Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новая тема - Психосинтез. Или как еще быстрее и проще достигать своих целей и решать проблемы


 Выпуск 76

Электронный журнал

Секреты самогипноза и аутотренинга

Автор:

Дмитрий Петухов

 Архив журнала

В прошлом выпуске

  • Можно ли смоделировать гениальность?

В этом выпуске

  • Новая тема - Психосинтез. Или как еще быстрее и проще достигать своих целей и решать проблемы.

Здравствуйте, дорогой подписчик!

Как и обещал, сегодняшним выпуском мы с Вами начинаем разбирать интересную, большую и с практической точки зрения весьма перспективную тему работы с субличностями. Сразу предупреждаю, что выпуск получился непростым. Так что, наберитесь терпения и будьте внимательны :-)

Итак, что это за субличности такие, о чем это собственно я. Начнем с того, что мы уже давно привыкли к идее разделения нашей психики на сознательную и бессознательную части. Можно пойти дальше и предположить, что и сознание и бессознательное  тоже, в свою очередь, могут состоять из различных частей, или как их обычно называют, субличностей.

В нашем организме мы также встречаем элементы автономности, самостоятельности что ли. Например, вегетативную нервную систему еще называют автономной нервной системой.

На самом деле, каждый из нас сталкивался на собственном опыте с феноменом разделенности нашей психики. Например, мы часто говорим что-то вроде: «Разумом я понимаю, что этого делать не надо, но…». Наиболее очевидно  это проявляется, когда мы пытаемся бороться с вредными привычками. Мы понимаем, что, например, курить вредно, честно пытаемся бросить, но какая-то часть нас усиленно сопротивляется.

Или вспомните фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Помните, там король (которого Леонов играет) периодически говорил что-то вроде: «Сейчас во мне проснулась моя бабушка…»

И действительно, в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя очень похоже на кого-то из наших родственников или каких-то «значимых взрослых», т.е., людей, которые оказали серьезное влияние на наше воспитание, на формирование нашей личности.

Это, кстати, очень интересный момент. И чтобы хорошо его понять, надо немного разобраться в том, как у ребенка появляется осознание себя как личности, как индивидуальности, т.е. как появляется сознание (правда, никто толком не знает что это за штука такая – сознание:))?

Так вот, ребенок, сначала сам не может концентрировать произвольно свое внимание на чем-то. Для этого, ему нужен кто-то другой, взрослый. Потом, когда ребенок овладевает языком, он как бы создает этого «другого» или «виртуального взрослого», как бы внутри у себя, с помощью внутреннего диалога.

Наше сознание поддерживается внутренним диалогом.  Мы как бы наблюдаем свое отражение в этом диалоге. Заметьте, внутренний ДИАЛОГ, т.е. мы все время, точнее В НАС все время кто-то разговаривает :). Кто с кем? Сами с собой? Так-то оно так, да не совсем. Мы, по сути, ведем диалог с неким собирательным образом «значимых других», т.е. мы пытаемся посмотреть на себя со стороны глазами людей, которые оказали в свое время на нас значимое влияние.

Уф… Сложное это дело, разбираться в вопросе формирования и проявления сознания :-). В общем, это я все к тому, что даже в процессе самоосознания  мы сталкиваемся с этой разделенностью.

В общем, идея субличностей, думаю, Вам понятна и давайте пойдем дальше, пока я не погряз в занудных объяснениях необъяснимого феномена сознания :)

Итак, идея неоднородности нашей психики так очевидна, что нашла отражение как во многих современных психотерапевтических школах, так и таких древних, как шаманизм, например.

"Психосинтез"  Роберто Ассаджиоли, "Холодинамика" Вернона Вульфа, НЛП, "Преобразующий процессинг" Янна Флеминга  - вот лишь некоторые направления  психологии, в которых используется идея субличностей.

Точнее, субличность – это лишь один из терминов обозначения этого феномена разделенности нашей психики на самостоятельные единицы. В холодинамике используется термин холодайн, а в НЛП – самостоятельная единица сознания. Просто лично мне привычнее термин «субличность», так что я и буду им пользоваться, в основном. А все техники работы с субличностями, я буду с вашего позволения, для простоты именовать техниками психосинтеза.

Есть несколько метафор, описывающих идею субличностей. Одна из наиболее удачных – это метафора «Завод», которую предлагает Сергей Ковалев

Согласно данной метафоре, наше сознательное «Я» - это нечто подобное генеральному директору огромного предприятия, которым является неразрывное единство нашего тела и психики. И, как и на любом предприятии, здесь  существуют относительно автономные «бригады» и «подразделения», выполняющие вполне самостоятельные функции и действующие зачастую, как бы вне компетенции генерального директора – сознательного «Я».

Другое объяснение, которое  я тоже часто использую – это метафора театра. Помните слова Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? Согласитесь, что мы часто как бы играем различные роли.

Чем отличаются эти метафоры? «Завод», предполагает возможность того, что в нас одновременно могут действовать несколько субличностей. Ведь на самом деле, чем бы мы ни занимались, в нашей психике идут многие параллельные процессы. Восприятие, запоминание и вспоминание информации, мышление и т.д.

С другой стороны, иногда мы настолько поглощены какой-то своей ролью (отождествляемся с какой-то своей субличностью), что для удобства понимания нашего поведения, можно пренебречь параллельными процессами и предположить, что мы полностью сливаемся  с этой ролью.

В любом случае, и «Завод» и «Театр» - это всего лишь метафоры, которые не могут точно передать реальность. Мы будем их использовать просто как удобные модели.

А  вот более важный вопрос - что нам дает идея «субличности» в практическом плане?

1. Нам проще решать проблемы

Любую проблему значительно проще решить, если есть конкретное лицо, с которого можно спросить :-).

Поэтому, «общение» с проблемой как с некой субличностью, значительно упрощает процесс решения этой самой проблемы. Ведь, во-первых, можно выяснить, причину, зачем эта субличность действует таким образом (создает проблему). Возможно, у нее есть вполне благие намерения. Тогда, поняв ее мотивацию, можно предложить ей найти более экологичный способ. Это похоже на технику шестишагового рефрейминга, но техники психосинтеза дополняют этот процесс еще многими интересными возможностями, о которых поговорим в свое время.

2. Нам легче достигать своих целей.

Как известно, залог успеха в управлении – делегирование полномочий. Чем лучше у Вас «команда» и чем больше задач вы можете делегировать профессионалам, тем быстрее вы будете достигать своих целей и тем более амбициозными эти цели могут быть.

Поэтому, техники психосинтеза отлично подходят для тех, кто ставит перед собой действительно серьезные цели.

Как я уже сказал в начале, тема эта очень обширна и не проста. Так что, я еще буду возвращаться к объяснениям многих принципиальных моментов, но в этом выпуске не хочу больше перегружать Вас теоретической информацией. Давайте перейдем к практике.

Чтобы начать как-то работать со своими субличностями, неплохо было бы познакомиться с ними. Вот этим я и предлагаю Вам заняться.


Знакомство со своими субличностями

Нет лучшего способа самоисследования, чем ведение дневника. Кому не нравится слово дневник (может какие-то школьные ассоциации) могут назвать его «рабочая тетрадь».

Что описывать?

  • Значимые события дня, т.е., какие события дня Вам запомнились.
  • Ситуации, в которых Вы испытывали яркие эмоциональные реакции. Особенно Вас должны интересовать отрицательные эмоции. Почему отрицательные? Потому, что они, как правило, сигнализируют о каком-то внутреннем конфликте. Ну, а в любом конфликте участвую как минимум две стороны. Улавливаете? Точно, это может означать, что какие-то наши субличности что-то не поделили :). А следовательно, это интересно для Вашего анализа.

Вот пример рабочей тетради:

Дата. Время

Ситуация

Ваши реакции

Последствия. Оценка

 

Опишите саму ситуацию, которая вам запомнилась. Кто в ней учавствовал.

Опишите свое поведение, действия, эмоции, мысли

Опишите, что произошло в итоге. Можете ли Вы определить какую роль Вы играли в этой ситуации или какая Ваша субличность доминировала или конфликтовала с вашим сознательным Я или с другими субличностями

Вот Вам конкретный пример из моей практики.

Дата. Время

Ситуация

Ваши реакции

Последствия. Оценка

не помню :-)

Нужно выполнить рутинную работу. Перевести уже готовый выпуск журнала в формат html и ввести его в сервисы рассылок и разместить в архиве на сайте.

Вместо того, чтобы приступить к работе нахожу массу «неотложных» дел, чувствую, что начинаю раздражаться

Потерял уйму времени. Анализируя ситуацию, понимаю, что ее можно описать как конфликт моего сознательного «Я» с субличность, которую можно назвать «Саботажник»

Правда, это устаревший пример. Сейчас я уже «разобрался» со своим Саботажником (кстати, он оказался очень даже хорошим малым :) и теперь во многом мне помогает)

Итак. Когда Вы таким образом понаблюдаете за собой в течение пары недель, у Вас уже накопится достаточно материала для первичного анализа и выявления наиболее типичных и активных Ваших субличносте, Ваших ролей.

В своем анализе обращайте особое внимание на две вещи:

  1. Повторяемость
  2. Яркая эмоциональная окраска.

Таким образом, через одну-две недели Вы уже будете знать свои наиболее важные и активные субличности. И далее я рекомендую Вам ежедневно, вечером, проделывать небольшой анализ прошедшего дня, задавая себе примерно такие вопросы:

1. Какие субличности доминировали во мне на разных этапах прошедшего дня? Какие обстоятельства (внешние или внутренние) вызывали их появление или исчезновение? Были ли между ними конфликты?

2. Какие ценные качества или недостатки свойственны каждой из этих личностей? Чем помогла или помешала мне каждая из них?

3. Чего хотела каждая из них? Какой была бы моя жизнь, если бы какая-то из них полностью во мне доминировала?

4. Соглашались ли мои субличности с тем, что я хотел делать, или мне приходилось подчиняться им? Какова моя роль в гармонизации моих субличностей и управлении ими?


Уверен, Вы узнаете о себе много интересного, выполняя эти упражнения. И я настоятельно прошу Вас отнестись к этому заданию серьезно, т.к. в следующем выпуске мы продолжим эту тему и без этого этапа самоисследования Вам трудно будет идти дальше.

А сегодняшний выпуск на этом закончен.

Удачи вам и до следующего выпуска!


Дмитрий Петухов

Читать предыдущие выпуски

 

Психологический Центр "EgoLand"

www.egoland.ru

Методики, аудиокурсы, приборы для освоения методов психологической саморегуляции

 

 Цитирование и перепечатка материалов приветствуются при обязательной ссылке на сайт: www.egoland.ru (в Интернете - гиперссылка) и автора: Дмитрий Петухов.

 


В избранное