Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! Два города на воде. Путь к себе настоящему.


Счастье? Сегодня!

Выпуск 20
2010-03-29

Два города на воде. Путь к себе настоящему.

Когда нет возможности сорваться с места и отправиться в путешествие, вполне можно открыть хорошую книгу и путешествовать вместе с автором. Из всех видов книг о странствиях сегодня особенно популярен жанр травелога – это не просто путевые заметки с погружением в этнографию и историю, а нечто вроде откровенного дневника, где есть место и любовным переживаниям, и философским размышлениям. По сути, травелог – это странствие по глубинам своей души, а место действия лишь выполняет роль красочных декораций.

Роман Джеффа Дайера «Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси» - исповедь современного интеллектуала, который привык иронично воспринимать окружающий мир, но несмотря на весь свой цинизм, способен на глубокие чувства, на эстетический экстаз и даже на некое самоотречение ради необычного духовного опыта. Надо уточнить: некоторые критики полагают, что здесь в двух частях романа действуют два героя. Но на мой взгляд, это всего лишь две грани, два альтер эго самого автора.  

В первой части книги тезка автора – английский журналист Джефф Атман –отправляется в Венецию на биеннале современного искусства, но не успевает утонуть в водовороте вернисажей, светских вечеринок и пресс-конференций, ибо его затягивает с головой омут неудержимой страсти к очаровательной американке Лоре. Дайер так ярко и вкусно рисует пеструю мозаику венецианской  атмосферы, что невольно хочется отправиться в призрачный город на воде, в котором на каждом шагу оживают шедевры великих мастеров Возрождения, а в лабиринтах улочек так легко заблудиться, но в конце концов они приводят героев в объятия друг друга. Сила этого чувства перекрывает все – и пустую светскую болтовню, и бездарные опусы современных псевдоавангардистов, и даже эпатажные подробности богемной жизни (чересчур обильные возлияния и эксперименты с кокаином). Вот как романтично автор описывает момент знакомства влюбленных: «Они мало что сказали друг другу, но слова эти несли колоссальный груз ожиданий. Это был чистый случай, одна сплошная фортуна, но воздух между ними уже потрескивал от напряжения». Мы наблюдаем все этапы стремительного сближения Джеффа и Лоры, ощущая почти физически магнетизм этой влюбленности. Не только откровенные сцены, но и прогулки героев по Венеции пронизаны ощущением неудержимого блаженства. Например, говоря о том, что это город-нарцисс, который сам собой любуется в зеркале, автор добавляет: «Город сиял отраженным счастьем». То есть с одной стороны, сама венецианская атмосфера способствует любовным приключением, но с другой стороны, легендарный город на воде отражает и усиливает романтические чувства.

Любопытно, как хитро автор плетет кружево сюжета. Здесь все ключевые моменты тонко «запараллелены». Лора собиралась в индийский город Варанаси, но туда с очередным редакционным заданием едет Джефф, где ему суждено пережить медитативный опыт созерцания и почти полного отрыва от западной цивилизации.

Наблюдая за погребальными кострами на берегу Ганга, посещая буддистские и индуистские храмы, общаясь с местными жителями, европейскими и американскими любителями восточной философии, герой поначалу иронично комментирует особенности индийского менталитета. Но постепенно он проникается  величием  древней культуры и даже мимикрирует под аборигенов: сначала отращивает волосы и бороду, а потом бреет голову под ноль.  Но, конечно, дело вовсе не в смене имиджа, главная перемена – осознание бренности жизни и в то же время ценности каждого ее момента. Вот как герой описывает место прощальных церемоний: «…на этой стороне вокруг  территории, отведенной под кремации, всегда кипела деятельность. Путешествие из жизни в смерть никогда не прекращалось, и здесь, в зале ожидания перед вылетом, все тоже было в движении. Похороны следовали одни за другими, но происходило и много чего еще: люди спорили, запускали воздушных змеев, играли в карты или на музыкальных инструментах, занимались йогой, купались».

Один из ключевых моментов пробуждения героя - миг, когда он осознает истинную роль Варанаси в мироздании: «Именно это место избрал для жизни Шива. Именно здесь начался мир. Перекрестки тут были священны, притом что  некоторые из них были отмечены  особой благодатью, но и сам Варанаси был одним большим перекрестком между этим миром и тем. … Все время было сосредоточено здесь, а возможно, и все пространство. Этот город был мандалой,  космограммой. В нем был весь космос».

А раз ты попал в центр мироздания, то куда еще стремиться? Разве что к иному воплощению души. Намек на реинкарнацию показан в финале второй части, который символически рифмуется с первой финальной сценой. В финале первой части герой видит на набережной счастливое семейство – родителей и девчушку, которая с азартом прыгает на надувной игрушке в виде кенгуру. А во второй новелле герой сначала видит сон об агрессивном кенгуру, который хочет напасть на его друга. Действие второй части заканчивается сценой, напоминающей сновидение или грезы наяву, в потоке медитации: якобы на берегу Ганга появился кенгуру, которого тут же причислили к пантеону индуистских богов и назвали Гануной. Но самое забавное, что герой представил себя детенышем кенгуру, сидящим в его сумке. А затем он выбрался из теплой сумки и нырнул в воды загадочной реки. Аллегория смерти или нового перерождения? Читатель волен делать свои выводы… Возможно, это просто символ шага в неизвестность, начала нового жизненного этапа.

P.S. Книга Джеффа Дайера и другие травелоги – на сайте издательства «РИПОЛ Классик»: www.ripol.ru

PPS. Притча ОШО «Откладывание»

Постоянно спрашивайте себя, движетесь ли вы в более блаженные состояния. Если да — вы на верном пути. Идите в них глубже и глубже, получите как можно больше. А если вы чувствуете себя несчастным, посмотрите: где-то вы сбились с пути, заблудились. Вас что-то отвлекло; вы больше не естественны, отчуждены от собственной природы — вот что делает вас несчастным. Посмотрите, проанализируйте и, установив причину несчастного состояния — какой бы она ни была, — тут же ее отбросьте. И не откладывайте на завтра, отбросьте немедленно.

Жизнь коротка, а научиться нужно многому; люди, которые всегда откладывают, упускают все. Постепенно откладывание входит в привычку. А приходит всегда сегодня; завтра никогда не приходит. Откладывать можно вечно. Если вы видите, что вас что-то делает несчастным, отбросьте его тотчас же — не теряя ни секунды. Вот что такое храбрость: храбрость жить, храбрость рисковать, храбрость искать приключений. Только храбрых однажды вознаградит целое — светом, любовью, блаженством, благословением.

Источник: www.goldenchild.ru

МАРИЯ ДАРСКАЯ

Copyright (C) 2009 Мария Дарскаяladymary@rambler.ru
Все материалы рассылки охраняются законом об авторском праве.


В избранное