее всего, вызовет у него антипатию к вам. Поэтому вам следует начать с подстраивания.

Добившись необходимого контакта путем умелого подстраивания к вашему собеседнику (как с помощью слов, так и с помощью зеркального отражения его мимики, жестов, позы), вы можете постепенно начинать приводить его в нужное вам
состояние. Вам следует постепенно замедлять темп речи и смягчать жестикуляцию до тех пор, пока ваш собеседник не начнет делать то же самое. И вскоре он успокоится. Причина этого заключается в том, что наше сознание и наше поведение тесно взаимосвязаны. (Трудно сказать: вам хорошо, потому что вы насвистываете, или же вы насвистываете, потому что вам хорошо.)

Вы оцените пользу от применения данной техники, только опробовав ее на практике. Возможно, поначалу техника «подражания и ведения» покажется вам несколько искусственной и будет вас стеснять, но со временем вы станете использовать ее автоматически, причем эффективность ее от этого не уменьшится.



Полезные советы

 

Рассмотренные в этом и предыдущих выпусках  техники могут быть применимы в самых разнообразных ситуациях. Вот несколько примеров.

 

Как утихомирить разгневанного начальника или коллегу. Разные люди выражают свой гнев по-разному, и поэтому при общении приходится применять различные варианты техники «подражания и ведения». Например, если человек, находясь в состоянии горя или гнева, начинает говорить медленно, тихим голосом, значит, вам придется начинать с подражания именно этой его манеры. Вы должны установить контакт, следуя за собеседником, и вы же должны решить, когда и как повести его за собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения любых характеристик процесса общения. Именно вы должны контролировать весь ход общения в целом и его конкретные цели.

 

Как использовать юмор в процессе общения. Если разговор получается слишком официальным или натянутым, примените технику «подстройки и ведения», для того чтобы создать более непринужденную обстановку. В этой ситуации поможет внесение в беседу оттенка легкого юмора в сочетании с использованием соответствующего «языка» тела.

Как изменить чье-либо настроение. Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того чтобы «сбить» настроение собеседника, не нарушая при этом контакта с ним. Практически любой неожиданный жест может привлечь внимание собеседника и вернуть его к разговору. Именно в этот момент уместнее всего будет сказать человеку то важное, что вы хотели ему сообщить. Достаточно на несколько секунд прервать ровное течение беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените состояние вашего собеседника.

 

Как завершить беседу. Неожиданное действие с вашей стороны способно полностью нарушить контакт. Например, вы можете встать, отвернуться от собеседника или хлопнуть ладонями по крышке стола. Если вы добиваетесь прекращения контакта с кем-либо, то действуйте подобным образом. Можно просто смотреть в сторону. Это производит примерно тот же эффект, только более мягкий, и занимает несколько больше времени.



Конгруэнтность

 

Вряд ли вы сможете передать свой энтузиазм другим людям, если сами находитесь в скверном настроении. Сформулируем важнейшее правило: при любом общении необходимо соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникационного процесса, такими как мимика, поза или интонация голоса.

Иногда люди, совершенно не отдавая себе в этом отчета, говорят нечто утвердительное и в то же время качают головой, что расценивается окружающими как отрицание. Аналогично, закрытая поза тела (нога на ногу, скрещенные на груди руки) или отведенный в сторону взгляд (прерванный контакт глаз) часто говорят о несоответствии между словами и действительным мнением человека, с которым вы разговариваете. Конгруэнтность, или согласованность различных сторон поведения каждого собеседника, имеет такое же значение для успешного общения, как и конгруэнтность между собеседниками. А оно достигается в процессе подстраивания собеседников друг к другу. Трудно полностью контролировать подобную согласованность у других. Даже имея в виду все те бессознательные мотивы, которые оказывают влияние на их поведение. Но вполне можно взять на себя ответственность за свой вклад в общение, например за установку и поддерживание на протяжении всей беседы тесного контакта. И вполне возможно добиться согласованности всех составляющих вашего поведения. От этого зависит успешность вашего общения с кем-либо.

 

Неконгруэнтность в действии

При рассмотрении конкретных примеров легко убедиться, как велика может быть роль несогласованности компонентов общения. Помните, что бы вы ни говорили и ни демонстрировали своим поведением на сознательном уровне, существует множество разного рода иных сигналов, подаваемых голосом, глазами и телом, которые все равно выдадут правду. Если эти сигналы не будут соответствовать содержанию слов, то общение не будет успешным.

Вернемся к примеру, касающемуся общения с разгневанным коллегой. На самом деле у вас может и не быть особого желания его успокаивать. Поэтому, даже если вы тщательно продумаете все свои утешительные слова и жесты, все равно в душе вам захочется «поставить его на место» (имея в виду собственную точку зрения). Таким образом, вы потерпите неудачу с точки зрения достижения непосредственных целей в вашей сфере деятельности. И у вас возникнут проблемы, касающиеся долговременных отношений с коллегами.

Мы уже обсуждали ранее принцип уподобления. Как правило, нам нравятся люди, чем-то похожие на нас, и общение с ними дается нам легче. «Она — человек моего плана» или «Мы с ним настроены на одну волну» — такого рода утверждения гарантируют высокую эффективность общения. 

 

 

 

Сейчас становится общеизвестным тот факт, что все болезни имеют психологические корни. В нашей жизни подчас хронически не хватает положительных эмоций, зато отрицательные имеются в избытке — поэтому депрессия и усталость приобрели характер эпидемии.

Конечно, болезни человека зависят не только от его эмоционального состояния, на здоровье также влияют климат, экологическая обстановка и другие факторы. Здесь мы не будем затрагивать причин возникновения болезней. Курс посвящен описанию методов, при помощи которых вы сможете научиться быть хозяином и творцом своего душевного и физического благополучия.

В курсе представлены следующие программы:

  • Навыки индивидуального планирования

  • Метод прогрессивного расслабления

  • Самоуспокоение

  • Аутогенная тренировка

  • Навыки общения

  • Общее состояние здоровья и благополучие

Можно использовать каждую программу отдельно — возможно, для вашего образа жизни лучше всего подойдут одна или две, — или можете применять все сразу, как общую методику работы над собой.

Предлагаемые таблицы оценки и самооценки помогут вам более конкретно определить, что именно вы хотите достичь. 

Цель каждой программы — помочь вам справиться с волнением в экстремальных ситуациях, преодолеть зависимость от дорогостоящих лекарств и постоянного посещения врачей. Если вы будете регулярно применять предложенные методы, то они принесут вам большую пользу, а не только сиюминутное облегчение, дадут возможность повысить жизненный тонус и способность к обучению, научат помогать близким.

 


Ответ и успешно справившиеся с задачей предыдущего выпуска будут опубликованы в следующем выпуске, т.к. постоянно поступают ответы. С сегодняшнего дня устанавливаются следующие сроки отправки ответов:  не позднее чем через 7 дней после выхода выпуска (до 18.00 по московскому времени). Это связно с тем, что мне надо разобраться со всей поступившей корреспонденцией. И большая просьба присылать ответы на все задания в одном письме. Если у Вас есть какие-нибудь интересные задачки, я буду Вам очень благодарен, если Вы поделитесь ими. Заранее спасибо.

 

1. На берегу реки у Сингатока

На Фиджи сегодня необычайно жарко. Безжалостное экваториальное солнце раскалило белоснежный песок и казалось, что нет никакой надежды на спасительный ветер. Вы сидите, опустив ноги в бассейн, и с интересом наблюдаете за стайками маленьких голубых рыбешек, поблескивающих в удивительно прозрачной воде.

На дороге вы видите шлейф пыли, поднятый длинным блестящим «мерседесом», который, как вы знаете, принадлежит Ричарду Сингху, местному шерифу.

Автомобиль резко тормозит в нескольких шагах от вас. Вас приветствуют шериф и Том Воллас. С Волласом вы уже встречались и знаете, что это богатый плэйбой из Австралии, который по крайней мере раз в году приезжает на острова Фиджи для «ловли жемчуга» и обретения бронзового загара. Из окна своего номера в отеле вы часто видели, как он на крохотной яхте без мотора катается между рифами по узким проливам, соединяющим реку с морем. Том часто ставит парус и поднимается по реке до Сингатока, ближайшей деревеньки, где торговля не облагается пошлиной. Он возвращается, привязывает свое суденышко и на закате солнца направляется в бар внутреннего дворика, чтобы выпить. Волласа трудно не заметить, потому что обычно он приходит с какой-нибудь красивой женщиной — малазийской, индийской или полинезийской.

— Мистер Воллас нашел тело примерно в ста пятидесяти ярдах от Сингатока вниз по реке, — говорит шериф Сингх. — Пока мы еще не смогли его опознать.

Том прерывает шерифа, чтобы дополнить рассказ:

— Я еще не оправился от шока. Я шел под парусом к Сингатока, когда в камышах увидел нечто, похожее на мужчину, лежащего лицом вниз. Я взял весла и подгреб ближе. Когда я увидел, что этот индиец мертв, я выбежал на дорогу к деревне и добрался до шерифа Сингха.

— Вы осмотрели тело? — спрашиваете вы Тома.

— Нет, — отвечает он. — Я подумал, что лучше позвать полицию. Никто не должен ничего трогать на месте преступления.

— Я осмотрел тело, — говорит шериф. — Несчастный был убит сильным ударом по голове каким-то тяжелым предметом. Полагаю, он мгновенно потерял сознание и упал в воду, так что если он не погиб сразу от удара, то захлебнулся потом, будучи без сознания, в воде.

— Шериф, — говорите вы, — я настойчиво советую вам задержать господина Волласа для дальнейшего допроса и выяснения всех обстоятельств. Его рассказ не внушает доверия.

Что заставило вас подозревать Тома Волласа?

 

2. Злой ростовщик.

Злой ростовщик предложил молодой женщине простить долг, если она согласится на простое пари. Ей нужно сунуть руку в мешок и достать один из двух камней. Если камень белый - долг будет прощен. Если черный - женщина должны выйти за него замуж. Но она заметила, что ростовщик положил в мещок два чёрных камня. Что она сделала?

 

3.  В жаркий день.

В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса

Ваши письма с пожеланиями и ответами присылайте BestNlp@mail.ru
Все Ваши материалы будут опубликованы
Ведущий рассылки: Алексей



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное