Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь психического здоровья

  Все выпуски  

Путь психического здоровья. Выпуск 58.


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев.

Выпуск 58.

ЧУТЬ-ЧУТЬ ОБ УЧЕБЕ.

Рассылка не выходила давно, перерабатывалась творческая концепция в условиях цейтнота и прессинга. Пожалуй, лучшим ее изменением будет то, что автор не будет вещать только лишь от имени себя одного. Ну, провел семинар по эриксонианскому гипнозу (все хлопают), ну полечил кого-то (как интересно!), ну написал еще одну статью (еще и опубликовать надо). Путь психического здоровья становится групповым проектом, и точка.

Очень скоро откроются ВУЗы и колледжи, школы и детские сады. Начнется новый учебный год с его радостями и трудностями. И мы, взрослые, понимаем, что не от количества и цвета полученных корочек зависят наши знания, навыки, опыт. Особенно на извилистом пути поддержания душевного здоровья.

Вот небольшая статья прекрасного профессионала Ольги Стадницкой.

Современная официальная психология полагает, что в основе всех наших разнообразных чувств и переживаний лежит всего десять (!) так называемых базовых эмоций. Из них всего две (!) положительных: удовольствие и любопытство. Очевидно, что человек, которому нравится учиться, просто получает удовольствие от удовлетворения любопытства.

Едва научившись ползать, малыш начинает всюду совать свой любопытный носик, зачастую даже с риском для здоровья. Чем, естественно, доводит своих родителей до исступления. Они, родители, перманентно испытывают по этому поводу еще одну из базовых эмоций – страх. Исследовательская свобода младенца начинает всячески ограничиваться. И хорошо, если родители только залепляют электрические розетки и прячут лекарства в недоступные места. "Жертв и разрушений", конечно, не избежать. Мамина помада на полировке и папины часы в сливном бачке – это еще мелочи. С естественной в таких обстоятельствах эмоцией гнева (тоже, кстати, одна из базовых) родителям может помочь справиться только чувство юмора. Невзирая на неизбежные трудности и бытовой травматизм, ребенок учится, осваивает  пространство, познает его свойства и качества:: высота (с которой можно упасть), температура (огонь жжется, а к железу на морозе примерзает язык), объем (в коробку можно залезть, а в замочную скважину только сунуть палец, который может там застрять) и т.д. В затруднительной ситуации на выручку приходит мама, извлекает, отцепляет, дует на ранку, жалеет. Ну вот, немного успокоились и можно продолжать любопытствовать.

Теперь представим себе менее "продвинутых", жаждущих "спокойной жизни" родителей. Уже научившийся ходить малыш надежно заперт в манежике. Так спокойнее, да и по хозяйству нужно шуршать. Только натолкать ему игрушек побольше резиновых, безопасных. Не конструктор же – еще проглотит или поцарапается. И памперсы!

Небольшое лирическое отступление. Приучать ребенка к горшку долго, нудно, да и хлопотно. Зачем ребенку учиться думать о том, что некоторые трудности и дискомфорт человек создает себе сам? Таким родителям не заходит в голову, что овладение навыками опрятности создает необходимую предпосылку к формированию самоконтроля и самодисциплины. И не потому, что наказывают за мокрые штанишки, а потому, что в мокрых неуютно и холодно!

 Если, по недогляду, человеческому детенышу удалось-таки вырваться из манежа на оперативный простор и эмпирически исследовать свойства лака для ногтей… Реакция мамы, особенно в условиях повторения, может привести к выработке у ребенка устойчивого рефлекторного контура: любопытство – страх – вина – стыд (вина и стыд – тоже базовые эмоции, только уже социальные). Рано или поздно такой ребенок превратится в ленивое и нелюбопытное существо, учащееся только "из-под палки".

Теперь о трудном, в основном для родителей, возрасте "почемучек". Великое любопытство требует информации. Есть такой анекдот: сначала родители думают, когда же он заговорит? А потом – когда же он, наконец, заткнется? Представьте себе, что на каждое свое "почему" человек получает "по кочану" или "вырастешь – узнаешь" или "отвяжись со своими дурацкими вопросами". Дурацкие вопросы задают дураки. А кому охота быть дураком? Лучше уж ни о чем не спрашивать, делать вид, что оно тебе вовсе не интересно, что ты итак все знаешь. Уже и в школе лучше учителю лишних вопросов не задавать, примет тоже за дурака. Однако, не так просто убить в ребенке любопытство. Чуть повзрослев он может обратиться за интересующей его информацией к не совсем подходящим источникам, зато к таким, которые за дурака не посчитают. Дальше, думаю, понятно и без комментариев психолога.

Как трансформировать врожденное любопытство детеныша в пытливость, в любовь к учебе? Ведь учеба – это не только удовлетворение любопытства из различных источников, это и целенаправленный труд, напряжение воли, досадные и обидные неудачи. Да только созданием у ребенка мотивации на преодоление трудностей, формирование у него интересов, увлечений, требующих самостоятельности, решительности. Любопытство ребенка нужно не лениться удовлетворять и направлять. То есть, давать ему достаточный объем информации, причем в такой форме, чтобы он был способен ее воспринять и чуть-чуть больше. Тогда включается фантазия, воображение, без которых процесс познания формален и скучен. Но не перебарщивать. Помните такой детский анекдот: мальчик спрашивает папу-программиста, почему откушенное яблоко рыжеет? Выслушав лекцию по химии  окисления железа, малыш задает следующий вопрос – папа, а с кем ты сейчас разговаривал?

И еще не ленитесь читать ему книги. Искушение воткнуть кассету в видик велико, да и ребенок в восторгах от мелькающих ярких картинок. Но, когда читаешь книгу, включается воображение – придумываешь, как выглядят герои, место действия и т.д., тогда как  готовый видеоряд лишает человека возможности фантазировать. Ну а о важности фантазии и воображения в деле творческого познания – учебы, здесь уже говорилось.

Конечно, не только из любопытства и воображения складывается отношение человека к учебе. Есть еще масса факторов социальных, биологических, личностных, влияющих на формирования человека учащегося (или не учащегося). Но в основе – оно – вечно юное любопытство.

А это - плод творчества нашего доброго друга и профессионального журналиста Марии Смачной.

ТЕЗИСЫ:

1.      Учение – свет. Всегда ли учеба в ВУЗе несет знания и что, кроме этого?

2.      Где еще можно учиться, кроме как в школе и ВУЗе?

3.      Что несет за собой невежество?

 

 

1.      Что учение – свет, я полностью согласна. Учиться я любила всегда – и в школе, и на курсах английского языка, и на подготовительном отделении Университета. Вот только когда поступила на дневное филологическое, стала очень уставать, а главное, сразу невзлюбила свою основную специальность – испанский язык. Поэтому перевелась на заочную журналистику того же ЛГУ, и здесь мне сразу все снова понравилось и стало интересно. Я сама делала все контрольные, осваивала фотодело, увлеченно писала статьи. А потом заболела. И вот прошло 10 лет, и меня каким-то чудом восстановили на 3 курсе. Да, мне сейчас очень сложно, гораздо сложнее, чем раньше, но опять интересно. Даже если я не дотяну до диплома, это для меня будет хороший жизненный опыт, а главное – учеба помогла мне забыть о своей болезни и почувствовать себя абсолютно полноценным человеком, который в этой жизни что-то способен делать. Я не могу сказать, что получаю много знаний, т.к. очень быстро забываю практически все, что учу к зачетам и экзаменам (с памятью совсем плохо), но сам процесс тоже увлекает. А кроме знаний, я думаю, учеба дает опыт общения, эрудицию и навыки получения необходимой информации самостоятельно, в основном, из книг. И потом мои родители и многочисленные друзья признавались, что студенческие годы были лучшими в их жизни – это всегда веселые и радостные воспоминания о настоящей дружбе, увлечениях, знакомствах. Кстати, мои мама с папой познакомились именно в Горном институте и счастливо прожили всю жизнь. А маме сейчас 73, так они до сих пор каждый год собираются институтской волейбольной командой и отмечают какие-нибудь праздники.

2.      Учиться можно самой и где угодно – было бы желание: читать, смотреть фильмы, общаться с интересными людьми. Моя мама всегда говорит мне, что ее поколение выросло на самообразовании, и это действительно так. Я тоже всегда любила читать, но сейчас как-то разленилась, к своему стыду, читаю совсем мало, а запоминаю из прочитанного еще меньше. В последнее время появилось много интересных исторических, музыкальных, литературных документальных передач по ТВ, но я их тоже смотрю от случая к случаю. Почему так и что с собой делать – не знаю.

3.      Невежество – это плохо, вряд ли кто-то станет с этим спорить. И я всегда старалась быть если не эрудитом, то хотя бы всесторонне образованным человеком. Но, увы, мне это не удалось. Даром преподаватели… Да, мне больно и трудно в этом признаваться, но я себя считаю именно невежественным человеком – я не знаю очень многих общеизвестных вещей, география, история, искусство для меня – «темный лес», а от моих вопросов «А кто это?», «А о чем это?» и т.п. моей высокоинтеллектуальной маме иногда становится просто дурно. Поэтому я очень часто рискую оказаться в смешном положении и стать пр6едметом чьих-либо насмешек. Но я почему-то не расстраиваюсь. Мне как-то удается производить впечатление интеллигентного человека, «хранить молчанье в важном споре», а для себя я решила, что всему виной банальный склероз (ведь раньше я очень много знала), и с этим смирилась. А главное, я считаю, надо быть порядочным и добрым человеком, и тогда твое невежество, оставаясь недостатком, не будет тебе сильно мешать в жизни.

 

 

 

 


В качестве рецепта недели:

1.Согласны ли вы с авторами по всем пунктам?

2.Если нет - почему?

3.Какие знания, навыки и умения вы цените больше всего?

4.Если они развиты не так сильно - как прямо сейчас вы можете начать их укрепление?

Ведущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев

      2007. Зиновьев С.В. Все права защищены.

      mailto:sergezinoviev@yandex.ru

http://psyroad.narod.ru

                                                                                                


В избранное