Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь психического здоровья

  Все выпуски  

Путь психического здоровья. Выпуск 60.


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев.

Выпуск 60.

И снова о конфликтах.

   

              Разрешению конфликтных ситуаций посвящена целая область научного знания –конфликтология.  Однако нам – специалистам, работающим в области психиатрии, психотерапии и психологии, чаще приходится сталкиваться с конфликтами не на книжных страницах, а в собственной практике. И следует признать, что наиболее «взрывоопасным» является взаимодействие даже не самим пациентом или клиентом, а с  его родственником.  Человек который  сам переносит то или иное психическое заболевание, часто гораздо более адекватно оценивает роль профессионала, легче принимает помощь. Для него - страдающего, единственно важным является освобождение от душевной боли, возвращение к прежней жизни. Члены семьи, как правило, испытывают целую палитру  неоднозначных переживаний, среди которых могут быть и сострадание больному, и страх перед «карательной» психиатрией, и чувства опасения и стыда перед психиатрическим диагнозом. Нам приходилось слышать самые разные заявления родственников, такие как: «Мы не хотим, что бы Вы его залечили»,  «В нашей семье все были психически здоровы и  не может быть психических болезней, Вы всё придумываете». Понимание истинных причин конфликтного поведения необходимо для того, чтобы помочь членам семьи избавиться от напрасных страхов. Общность интересов, искреннее участие и готовность вместе преодолевать тяжёлую ситуацию  болезни,  в большинстве случаев, позволяет сгладить «острые углы» и достичь взаимопонимания. Пусть даже и не сразу. Этому посвящены статья и случай из практики психолога А.Белко.

Типы конфликтов в системе "врач - пациент".

                    

      В смежных областях лечения души – психиатрии, психотерапии и психологии – течение и результаты лечения зависят от установления продуктивного контакта между врачом и пациентом. Во многом это зависит от личных качеств и мастерства врача (ведь необходимо уметь находить подход к очень разным людям с абсолютно подчас разными проблемами), но также и от желания и настроя самого пациента. Если контакт установить не удается и возникает недопонимание между врачом и пациентом, то от этого страдает прежде всего сам пациент и его здоровье. При этом часто развиваются конфликтные ситуации с системе «врач - пациент». О типах таких конфликтных ситуаций мне и хотелось бы рассказать.

      Первая ситуация, когда пациент не удовлетворен личностными качествами врача («неотзывчивый», «недоброжелательный», «формальный», «халатно исполняет свои обязанности» и т.д.) и / или (часто два эти аспекта взаимозависимы и переходят один в другой) ходом лечения и его результатами (не оправдываются надежды, возложенные пациентом на врача и его компетентность). В такой ситуации сложно что-либо изменить: доверие к врачу потеряно, улучшения состояния не происходит. Ожидания пациента индивидуального подхода к его случаю, индивидуального подбора лечения и эмоциональной вовлеченности врача в его проблему не оправдываются. И часто исходом этой конфликтной ситуации является уход больного от лечащего врача, переход к другому или разочарованность в возможностях медицины в целом и отказ от дальнейшего лечения вообще.

      В описанной ситуации сложно говорить об однозначной вине врача, скорее свою лепту вносят обе стороны терапевтического процесса или пациент неверно (в силу болезни или личностных особенностей) трактует действия и назначения врача.

      При втором типе конфликтных ситуаций между врачом и пациентом ответственность полностью ложится на компетентность врача, который не может совладать с собственными чувствами и на первый план выдвигает свою антипатию к пациенту. Конечно, медицинские работники обучаются лояльно и терпеливо относиться и помогать всем пациентам, но все мы, и по каким-то причинам (неопытность, усталость, профессиональное выгорание) можем показать свое раздражение или неприязнь, хотя это противоречит принципам терапевтического процесса и компетентности врача.

      Выводы из всего выше сказанного напрашиваются сами собой: крайне важно для медицинских работников индивидуально подходить к каждому пациенту, не забывать о своем профессионализме и об обязанности помогать всем страждующим, но и пациентам также важно научиться понимать сложность и трудоемкость работы врача, уважать его личное время и профессиональные качества.

Случай из жизни:

      «Я, как мать троих детей, не могу смотреть на то, как молоденькие девчушки стали одеваться, ровняясь на странную моду глянцевых журналов. Меня до глубины души возмущает, как эти пигалицы – «растопырочки» ходят в мороз в коротеньких курточках, из-под которых торчат голые животы с пупками. Куда только смотрят их родители, если у них самих мозгов не хватает?! Так и хочется сделать замечание, еле сдерживаюсь!

      Пожалуйста, подскажите, как поступать в таких ситуациях?»

Совет психолога:

      В подобного рода ситуации (когда нам хочется сделать другим замечание), все мы попадаем практически ежедневно, но каждый воспринимает их по-своему. И мне понятна Ваша реакция.

      Я вижу два выхода из таких ситуаций: 1) позволить своему возмущению вырваться наружу, т.е. сделать замечание или даже обругать человека, и следовательно развязать конфликт (так как редкий человек на внезапное бестактное замечание промолчит или обратит ситуацию в шутку, скорее все же ответит грубостью на грубость – это естественная защитная реакция в современном обществе); и 2) промолчать, «переварив» свое раздражение внутри себя (но с условием, что оно не выплеснется на близких людей), вспомнив о существовании собственного достоинства, которое позволяет нам быть выше ситуации и не реагировать на обилие незначимых стресс-факторов.

      Делать замечания или давать советы незнакомым нам людям, лишь потому, что что-то в них нам не нравится или раздражает, невежливо: каждый человек имеет право носить или делать то, что ему нравится. Поэтому поступать в описанных ситуациях можно двояко, но четко представляя себе последствия своих действий, реакцию окружающих и собственное внутреннее состояние, которое после всего этого останется. Т.е. мы можем сделать замечание и попасть затем в глупую и некрасивую ситуацию с ощущением неприятного осадка внутри, или промолчать, но остаться человеком с достоинством, не опускаясь до навязывания своей точки зрения и развязывания конфликта.

 

 


 

В качестве рецепта недели:

1.В какой сфере чаще всего вы попадаете в ситуации конфликта?

2.Где, на ваш взгляд, это реже всего получается?

3.Почему это устроено так?

4.Чем бы вы могли помочь другим в облегчении их типичных конфликтных ситуаций?

4.А в чем и где сами готовы попросить о помощи?

едущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев

      2007. Зиновьев С.В. Все права защищены.

      mailto:sergezinoviev@yandex.ru

http://psyroad.narod.ru




В избранное