"Я знал о вас и вашем тренинге от
человека, который прошел его как открытый. После нашего
корпоративного, у меня сложилось впечатление, что вы иначе проводите
тренинг с корпоративными участниками. Или мне это только показалось?
Я не про специфику нашей работы, а про отношение, будто вы были
более сдержанным. Ведь я слушал аудиозапись с другого вашего
тренинга. Нет, конечно же нет никаких претензий. Просто ощущение
такое осталось, что вы были крайне осторожны. Я понимаю, что среди
ваших слушателей были люди, мягко выражаясь, "бодливые". Им надо все
время что-то доказывать. Вы хорошо повторяли не раз, что доказывают
прежде всего те, кто сомневается. Вы прекрасный коммуникатор, и
все-таки не дали им возможности припереть вас в угол. Но они у меня
лично отняли другую возможность – возможность увидеть больше
примеров, чем те, которые вы демонстрировали, учитывая их. Вы
примете меня на другой тренинг, если вы будете проводить его в
октябре? Возможно придти еще раз? Я буду не один. Не только я один
такого мнения, что ваш тренинг нужно пройти еще раз и в окружении
других людей? :-)"
За грехи и наказание… :-) В следующий раз, конечно же,
не стану изменять свои намерения, а тем более объявленный очный
тренинг проводить как корпоративный, если фирма "выкупила" все
места. Я полагал, что можно так поступить, если заявка от фирмы
поступила раньше, чем набрался народ на очный тренинг…
Что касается специфики корпоративного тренинга,
рассуждать можно много и разъяснять, что именно учитывается при
общении с людьми, за которых платит фирма; пояснять, почему
приходится изменять намеченный план, учитывая специфику деятельности
работников фирмы; лавировать там, где прихоть и непреодолимое жажда
доминировать в окружении своих коллег может сыграть злую штуку с
зарвавшимся "бойцом", особенно если ему вдруг дается право хотя бы
сыграть роль лидера… Не стоит ставить в вину импульсивность, которой
беспрекословно подчиняется человек, если вы знаете хорошо простое
правило – не перечить проявлению привычки, пока паттерн не будет
отработан до конца. За это время у вас будет возможность не только
изучить все нюансы в повадках объекта, но и найти способ
нейтрализации ожидаемой реакции. Любая агрессия или эпатаж
рассчитаны на обратную реакцию, вид которой "объекту " хорошо
знаком. И можно либо имитировать ожидаемое, либо сломать стереотип.
Самой простой "ломкой" бывает способ отвлечения от темы, более
сложной – привлечение в игру остальных действующих лиц; лучше
следовать постепенно от простого к сложному. К сожалению, на возню с
ретивыми уходит время, и время это отнимается у людей с нормальной
психикой. Если на открытом тренинге я могу попросить человека просто
уйти, то на корпоративном я обязан всех довести до логического конца
– конца в их представлении, чтобы каждый остался доволен собой. К
примеру, однажды в одной маленькой группе пришлось столкнуться с
особенностью в поведении одного из участников группы – мужчина
внимательно выслушивал теоретическую трактовку каждого нового
приема, а потом тут же заявлял, что знаком с этой техникой. Когда я
попросил его продемонстрировать свою опытность и принять на работу
симпатичную девушку, он стушевался и так вдруг заартачился, что
невольно оказался в положении центральной фигуры с выявленным
дефектом. Более того, на себе он продемонстрировал еще одну технику
манипулятивного характера, что легко отметил каждый участник
тренинга, когда обнаружил у мистера Всезнайки не только отсутствие
представления о предмете, а еще и полное непонимание того, как часто
именно на нем отрабатывались те или иные приемы, в том числе и
способ убеждения человека в его значимости там, где он является
всего лишь объектом для манипуляций (правда, от перегрузки, он чуть
было не "вырубился" – не заснул…) Что ж, у каждого есть свое право
быть тем среди людей, кем он больше всего не хочет быть. И,
повторюсь, что только психологическая лень и простодушие помогают
нам видеть за имиджем пустого человека нечто содержательное, что,
чаще всего, является компенсатором наших собственных ущербностей.