При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Практическая психология на каждый день" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики! С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев. Выпуск 58. ЧУТЬ-ЧУТЬ ОБ УЧЕБЕ. Рассылка не выходила давно, перерабатывалась творческая концепция в условиях цейтнота и прессинга. Пожалуй, лучшим ее изменением будет то, что автор не будет вещать только лишь от имени себя одного. Ну, провел семинар по эриксонианскому гипнозу (все хлопают), ну полечил кого-то (как интересно!), ну написал еще одну статью (еще и опубликовать надо). Путь психического здоровья становится групповым проектом, и точка. Очень скоро откроются ВУЗы и колледжи, школы и детские сады. Начнется новый учебный год с его радостями и трудностями. И мы, взрослые, понимаем, что не от количества и цвета полученных корочек зависят наши знания, навыки, опыт. Особенно на извилистом пути поддержания душевного здоровья. Вот небольшая статья прекрасного профессионала Ольги Стадницкой.
Современная официальная психология полагает, что в основе всех наших разнообразных чувств и переживаний лежит всего десять (!) так называемых базовых эмоций. Из них всего две (!) положительных: удовольствие и любопытство. Очевидно, что человек, которому нравится учиться, просто получает удовольствие от удовлетворения любопытства. Едва научившись ползать,
малыш начинает всюду совать свой любопытный носик, зачастую даже с риском для
здоровья. Чем, естественно, доводит своих родителей до исступления. Они, родители,
перманентно испытывают по этому поводу еще одну из базовых эмоций – страх.
Исследовательская свобода младенца начинает всячески ограничиваться. И хорошо,
если родители только залепляют электрические розетки и прячут лекарства в
недоступные места. "Жертв и разрушений", конечно, не избежать. Мамина
помада на полировке и папины часы в сливном бачке – это еще мелочи. С
естественной в таких обстоятельствах эмоцией гнева (тоже, кстати, одна из
базовых) родителям может помочь справиться только чувство юмора. Невзирая на
неизбежные трудности и бытовой травматизм, ребенок учится, осваивает пространство, познает его свойства и
качества:: высота (с которой можно упасть), температура (огонь жжется, а к
железу на морозе примерзает язык), объем (в коробку можно залезть, а в замочную
скважину только сунуть палец, который может там застрять) и т.д. В
затруднительной ситуации на выручку приходит мама, извлекает, отцепляет, дует
на ранку, жалеет. Ну вот, немного успокоились и можно продолжать
любопытствовать. Теперь представим себе менее
"продвинутых", жаждущих "спокойной жизни" родителей. Уже
научившийся ходить малыш надежно заперт в манежике. Так спокойнее, да и по
хозяйству нужно шуршать. Только натолкать ему игрушек побольше резиновых,
безопасных. Не конструктор же – еще проглотит или поцарапается. И памперсы! Небольшое лирическое
отступление. Приучать ребенка к горшку долго, нудно, да и хлопотно. Зачем
ребенку учиться думать о том, что некоторые трудности и дискомфорт человек
создает себе сам? Таким родителям не заходит в голову, что овладение навыками
опрятности создает необходимую предпосылку к формированию самоконтроля и
самодисциплины. И не потому, что наказывают за мокрые штанишки, а потому, что в
мокрых неуютно и холодно! Если, по недогляду, человеческому детенышу
удалось-таки вырваться из манежа на оперативный простор и эмпирически
исследовать свойства лака для ногтей… Реакция мамы, особенно в условиях
повторения, может привести к выработке у ребенка устойчивого рефлекторного
контура: любопытство – страх – вина – стыд (вина и стыд – тоже базовые эмоции,
только уже социальные). Рано или поздно такой ребенок превратится в ленивое и
нелюбопытное существо, учащееся только "из-под палки". Теперь о трудном, в основном
для родителей, возрасте "почемучек". Великое любопытство требует
информации. Есть такой анекдот: сначала родители думают, когда же он заговорит?
А потом – когда же он, наконец, заткнется? Представьте себе, что на каждое свое
"почему" человек получает "по кочану" или "вырастешь –
узнаешь" или "отвяжись со своими дурацкими вопросами". Дурацкие
вопросы задают дураки. А кому охота быть дураком? Лучше уж ни о чем не
спрашивать, делать вид, что оно тебе вовсе не интересно, что ты итак все
знаешь. Уже и в школе лучше учителю лишних вопросов не задавать, примет тоже за
дурака. Однако, не так просто убить в ребенке любопытство. Чуть повзрослев он
может обратиться за интересующей его информацией к не совсем подходящим
источникам, зато к таким, которые за дурака не посчитают. Дальше, думаю,
понятно и без комментариев психолога. Как трансформировать
врожденное любопытство детеныша в пытливость, в любовь к учебе? Ведь учеба –
это не только удовлетворение любопытства из различных источников, это и
целенаправленный труд, напряжение воли, досадные и обидные неудачи. Да только
созданием у ребенка мотивации на преодоление трудностей, формирование у него
интересов, увлечений, требующих самостоятельности, решительности. Любопытство
ребенка нужно не лениться удовлетворять и направлять. То есть, давать ему
достаточный объем информации, причем в такой форме, чтобы он был способен ее
воспринять и чуть-чуть больше. Тогда включается фантазия, воображение, без
которых процесс познания формален и скучен. Но не перебарщивать. Помните такой
детский анекдот: мальчик спрашивает папу-программиста, почему откушенное яблоко
рыжеет? Выслушав лекцию по химии
окисления железа, малыш задает следующий вопрос – папа, а с кем ты
сейчас разговаривал? И еще не ленитесь читать ему
книги. Искушение воткнуть кассету в видик велико, да и ребенок в восторгах от
мелькающих ярких картинок. Но, когда читаешь книгу, включается воображение –
придумываешь, как выглядят герои, место действия и т.д., тогда как готовый видеоряд лишает человека возможности
фантазировать. Ну а о важности фантазии и воображения в деле творческого
познания – учебы, здесь уже говорилось. Конечно, не только из любопытства и воображения складывается отношение человека к учебе. Есть еще масса факторов социальных, биологических, личностных, влияющих на формирования человека учащегося (или не учащегося). Но в основе – оно – вечно юное любопытство. А это - плод творчества нашего доброго друга и профессионального журналиста Марии Смачной.
ТЕЗИСЫ: 1. Учение – свет. Всегда ли
учеба в ВУЗе несет знания и что, кроме этого? 2. Где еще можно учиться, кроме
как в школе и ВУЗе? 3. Что несет за собой
невежество? 1. Что учение – свет, я
полностью согласна. Учиться я любила всегда – и в школе, и на курсах английского
языка, и на подготовительном отделении Университета. Вот только когда поступила
на дневное филологическое, стала очень уставать, а главное, сразу невзлюбила
свою основную специальность – испанский язык. Поэтому перевелась на заочную
журналистику того же ЛГУ, и здесь мне сразу все снова понравилось и стало
интересно. Я сама делала все контрольные, осваивала фотодело, увлеченно писала
статьи. А потом заболела. И вот прошло 10 лет, и меня каким-то чудом
восстановили на 3 курсе. Да, мне сейчас очень сложно, гораздо сложнее, чем
раньше, но опять интересно. Даже если я не дотяну до диплома, это для меня
будет хороший жизненный опыт, а главное – учеба помогла мне забыть о своей
болезни и почувствовать себя абсолютно полноценным человеком, который в этой жизни
что-то способен делать. Я не могу сказать, что получаю много знаний, т.к. очень
быстро забываю практически все, что учу к зачетам и экзаменам (с памятью совсем
плохо), но сам процесс тоже увлекает. А кроме знаний, я думаю, учеба дает опыт
общения, эрудицию и навыки получения необходимой информации самостоятельно, в
основном, из книг. И потом мои родители и многочисленные друзья признавались,
что студенческие годы были лучшими в их жизни – это всегда веселые и радостные
воспоминания о настоящей дружбе, увлечениях, знакомствах. Кстати, мои мама с
папой познакомились именно в Горном институте и счастливо прожили всю жизнь. А
маме сейчас 73, так они до сих пор каждый год собираются институтской
волейбольной командой и отмечают какие-нибудь праздники. 2. Учиться можно самой и где
угодно – было бы желание: читать, смотреть фильмы, общаться с интересными
людьми. Моя мама всегда говорит мне, что ее поколение выросло на
самообразовании, и это действительно так. Я тоже всегда любила читать, но
сейчас как-то разленилась, к своему стыду, читаю совсем мало, а запоминаю из
прочитанного еще меньше. В последнее время появилось много интересных
исторических, музыкальных, литературных документальных передач по ТВ, но я их
тоже смотрю от случая к случаю. Почему так и что с собой делать – не знаю. 3. Невежество – это плохо, вряд
ли кто-то станет с этим спорить. И я всегда старалась быть если не эрудитом, то
хотя бы всесторонне образованным человеком. Но, увы, мне это не удалось. Даром
преподаватели… Да, мне больно и трудно в этом признаваться, но я себя считаю
именно невежественным человеком – я не знаю очень многих общеизвестных вещей,
география, история, искусство для меня – «темный лес», а от моих вопросов «А
кто это?», «А о чем это?» и т.п. моей высокоинтеллектуальной маме иногда становится
просто дурно. Поэтому я очень часто рискую оказаться в смешном положении и
стать пр6едметом чьих-либо насмешек. Но я почему-то не расстраиваюсь. Мне
как-то удается производить впечатление интеллигентного человека, «хранить
молчанье в важном споре», а для себя я решила, что всему виной банальный
склероз (ведь раньше я очень много знала), и с этим смирилась. А главное, я
считаю, надо быть порядочным и добрым человеком, и тогда твое невежество,
оставаясь недостатком, не будет тебе сильно мешать в жизни.
В качестве рецепта недели: 1.Согласны ли вы с авторами по всем пунктам? 2.Если нет - почему? 3.Какие знания, навыки и умения вы цените больше всего? 4.Если они развиты не так сильно - как прямо сейчас вы можете начать их укрепление? Ведущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев 2007. Зиновьев С.В. Все права защищены. mailto:sergezinoviev@yandex.ru
|
В избранное | ||