Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психотехники бессознательного


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Психотехники бессознательного.
Быстрое чтение. Изучение английского. Обучающие программы.


Доброго времени суток, дорогие читатели рассылки!

О подстройке снизу и подстройке сверху.

Здравствуй, Илюша.
Я не совсем понял, что такое "подстройка сверху". Не могли бы вы объяснить поподробней. А не может быть просто подстройка - не сверху и не снизу?
Спасибо. До свидания. Алекс.

       Может быть и "просто подстройка", только не удивляйтесь, если иногда люди на нее будут реагировать не так, как Вы ожидали, а прямо противоположным образом.

       Хорошая иллюстрация к НЛП и эриксоновскому гипнозу фильмы Гайдая. Все там есть - и рассказ о техниках наведения транса, и рассказ о раппорте, и о подстройке снизу, и о подстройке сверху.

       Общение состоит из обмена коммуникациями. Отвечая на коммуникацию, "возвращая ее", мы поддерживаем движение души, которое стоит за ней. Не отвечая на коммуникацию, мы его тормозим. В частности, реагируя на наступающий транс, мы его углубляем, игнорируя его - выводим человека из транса. Отвечая на дружелюбные движения, мы сокращаем расстояние. Выбирая коммуникации, мы направляем общение. Те, кто отвечают на все коммуникации, демонстрируют зависимость, отсутствие собственной линии. Ответ на все коммуникации - пример подстройки снизу. Реакция на доминантные движения - подстройка снизу. Избирательная подстройка, избирательный ответ на коммуникации - это уже ведение, это подстройка сверху. Дается она не тем, кто решил ее практиковать, а тем, кто не боится быть самим собой.

       Интересно, что на очень значимое для нас, мы не можем ответить сразу, поэтому непроизвольно задерживаем возврат коммуникации. Этой задержкой коммуникации мы выдаем свое напряжение (сверхзаинтересованность или страх). Также естественно для себя, бессознательно, наиболее значимые слова мы выделяем паузами (и не только паузами). Таким образом, бессознательно, мы рассказываем о себе, передаем сообщения. И таким образом, бессознательно, мы принимаем сообщения. Мильтон Эриксон использовал эту способность бессознательного, проводя скрытые внушения. Заметили ли вы, что техника рассеивания внушений использована в этом абзаце, отреагировали ли критически на внушение или восприняли его бессознательно, некритически? А если бы слова внушения были выделены не жирным шрифтом, а, например, несколькими дополнительными пробелами, заметили бы вы, что вам в обход критики передаются вполне осмысленные сообщение?


       Пример игры на подстройку снизу, в которую любят играть израильтяне:

- Шалом! Как дела?
- Шалом! Что слышно?
- Как поживаешь?
- Что нового?
- Как дела у Х.?
- Что нового у У-ков?

       И так далее... Закодированы не отвечать (!), а только спрашивать и, как большинство закодированных, свою несвободу не осознают. Тот, кто спрашивает, немного экзаменатор, тот, кто отвечает - немного экзаменуемый. Имеется в виду экзамен на полное благополучие, что при капитализме означает право быть принятым. Можно ответить только "в порядке" или "прекрасно", но это уже уступка позиции (означает "сдаю на пять, но уже не экзаменую"), так и отвечают вопросами на вопрос. Слышали бы вы, каким распевным, уверенным голосом эти вопросы задаются! А проявлением какой тупости по сути является эта игра! Разные люди, разные ситуации - и все та же предельно тупая игра из одного и того же набора предельно тупых игр.


Об открытых вопросах, о раскладывании по полочкам и о ясности как особой форме тумана.

Из письма Резидента:
В рассылках Вы затрагиваете много вопросов. Важных вопросов. Очень важных. Однако, при этом ответы на них даются сложные и "со многими неизвестными". Но сам факт: при появлении вопроса я подсознательно (незаметно для сознания) решаю его сам. Потом читаю ответ, и вдруг получаю ответ подсознания. Шок - это по-нашему! Оказывается, я просто не пытался решать эти вопросы бессознательно. Насколько же это просто. Результатами ответа подсознания действительно можно пользоваться, поскольку они правильные.

Здравствуйте, Илья!
Читаю и каждый раз удивляюсь: неужели ВСЕ СОСТОЯНИЯ души можно так разложить по полочкам, дать им названия, описать и даже подобрать оптимальные условия?
Людмила.

       Один мой знакомый по имени Дима как-то обнаружил, что в разговоре со мной он теряет чувство ясности (то, что казалось ясным, после разговора со мной переставало таким казаться). Его это рассердило, по-видимому, он интерпретировал это как проявление скрытой агрессии с моей стороны, желания запутать. Людям, к сожалению, часто кажется, что в собеседнике скрывается что-то темное и недоброе, критически к этому "кажется" мало кто относятся, а, между прочим, следовало бы.

       Я действительно часто стараюсь разрушить ясность, но с агрессией это никак не связано. Также и в разговоре с собой я стараюсь ее преодолеть. Связано это не с желанием запутать, а с желанием распутать (распутаться)... Если человеку все ясно, это значит, что с ним не все в порядке.

       Теперь поясню: Американцы говорят, если ты такой умный, то почему ты такой бедный. Это американцы. На вопрос что бы ты предпочел, быть богатым, но глупым или умным, но бедным американцы могут ответить не так, как русские обычно отвечают. Действительно, ум можно конвертировать в деньги (заставить его на деньги работать), деньги можно конвертировать в ум (оплачивать учителей, обеспечить свободное время). Свою жизненную энергию можно направить или на зарабатывание денег, или на самообразование, или на прояснение ума, или на здоровье, или на культуризм, на все что угодно - одно в другое можно будет потом конвертировать, но при конвертировании происходят потери, и дается оно труднее, чем можно было бы предположить. Лучше сразу идти к тому, что действительно нужно. В какой-то степени мы выбираем быть умными или богатыми, и американский вопрос некорректен. Заметим кстати, что ни ум, ни деньги, ни здоровье, ни красота не являются самоцелью.

       Себе я задаю вопрос похожий на американский: Если ты видишь жизнь правильно, то почему у тебя не все получается? Самодостаточные и самодовольные системы знаний боятся этого вопроса (чем примитивнее система, тем самодовольней она, как правило). Если система кажется совершенной, то это иллюзия (системой же и навязанная), от которой полезно избавиться.

       Не хочу я все разложить по полочкам. Не стараюсь я дать на все ответы. Не описываю психотехники, которые всегда срабатывают. Таких психотехник почти нет. Дело не в знании психологических приемов, а в пробуждении жизни, которая сама и справляется с задачами. Техники, за которыми стоит жизнь, злая или добрая, разрушая или созидая, справляются с любыми задачами всем на удивление!

       Приведу пример. Человек узнал о том, что тех, кто ходит с прямой спиной, принимают лучше, чем тех, кто ходит ссутулившись, и решил следить за осанкой. Что из этого получится? Часть его сознательного внимания окажется занятой. Его "техника" не будет восприниматься как естественная и не будет работать (надо было бы и плечи развернуть, и глаза поднять). Другими словами, его позы станут противоречивыми ("неконгруэнтными"), обнаруживающими внутреннее неблагополучие. Теперь он будет уставать, а его спина сама собой будет сгибаться.

       Но есть другое решение. Распознать, понять состояние души, при котором спина "естественно" сгибается, разобраться со своими комплексами, найти уверенность в себе. Тогда спина распрямится сама собой, плечи сами собой расправятся, глаза сами собой поднимутся, и психотехники сами собой начнут работать. Обратите внимание, нет никакой необходимости делать специальные усилия (скорее, есть необходимость усилий не делать). Достаточно одного понимания.

       Самоанализ - это не всегда просто! Есть и другой сценарий. Человек распрямляет спину и... у него улучшается настроение, плечи сами собой распрямляются, глаза сами собой поднимаются, комплексы сами собой спадают. Но такое может произойти лишь в том случае, если, распрямляя спину, человек настроится на новое психологическое состояние, выберет для себя новую роль! С другой стороны, если бы желанная роль всегда легко давалась, человек, наверно бы уже давно предпочел именно ее. Если что-то сильно тормозит, может понадобиться самоанализ...

       Едва ли стоит ставить перед собой задачу вооружиться психотехниками. Важнее пробудить в себе интерес к тому, что от внимания ускользало и только бессознательному было известно, и желание построить раппорт в отношениях с неосознанными ранее сторонами жизни, наладить с ними общение. Важно также пробудить в себе критическое отношение к знаниям, какими бы авторитетами они не предлагались.


Из рассылки Михаила Эпштейна "Дар слова" 14 мая 2001.

Корень -общ-

общун, общунья
общать, пообщать
общнуть
общнуться
общатель, общательница
дискутант
речевод
собеседчик
собеседователь
разговорщик
общала

       В этом выпуске, которым начинается второй год "Дара слова", мы вводим более четкое обозначение ПРОБЛЕМЫ. Прежде чем познакомить читателей с новым словом или группой слов, я постараюсь отмечать ту "языковую дыру", нехватку, пробел в лексической или грамматической системе, которую восполняет данное слово или модель.

       Приведу отрывок из письма Ильи Шальнова (полностью см. Читательский выпуск №3):

"Основные понятия, на которые должно было бы опираться мышление, не обозначены в языке. Вот, например, человек, для которого жизнь - это игра, называется "игроком". "Игрок" - слово, с которого начинается исследование особого способа жизни. Слово "играющий" не подходит - оно слабее. А как назвать человека, для которого жизнь - это общение? Общающийся? Коммуникатор? Собеседник? - все эти слова смотрятся как типичное не то".

       Вообще-то в русском языке существует немало слов, обозначающих склонность человека к общению: Существительные: душа общества, заводила, гуляка, общественник, тусовщик, рубаха-парень. Прилагательные: общительный, разговорчивый, сходчивый, компанейский, контактный, свойский, свой в доску.

       Тем не менее Илья Шальнов прав: нет существительного, которое прямо обозначало бы любителя общения и относилось бы к "общающийся", как "игрок" - к "играющий", а следовательно, могло бы служить как название определенного социально-психологического типа.

       В русском языке для обозначения лиц, имеющих особое пристрастие к тем или иным действиям, особенно речевым, используется суффикс "-ун": говорун, болтун, ворчун, хвастун, хохотун, брехун, вещун, шептун, крикун, колдун, пискун, молчун, врун, лгун. (Ср. названия лиц, склонных к другим типам действий: плясун, шалун, бегун, прыгун, игрун, трясун, несун).

       Этот же суффикс "ун", в сочетании с корнем "общ", - общУн - может обозначать заядлого любителя всяческого общения.

       общУн - любитель общения, общительный человек, завсегдатай всяких компаний, сборищ, тусовок; тот, кого хлебом не корми, но дай ему поговорить, провести время в обществе, среди слушателей или собеседников.

       общУнья - существительное женского рода с тем же значением.

       Слово "тусовщик" имеет близкий смысл, но принадлежит к просторечно-разговорному пласту языка, тогда как "общун" находится в более нейтральной, разговорно-литературной, общеупотребительной стилевой зоне, как и другие слова с этим суффиксом ("говорун", "лгун", "молчун", "крикун"). При этом суффикс "ун" указывает на высокую степень и даже чрезмерность качества и близок по смыслу таким прилагательным, как "заядлый", "завзятый". "Говорун" - тот, кто слишком много говорит; "молчун" - слишком много молчит; "крикун" - слишком много кричит. Поэтому слова на "-ун" часто имеют слегка осудительный или иронический оттенок.

       Примеры:

       В русской литературе известен тип общуна - человека, который ни на мгновение не может остаться наедине с собой. Он должен постоянно с кем-то быть в пересудах, распрях, дружбах, схождениях-расхождениях... Таковы грибоедовский Репетилов и гоголевский Ноздрев.

       Может быть, посидишь сегодня дома? Вчера в театр, завтра на вечеринку... Никогда не думала, что ты такой общун.

       Мелентьев на старости лет сделался общуном и переносчиком самых заразных слухов. Знакомые боялись с ним заговаривать, чтобыне подать повода к очередной сплетне.

       Вероника Павловна - неугомонная общунья. Гости у нее бывают семь дней в неделю.

       Если ты у нас такая общунья, давай заведем салон. Будем принимать по средам. А то каждый день у нас толчея.

       Антоним слову "общун" - "нелюдим", тот, кто сторонится людей, избегает общения.

       А ты заметила, что общуны легко сходятся с нелюдимами? Прекрасно их дополняют.

       В Чаадаеве совмещались противоположные черты: презрение к общественному мнению - и зависимость от него. Он был нелюдим, подолгу живал в своем поместье - но когда приезжал в Петербург, приобретал повадки общуна и перелетал с одного светского приема на другой с такой же легкостью, как его литературный двойник Чацкий - с корабля на бал.

       Еще более заметный пробел в лексической системе - отсутствие глагола со значением "запускать и направлять процесс общения". Если участие в общении обозначается глаголом "общаться", т.е. "общать себя", - то столь же важным для общественного этикета является умение "общать других", т.е. быть не просто участником, но инициатором, ведущим, творцом, мастером этого процесса.


        Спасибо Михаилу Эпштейну за новые слова! Подписаться на его рассылку можно тут: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon.

Пишите по адресу:
studynlp@chat.ru
Ведущему рассылки Илюше Шальнову.

Имейте в виду, что по умолчанию письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты (если он стоит рядом с подписью).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное