От занятий психологией, пожалуй, стоило бы отговаривать, если бы, отговаривая, можно было бы как-то повлиять на выбор человека.
О небезопасности исследования мира обратили внимание давно. Уже Экклезиаст предупреждал, что "во многой мудрости много и печали; и кто умножает познание, умножает и скорбь". Многие чувствуют это интуитивно, и от психологии и психологов стараются держаться подальше.
Занятия психологией могут иметь последствия, которых человек себе даже представить не может. Так что тем, у кого жизнь складывается благополучно, быть может, не стоит подвергать риску жизненное равновесие и браться за глубокие исследования.
Всякое сколько-нибудь глубокое исследование души выведет к исследованию противостояния Света и Тьмы, а оно не может быть отстраненным, созерцательным. Не может понять борьбу тот, кто только наблюдает ее со стороны, кто сам бороться не пробовал, а Тьма вступает в борьбу со всеми, вступившими с нею в противостояние, и кто знает, чем эта борьба закончится?
Но вот что интересно, всякое исследование почти никогда не бывает следствием сознательно принятого решения, почти всегда оно начинается спонтанно, и только задним числом человек понимает, чем он уже давно занимается, и какой путь он когда-то для себя выбрал.
И правильные установки не так безобидны, как кажется. Стараясь следовать правильным установкам, человек обычно бессознательно делает из них выводы, вроде бы очевидные, которые критически не осмысливаются именно из-за их кажущейся очевидности. Многие из них на самом деле неправильны и только запутывают. Те же, кто ходят только проверенными путями, находятся в более выгодном положении.
Вот, например, правильная установка - чтобы научиться хорошо работать, надо найти в работе комфорт. Вот неправильная установка, создающая проблемы, которая как будто вытекает из первой, - чтобы научиться хорошо работать, надо научиться устранять дискомфорт и для этого надо выработать в себе сверхчувствительность к дискомфорту.
Другой пример. Человек, научившийся понимать цену времени, скорее всего, постарается сделать так, чтобы время не пропадало, чтобы все оно было использовано, он и в транспорте будет искать себе дело и ночью у него продолжится бессознательная работа мысли. И это, скорее всего, снизит его работоспособность, отключит творческие способности, снизит уровень здоровья, потому что человеку нужно бездействие не меньше, чем действие.
Примеров неправильных выводов, будто бы напрашивающихся из правильных установок и серьезно запутывающих людей, можно приводить сколько угодно.
И правильное понимание ситуации не всегда помогает. Туповатость может защищать от агрессии (ее можно уподобить клеточной ареактивности). И сверхчувствительность бывает опасной сама по себе (ее можно уподобить аллергической реакции).
Тех, кто хорошо понимает происходящее, люди обычно побаиваются. Также боятся психиатров, хотя, в отличие от непонимающих, они-то не спешат с диагнозами. Понимающие люди обычно терпимее, чем непонимающие, тем не менее, своего понимания иногда лучше не демонстрировать.
Тем, кто хорошо понимает происходящее, люди часто в тайне души своей завидуют, и наказать стараются за собственную неспособность к пониманию, за собственные комплексы.
Умение защитить себя от атак, своего рода боевое искусство - это то, что в мирном окружении не нужно, но дается нелегко.
Кроме того, отказ от дури, естественный для человека разумного, означает отказ от всех тех "богатых" возможностей, которые она человеку предоставляет. Отказ представляется невыгодным. Кроме того, на исследование мира уходят силы, которые можно было бы потратить на решение квартирного вопроса. Вложение сил в психологию представляется нерациональным.
Есть немало причин, по которым от глубокого исследования мира имело бы смысл отказаться. Не так ли, господа, товарищи, друзья?