академик РАМH В.А. Hеговский.
КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЛАЗАМИ РЕАНИМАТОЛОГА
(продолжение)
...Американский психиатр Р.Ноеш рассказал о проведенном им обследовании 215
пациентов, переживших предсмертное состояние, и прокомментировал результаты своих
разнородных контактов с больными. Картина изменения отношения к опросу о смерти
у большинства людей, переживших near-death, выглядит, по мнению автора, примерно
следующим образом: имеет место значительное снижение страха перед лицом смерти;
ощущение относительной неуязвимости; вера в то, что спасение - дар Бога или судьба;
вера в долгую жизнь; осознание
огромной ценности жизни. Некоторые религиозные больные говорили, что пережитое
ими состояние укрепило их веру в существование загробной жизни.
Воспоминаниями о своих переживаниях на этапах умирания и оживления делятся далеко
не многие из оживленных людей. Между тем, с точки зрения нейрофизиологического
анализа распадающихся и восстанавливающихся функций мозга, эти рассказы, безусловно,
могут представлять интерес. Большинство людей, перенесших клиническую смерть,
воспринимают ее как сон.
В нашей реанимационной практике нам фактически не приходилось слышать пространные
рассказы оживленных больных об их переживаниях во время терминального состояния.
Прицельное исследование этой проблемы мы провели у 87 больных, 45 из них перенесли
клиническую смерть, однако никто не мог вспомнить о каких-либо видениях, о состоянии
"раздвоения личности", об "отчуждении духа и тела". Лишь одна больная в раннем
постреанимационном периоде вспоминала, что она не могла двигать конечностями,
не могла поднять веки и
все ее тело как бы налилось свинцом. Вдруг она услышала голос, который раздавался,
как ей казалось, в огромном пустом зале. Кто-то говорил: "Вы слышите меня?...
Нет, не слышит. Увезите". Женщина хотела отозваться, но не могла. Обо всем этом
она вспомнила только спустя месяц, и вспомнила голос врача. Лечащий врач подтвердил
достоверность эпизода. У 13 больных, перенесших терминальное состояние (без клинической
смерти), в постреанимационном периоде на 3-11-е сутки наблюдался выраженный галлюцинаторный
синдром,
который носил яркий образный характер. У 11 больных (все женщины) он был сходен:
встречи с родственниками - живыми и мертвыми, чувство тревоги при "общении" с
умершими. У двух больных галлюцинации были связаны с некоторыми личными и профессиональными
переживаниями. Как объяснить все эти явления, наличие которых при недостаточной
осведомленности в этом вопросе может привести к ложным и носящим мистический
характер выводам?
(продолжение следует)