академик РАМH В.А. Hеговский.
КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЛАЗАМИ РЕАНИМАТОЛОГА
(продолжение)
...Следует отметить, что среди сторонников концепции о "жизни", продолжающейся
после смерти человека, встречаются имена некоторых зарубежных ученых, которые
приводят "теоретические" доказательства существования потустороннего мира якобы
с позиции науки нашей космической эры. К ним, в частности, относится один из
известных американских нейрофизиологов Дж.Экклз, который заявляет, что есть немало
оснований полагать, что после смерти человека его сознание может существовать
самостоятельно: "Компонент нашего бытия
в мире, - провозглашает он, - нематериален и, следовательно, не подвержен после
смерти дезинтеграции".
В Англии в 1976 г. вышел в свет сборник "Жизнь после жизни". Вот некоторые высказывания
авторов этой книги. А.Тойнби в главе "Отношение человека к вопросу о жизни после
смерти" пишет: "...тело человека не исчезает, составляющие его материальные компоненты
распадаются и как бы абсорбируются окружающей средой...", "...телесная оболочка
переходит в неодушевленный компонент биосферы. Если биосфера имеет неодушевленный
компонент, значит можно предположить и существование одушевленного компонента
- духовного". "...Спектральный
анализ других звезд, излучающих свет, показал наличие на этих звездах материальных
элементов, идентичных элементам, входящим в состав биосферы на нашей планете...
Можно предположить, что "жизнь" и сознание, присутствующие в биосфере Земли,
присущи не только этой бесконечно малой частице звездного космоса, но могут также
существовать независимо от материи". "После смерти этот дух возвращается во всесущий
мир сознания (духовный мир) и в нем растворяется". Гипотеза о существовании космического
психологического
поля, по мнению другого автора Д.Уиллера, не более фантастична, чем "суперкосмос"
физиков, заполненный "квантовой пеной". Отсюда и якобы логичный вывод: "...космический
разум развивается так же как материальный мир и вбирает в себя творческие достижения
интеллекта не только на нашей, но и на других планетах". А.Форд в своей монографии
"Жизнь после смерти" описывает ощущения, пережитые им, когда он "умер" (был в
коматозном состоянии в течение 14 дней). Он слышал, как врач говорил, что ему
не дожить до утра,
потом парил в воздухе, не чувствуя своего тела, не осознавая свое Я, видел ярко
освещенные долины, встречался с людьми, давно умершими. Затем почувствовал, что
уносится в некое пространство и пришел в сознание. Наличие большого количества
подобных рассказов оживленных больных, по мнению А.Форда, может служить основанием
для подтверждения реальности загробной жизни. Мол, если таких рассказов много
и все они между собой схожи, то невольно появляется ощущение истины существующего
факта. Есть у него и более любопытные
доводы существования загробной жизни. "Если личность человека исчезает с остановкой
деятельности мозга, - говорит он, - то о потусторонней жизни не может быть и
речи. Если же мозг человека представляет собой "насос", проталкивающий во временно
существующее тело струю космического сознания, которое используется для дальнейшего
развития психики и удовлетворения "локальных" потребностей современной психосоматической
системы, тогда нужда в мозге для дальнейшей духовной жизни отпадает: психика
оказывается достаточно
сильной, чтобы существовать как самостоятельный элемент".
(продолжение следует)