Ганнушкин, в своем вступлении к описанию психопатий (так он назвал чрезмерно акцентуированные состояния) говорил о том, что подход, им предлагаемый, идет от болезни к здоровью (то есть акцентуация рассматривается как слабо выраженная болезнь). Он говорил о том, что возможен обратный подход, в котором переходное состояние рассматривается как в принципе здоровое, но измененное. И сожалел о том, что с этой стороны подойти пока не дано.
Мы подходим к вопросу именно с этой стороны. С такой вот гипотезой: за всем многообразием черт, свойственных определенному психотипу, стоит одна жизненная установка. Соответственно, в случае душевной болезни, одна жизненная установка стоит и за всем многообразием симптомов, характерных для синдрома. С этой точки зрения пограничное состояние (и сама болезнь) - это следствие запутанности здорового человека.
Понять психотип - значит найти определяющую установку. Пока это не сделано, черты характера не связываются в стройную систему. Пока это не сделано, даже перечислить их будет не просто - не просто компенсировать отсутствие понимания силой памяти.
Шизоидность
Дурь, не желающая считаться ни с чем, может привести человека в дурдом, то есть в психиатрическую больницу. Там, быть может, ему будет поставлен диагноз шизофрения. Или больному никакого диагноза не поставят, считая, что для борьбы с симптомами болезни не обязательно подбирать ей название. Чтобы назначить таблетки, ставить диагноз не обязательно.
Шизофрения - не обязательно дурь. Есть много состояний, названных этим словом, которые кажутся похожими для человека без понимания, которые совершенно разные для понимающего... Как показывал Грофф, за шизофрению нередко принимают интенсивную работу души, духовный кризис, из которого человек выходит высоко гармоничной личностью.
Шизоидная акцентуация формируется вследствие ухода человека из внешнего мира во внутренний мир (по сценарию описанному доктором Ленгом). Если внешний мир становится для человека концлагерем, который нельзя покинуть, уход в мир внутренний может быть для него единственным спасением. Там, во внутреннем мире, он может жить своим творчеством - созданием теорий, написанием книг, общением с самим собой... А во внешнем мире он будет казаться отстраненным, безучастным, неэмоциональным.
Шизоид нередко плохо ориентируется в этом мире, потому что не вполне в нем присутствует. Но если человек уходит во внутренний мир, не отрываясь от внешнего, во внутреннем мире занят развитием способностей, которые во внешнем мире поверяются, уровень его ориентации в мире со временем повышается, становится выше (или много выше) среднего.
Такого рода уход из внешнего мира не приведет к шизофрении, если только человек не захочет из внутреннего мира уйти аналогичным образом - уйти в глубины своего я. В этом случае он теряет уже связь со своим внутренним миром. Тогда сущности внутреннего мира могут обрести автономность, самостоятельность... Тогда и внешний и внутренний мир покажутся страшными, непонятными, нереальными... Это движение души может привести к безумию.
Причиной безумия будет не уход из внешнего мира - причиной безумия будет бегство из внутреннего мира к глубинам своего я. Сойти с ума могут и те, кто из внутреннего мира бежит во внешний. В этом случае шизофрения развивается не у шизоидной личности, а у прямой ей противоположности. Крайности нередко сходятся. Могут быть и другие причины, по которым внутренний мир выходит из под контроля... Чаще всего это страх... Дурная шизофрения, уже рассмотренная ранее, пример того, как дурь запутывает человека... В основе дури тоже страх лежит...
Противоположности известным акцентуациям - тоже акцентуации своего рода, тоже нередко дисгармонии, для некоторых из которых названий пока не подобрали...
Демонстративность (истерия)
Демонстративная личность формируется, когда человек начинает придавать значение тому, как вещи выглядят, совершенно не соотнося это с тем, что они из себя представляют на самом деле. В данном случае к дисгармонии приводит не понимание важности формы, а игнорирование важности содержания. Для демонстративного человека суперспец, делающий великие открытия, ничто, если он внешне смахивает на бомжа, бомж же, разыгрывающий из себя профессуру, для него профессор - не важно, что профессор этот ничего не сделал и ничего не сделает.
Гармоничная личность, придающая значение формам - это великий артист. Дисгармоничная личность, не придающая значения содержанию - это истерик, создающий великие проблемы своему окружению...
Одержимости
Таким образом, можно разобрать все акцентуации, а также и другие особенности, которые акцентуациями не называют. Ведь классических акцентуаций раз два и обчелся, а установок великое множество.
К примеру, для человека, ориентированного на деньги и власть любой ценой, никакой психиатрической статьи не подобрали, хотя явная дисгармония, одержимость налицо. Опыт, наработанный в общении с одним властолюбцем окажется полезен в общении с другими. Потому что как личность "снимает" характер в случае гармонии, так и одержимость "снимает" личность в случае дисгармонии. Все одержимые одной установкой похожи друг на друга.
Не мешало бы составить энциклопедию одержимостей. Установки выводящие из равновесия, соответствующие черты характера, установки с помощью которых человек мог бы сам себя уравновесить, советы для тех кто общается с одержимыми... Никто пока не додумался проделать эту работу и, видимо, не додумается в ближайшее время... Работа ждет, конкурентов нет...
Неверные установки от страха
Сам человек, видящий установки и их следствия, имеет шансы освободиться от ограничений, установками накладываемыми. Впрочем, понять, например, ценность формы - еще не значит стать артистом. Ведь неспособность рисоваться, в хорошем смысле этого слова, обычно приходит не от логической установки (логическая установка вторична), а от запрета со стороны.
Человека атаковали всякий раз, как он начинал рисоваться, - он перестал это делать, а установка на исключительную ценность содержания в противовес форме он сформировал у себя вторично, чтобы повысить самооценку в конкурентном мире, в котором самодовольных принимают лучше, чем самокритичных.
Человек, который понял, что неправильно бежать душой из того мира, в котором трудно, во внутренний мир, сразу из шизоидности не выйдет, потому что возвращение в мир для него означает возвращение к травматичкским ситуациям.
То же относится и к паранойе. Сдаться - означает признать свою неспособность изменить мир, признать свою неспособность иметь над миром власть. Смириться с этим страшно...
В основе акцентуаций лежат неправильные установки. Но неправильные установки порождаются страхом - они не являются всего лишь ошибками рационального ума. Потому освобождение от установок и обретение внутренней свободы обычно связано с работой по преодолению внутреннего страха.
А, кроме преодоления страха перед новыми движениями души, необходимо преодоление нежелания признавать свою дисгармонию. Так человек, понимающий, что форма имеет ценность, должен отказаться от неуважения к людям формы, от завышения самооценки, связанной с высокой оценкой себя, как человека содержания.
Так человек, способный к прекрасным шизоидным построениям, должен осознать, что они стоят чего-то лишь тогда, когда реализуются во внешнем мире... Великий режиссер, рисующий интереснейшие сюжеты в своем воображении, не зря тратит свое время, если ему удастся воплотить эти сюжеты в реальном мире (снять фильм, например)... А если не удастся - ему можно только посочувствовать и пожелать, чтобы в следующей жизни оказался востребованным...
Если Вы хотите поделиться интересными мыслями - добро пожаловать на Форум Хозяев.
Хотите поделиться своими впечатлениями от рассылки - оставьте запись в Гостевой Книге.
Или пишите лично ведущему рассылки Илюше Шальнову. Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием
имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.