Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! В поисках пьянящей свободы
Счастье? Сегодня!
Выпуск 19
2010-03-22
В поисках пьянящей свободы
Обычно люди скованы тысячами условностей и боятся выйти за привычные рамки. Иногда стоит посмотреть яркое, эксцентричное действо, чтобы вырваться из плена своих стереотипов. В Другом театре почти все спектакли имеют такой будоражащий эффект. Но особенно меня поразила фантасмагория «Орнитология», которую я посмотрела 21 марта на сцене центра имени Высоцкого. Пьесу Александра
Строганова – алтайского драматурга и психиатра,поставил режиссер Владимир Агеев. Человек, хорошо изучивший тему сумасшествия, создал глубокий текст, достойный чеховской традиции. В его истории смешное и трагическое балансируют на такой тонкой грани, что порою внезапно меняются местами. Режиссеру удалось очень удачно расставить акценты и раскрыть философскую подоплеку даже самых игривых мизансцен.
Поначалу действо казалось чисто комедийным и было наэлектризовано эротическими флюидами. Импозантный бородач Савва Семенович Любезный решил приударить за хрупкой экзальтированной блондинкой, которая обожает Моцарта, цитирует Пушкина, иногда входит в образ Марлен Дитрих и всячески его провоцирует своими откровениями. Красавица то дарит своему поклоннику надежду, то отталкивает
его и устраивает истерики. Ирина Гринева, блестяще исполнившая роль безумной красотки Танечки, с такой экспрессией изображает все перепады ее настроения, что моментальноочаровывает весь зал. Ее напору невозможно сопротивляться, ведь во время действия она выходит в зал и присаживается и даже ложится на колени к зрителям. Вообще интерактив с залом в этом спектакле просто потрясающий! Зазвонил телефон, Ирина тут же реагирует: «Не надо разговаривать, у нас интимная беседа!». Невероятно харизматичный
Алексей Багдасаров, исполняющий роль Саввы, в лирическом монологе, рассуждая о своих чувствах к Танечке, обращается к зрителям: «Я не пойму, она меня мАнит или манИт?».
Конечно, такая темпераментная женщина – манящая по своей природе, а сумасшествие только добавляет ей некую изюминку… Но весь фокус в том, что крыша съехала не у нее одной. Ее брат Ленечка (его играет невероятно пластичный Александр Усов) – орнитолог, который увешал весь дом чучелами птиц. Он настолько помешан на птичьей теме, что считает птицами себя и сестру… И ежедневно
отмечает то день орла, то день петуха… Действо происходит как раз в петушиный день. Поэтому Танечка наряжается в костюм черной курицы и устраивает для Саввы стриптиз. Но вместо любовных игр обалдевшего поклонника ожидает совсем иная игра.
Да, кстати, Таня и Леня, как дети, обожают всевозможные странные игры. Они не держат в доме обычных часов и заставляют гостя вести счет, переворачивая песочные часы. А еще они постоянно провоцируют его на откровенность и заставляют содрать с себя панцирь условностей. Не случайно Савва (успевающий по ходу действия изрядно принять на грудь) периодически задает себе самый
важный, экзистенциальный вопрос: «Зачем я здесь?». И к финалу приходит осознание: смысл его визита к семье орнитологов не столько во флирте со взбалмошной красоткой, сколько в постижении своего предназначения.
Ленечка, расписывающий красоту птичьего полета и устраивающий карикатурную сцену «свадьбы» Саввы и Танечки, становится символическим воплощением рока. Он обнажает перед Саввой всю никчемность и приземленность его жизни. Герой в ужасе восклицает: «Я сойду с ума!». На что вполне реальный псих иронически замечает: «И не надейся! Тебе не стать одним из нас, ты – другой! Тебе
скучно без нас, а нам – без тебя…». Какое единство земного и небесного, нормального и безумного! И что самое интересное, в конце концов Савве удается-таки прорваться к своим истинным переживаниям и прозреть: «Может, они действительно хотели мне добра? Они-то по-своему счастливы и хотели со мной поделиться своей радостью. Я-то давно несчастлив: жену не люблю, осталась одна привычка, работу не люблю, друзей нет. Себя вроде люблю, но не так, как в молодости. Какое во мне содержание? Был Савва, да весь вышел!».
Когда в финале герой выпрыгивает из окна, то это не выглядит как самоубийство. Скорее, это символперехода в иную реальность, где можно парить на крыльях своей фантазии наравне с птицами. «Он плачет, ему больно. Он сделал это!», - говорит Татьяна о гибели своего поклонника. Он решился на поступок, разрывающий паутину
его лжи и поэтому душа его освободилась. В смерти он обрел ту свободу, о которой, может, даже и не мечтал, но тоска по которой его смутно томила. Видео со стаями свободно парящих птиц в финале спектакля оставляет удивительно светлое ощущение. Не надо доводить себя до крайности: можно и при жизни вырваться из тесных рамок быта и забот, доверившись мечте о полете, сметающей все границы… Получилось же это у чайки Джонатан Ливингстон, если верить Ричарду Баху…
МАРИЯ ДАРСКАЯ
www.dteatr.ru
Copyright (C) 2009 Мария Дарскаяladymary@rambler.ru
Все материалы рассылки охраняются законом об авторском праве.