С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта
психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев.
Выпуск 60.
И снова о конфликтах.
Разрешению конфликтных ситуаций
посвящена целая область научного знания –конфликтология.Однако нам – специалистам, работающим в
области психиатрии, психотерапии и психологии, чаще приходится сталкиваться с
конфликтами не на книжных страницах, а в собственной практике. И следует
признать, что наиболее «взрывоопасным» является взаимодействие даже не самим
пациентом или клиентом, а сего
родственником.Человек которыйсам переносит то или иное психическое
заболевание, часто гораздо более адекватно оценивает роль профессионала, легче принимает помощь. Для него - страдающего,
единственно важным является освобождение от душевной боли, возвращение к
прежней жизни. Члены семьи, как правило, испытывают целую палитрунеоднозначных переживаний, среди которых
могут быть и сострадание больному, и страх перед «карательной» психиатрией, и
чувства опасения и стыда перед психиатрическим диагнозом. Нам приходилось
слышать самые разные заявления родственников, такие как: «Мы не хотим, что бы Вы
его залечили»,«В нашей семье все были
психически здоровы ине может быть
психических болезней, Вы всё придумываете». Понимание истинных причин
конфликтного поведения необходимо для того, чтобы помочь членам семьи
избавиться от напрасных страхов. Общность интересов, искреннее участие и
готовность вместе преодолевать тяжёлую ситуациюболезни,в большинстве случаев,
позволяет сгладить «острые углы» и достичь взаимопонимания. Пусть даже и не сразу. Этому посвящены статья и случай из практики психолога А.Белко.
Типы конфликтов в системе "врач - пациент".
В смежных областях лечения души –
психиатрии, психотерапии и психологии – течение и результаты лечения зависят от
установления продуктивного контакта между врачом и пациентом. Во многом это
зависит от личных качеств и мастерства врача (ведь необходимо уметь находить
подход к очень разным людям с абсолютно подчас разными проблемами), но также и
от желания и настроя самого пациента. Если контакт установить не удается и
возникает недопонимание между врачом и пациентом, то от этого страдает прежде
всего сам пациент и его здоровье. При этом часто развиваются конфликтные
ситуации с системе «врач - пациент». О типах таких конфликтных ситуаций мне и
хотелось бы рассказать.
Первая ситуация, когда пациент не удовлетворен
личностными качествами врача («неотзывчивый», «недоброжелательный»,
«формальный», «халатно исполняет свои обязанности» и т.д.) и / или (часто два
эти аспекта взаимозависимы и переходят один в другой) ходом лечения и его
результатами (не оправдываются надежды, возложенные пациентом на врача и его
компетентность). В такой ситуации сложно что-либо изменить: доверие к врачу
потеряно, улучшения состояния не происходит. Ожидания пациента индивидуального
подхода к его случаю, индивидуального подбора лечения и эмоциональной
вовлеченности врача в его проблему не оправдываются. И часто исходом этой
конфликтной ситуации является уход больного от лечащего врача, переход к
другому или разочарованность в возможностях медицины в целом и отказ от
дальнейшего лечения вообще.
В описанной ситуации сложно говорить об
однозначной вине врача, скорее свою лепту вносят обе стороны терапевтического
процесса или пациент неверно (в силу болезни или личностных особенностей)
трактует действия и назначения врача.
При втором типе конфликтных ситуаций
между врачом и пациентом ответственность полностью ложится на компетентность
врача, который не может совладать с собственными чувствами и на первый план
выдвигает свою антипатию к пациенту. Конечно, медицинские работники обучаются
лояльно и терпеливо относиться и помогать всем пациентам, но все мы, и по
каким-то причинам (неопытность, усталость, профессиональное выгорание) можем
показать свое раздражение или неприязнь, хотя это противоречит принципам
терапевтического процесса и компетентности врача.
Выводы из всего выше сказанного
напрашиваются сами собой: крайне важно для медицинских работников индивидуально
подходить к каждому пациенту, не забывать о своем профессионализме и об
обязанности помогать всем страждующим, но и пациентам также важно научиться
понимать сложность и трудоемкость работы врача, уважать его личное время и
профессиональные качества.
Случай
из жизни:
«Я, как мать троих детей, не могу
смотреть на то, как молоденькие девчушки стали одеваться, ровняясь на странную
моду глянцевых журналов. Меня до глубины души возмущает, как эти пигалицы –
«растопырочки» ходят в мороз в коротеньких курточках, из-под которых торчат
голые животы с пупками. Куда только смотрят их родители, если у них самих
мозгов не хватает?! Так и хочется сделать замечание, еле сдерживаюсь!
Пожалуйста, подскажите, как поступать в
таких ситуациях?»
Совет
психолога:
В подобного рода ситуации (когда нам
хочется сделать другим замечание), все мы попадаем практически ежедневно, но
каждый воспринимает их по-своему. И мне понятна Ваша реакция.
Я вижу два выхода из таких ситуаций: 1)
позволить своему возмущению вырваться наружу, т.е. сделать замечание или даже
обругать человека, и следовательно развязать конфликт (так как редкий человек
на внезапное бестактное замечание промолчит или обратит ситуацию в шутку,
скорее все же ответит грубостью на грубость – это естественная защитная реакция
в современном обществе); и 2) промолчать, «переварив» свое раздражение внутри
себя (но с условием, что оно не выплеснется на близких людей), вспомнив о
существовании собственного достоинства, которое позволяет нам быть выше ситуации
и не реагировать на обилие незначимых стресс-факторов.
Делать замечания или давать советы
незнакомым нам людям, лишь потому, что что-то в них нам не нравится или
раздражает, невежливо: каждый человек имеет право носить или делать то, что ему
нравится. Поэтому поступать в описанных ситуациях можно двояко, но четко
представляя себе последствия своих действий, реакцию окружающих и собственное
внутреннее состояние, которое после всего этого останется. Т.е. мы можем
сделать замечание и попасть затем в глупую и некрасивую ситуацию с ощущением
неприятного осадка внутри, или промолчать, но остаться человеком с
достоинством, не опускаясь до навязывания своей точки зрения и развязывания
конфликта.
В качестве рецепта недели:
1.В какой сфере чаще всего вы попадаете в ситуации конфликта?
2.Где, на ваш взгляд, это реже всего получается?
3.Почему это устроено так?
4.Чем бы вы могли помочь другим в облегчении их типичных конфликтных ситуаций?