Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь психического здоровья

  Все выпуски  

Путь психического здоровья. Выпуск 39.


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев.

Выпуск 39.

В ЗЕРКАЛЕ ПСИХОЛОГИИ .

«Покончить с собой-уничтожить весь мир»

                                                                    (Е. Летов).

5. 1. «Мастерство быть излишним, подобно луне».

Считается (Бачериков Н. Е., Згонников П. Т., 1989), что решающими в повышении суицидального риска являются не какие-то конкретные характеристики личности, а степень ее целостности, сбалансированности в сочетании с морально-этической позицией. Личностная дисгармония может быть выражена при этом как утрированием, так и недостаточной выраженностью ее характеристик. Иными словами, любое отклонение любой личностной черты  от усредненой нормы повышает риск самоубийства.

Несмотря на отсутствие у большинства самоубийц явных признаков психической патологии, у всех них имеются врожденные, а чаще -  полученные в ходе развития черты, представляющие собой крайний вариант нормы - акцентуацию характера или интеллектуальную недостаточность. Наиболее достоверными представляются следующие параметры :

 1.  Эмоциональная зависимость.

Необходимость в близких, эмоционально насыщенных контактах с окружающими, высокая внушаемость как способность к сопереживанию и сочувствию, сверхзависимость от мнения окружающих. В изобилии тиражируемые средствами массовой информации коллизии окружающей жизни при этом «примеряются» на себя, производя эмоциональные потрясения вплоть до психогенного шока.

2.  Шизоидность.

Отгороженность от окружающих, недостаток эмоционального сопереживания, доминирование внутренней реальности над внешней. Плохая переносимость близких, эмоционально насыщенных контактов. Игнорирование мнения и интересов окружающих, вплоть до полной мизантропии.

Нажитые и ранее не проявлявшиеся шизоидные черты могут активироваться в длительных и тяжелых критических ситуациях, по мнению В. Франкла (Frankl V., 1990).

3.  Застревание аффекта.

Бескомпромиссность потребностей - нервно-психическое напряжение не спадает до момента их удовлетворения . Сколь-нибудь длительное обдумывание решения, способность предусмотреть с высокой вероятностью максимум последствий представляется  затруднительным. Высокая вероятность совершения импульсивных поступков.

4.  Эмоциональная лабильность.

Изменение настроения  (а вместе с тем и актуальных потребностей) зависит от мимолетных и малозначительных впечатлений. В конфликтной ситуации легко возникают состояния тревоги, растерянности, недоумения. Неадекватная самооценка. Неустойчивость вегетативной нервной системы, склонность к психосоматическим реакциям и расстройствам. 

5.  Интеллектуальная недостаточность (вследствие биологических причин или социально-педагогической запущенности).

Интеллект в самом общем понимании есть способность человека к абстрактному мышлению, обучению, адаптации в мире. А недостаточность его подразумевает низкую устойчивость к нервно-психическому напряжению и высокую склонность к возникновению социально-психологической дезадаптации. Именно высокий уровень интеллекта определяет богатство и адекватность психологических защит человека.

В этой связи будет уместным упомянуть о кризисе образования в нашей стране. Расходы на него в конце 90-х годов не превышают 2% от валового национального продукта (в развитых странах - около 5-7%). Возможности получить полноценное образование резко снижены для большинства представителей современной молодежи. Отменено обязательное среднее образование. Вместе с тем даже во втянутой в Мировую Войну России расходы на образование опережали аналогичные показатели Англии и Франции. Данные, приводимые А. Н. Евдокимовым (1994) за 1914 год - 300млн. рублей (4,5% госбюджета, эквивалентно 800 млн.  франков или 28 млн.  фунтов стерлингов). Соответствующие показатели Франции Англии и за 1914 год - 347 млн.  франков и 18,5 млн.  фунтов стерлингов.

6. Импульсивная, недифференцированная агрессивность, приводящая к возникновению вокруг потенциальных самоубийц большого количества конфликтных ситуаций. Склонность к разрушению и саморазрушению как антитеза личностному росту.

В кругах современной молодежи (и, увы, не только молодежи) под весьма ощутимым влиянием телевидения кино, музыкальных произведений и компьютерных программ очень часто высмеиваются проявления доброты, чуткости, отзывчивости и бескорыстия с одновременным преклонением не только перед физической силой, но и черствостью, экстремизмом и жестокостью. При этом чем больше агрессивных актов совершает и наблюдает человек, тем сильнее у него выражена деформация личности.

7. Недифференцированность или  искаженность представлений о смерти вследствие дефекта морально-этической позиции и/или интеллекта. Современный человек больше знаком с телеверсией смерти, имеющей с реальностью столько же общего, сколько есть у настоящего человека и пластмассовой куклы...

В итоге выявляется, что потенциальный самоубийца обладает высокой потребностью в достижении определенных целей и одновременно не имеет адекватных средств их достижения, а также не умеет отступать или принимать компромиссные решения . 

5. 2. В лабиринтах кризиса. .

Данные особенности эмоциональной реактивности и интеллектуальной деятельности обостряются в следующих типах ситуаций :

А) Со значительной неопределенностью ситуаций и  неизвестным исходом.

Б) Длительное ожидание результата.

В) Многократное повторение попыток достижения цели, не приводящее к успеху.

В сущности, эти ситуации являются для человека критическими (переломными) и требуют специальных навыков преодоления. Уйти от них невозможно и в то же время они недоступны разрешению привычными способами в короткое время. Психолог, профессор Ф. Е. Василюк (1984) назвал процесс преодоления кризисов переживанием. Оно представляет собой внутреннюю интеллектуально-волевую работу по восстановлению психического равновесия, утраченной осмысленности существования. Переживание в самом абстрактном понимании автор трактует как борьбу «против невозможности жить, ... против смерти внутри жизни».

В основу различных способов переживания критических ситуаций автор  полагает два признака : уровень интеллектуального развития и отношение к окружающему миру. Было выделено четыре возможных типа переживаний :

 1. Гедонистическое (доминирование принципа удовольствия).

Человек игнорирует сам факт кризиса, инфантильно поддерживая иллюзию благополучия.

2. Реалистическое (принцип реальности).

Основано на терпении, приспособлении к случившемуся с «отбрасыванием» прошлого опыта. Типична в этом смысле чеховская Душечка.

3. Ценностное (принцип ценности).

Признание наличия кризиса с построением нового содержания жизни без игнорирования и изгнания отношения к ней. Ориентировано на самоанализ и самопознание. Позволяет сохранить верность ценности, идеалам. Пример - работа известного психотерапевта В. Франкла в нацистском концлагере для евреев в годы Второй Мировой войны.

4. Творческое (принцип творчества).

Представляет собой волевой, сознательный поиск выхода из кризиса с восстановлением жизни, прерванной им, либо транформацию (самосозидание) по существу другой жизни. В этом плане чрезвычайно убедительна «Исповедь» Л. Н. Толстого.

От того, какой тип переживания доминирует, зависит степень сохранности личности после выхода из кризиса. При переживании с доминированием принципа удовольствия даже в случае благополучного исхода человек регрессирует, теряет в развитии, ничему не научаясь. Принцип реальности способен удержать от деградации ценой повышения нервно-психического напряжения, вытеснения травмирующего содержания в бессознательное. Переживания на основе принципов ценности и творчества способны превратить потенциально разрушительные события жизни в личностный рост, способствуя самосовершенствованию.

При рассмотрении сегодняшней ситуации в России с позиций концепции Л. Н. Гумилева (1990), нынешнюю фазу этногенеза в ней можно определить как обскуративную - сопряженную с деструкцией этнической системы, расколами, упадком науки и культуры. При этом у абсолютного большинства людей, исчезает творческое подвижничество с присущими ему идеалами и целями и доминируют так называемые субпассионарии - люмпены, наемники, интриганы и лентяи, стремящиеся к удовольсвиям и обустройству только своих краткосрочных дел.

5. 3. «Мастерство быть любимым, подобно петле».

Основатель психоанализа З. Фрейд (Freud S. ) утверждал, что человеческая психика содержит три основные части.  «Оно» (бессознательное) - примитивная, направленная на немедленное осуществление инстинктивных потребностей и поиск удовольствия. С ней человек рождается, и чем он младше или инфантильнее - тем большую роль в его поведении играет «оно».  «Я» (эго) - развивается постепенно, помогает контролировать и удерживать желания бессознательного, требующие немедленного удовлетворения.  «Сверх-я» (супер-эго) - развивается в ходе взаимодействия с родителями и другими значимыми людьми. Оно представляет собой совокупность запретов и правил, усвоенных человеком.  «Сверх-я» противодействует бессознательному, «Я» же оценивает сбалансированность этих двух полюсов, пытаясь удержать равновесие между долгом и удовольствием. Если все три компонента сбалансированы - человек здоров и адаптирован.

Ссогласно догматам психоанализа, поведение человека по преимуществу есть отклик на две основные потребности, генерируемые бессознательным - агрессию (жажду доминирования) и сексуальное влечение. При этом оно может быть доступно символической трактовке. Если человек убивает себя или прилагает к этому усилия, то это, по мнению психоаналитиков, может отражать бессознательную потребность в убежище для того, чтобы «ускользнуть» от чего-либо опасного (агрессия) либо потребность вновь оказаться в темном, замкнутом, подобном материнскому лону пространстве (сексуальность).

Если пренебрегающие воспитанием ребенка родители не разовьют в нем должным образом «Сверх -я», то доминирующей силой в его психике станет «Оно». Такой человек требует немедленного удовлетворения своих желаний, мало восприимчив к проблемам и желаниям других, импульсивен в выражении агрессии и соответственно обладает более высоким суицидным риском по сравнению с человеком, обладающия развитым эго.

Если же супер-эго, наоборот, гипертрофировано, то оно в состоянии полностью блокировать импульсы бессознательного. Это может вызвать чувства вины, безнадежности и бессилия и также повысить вероятность совершения самоубийства.

5. 4. «Мастерство быть глобальным, как печеное яблоко».

«... Россиянину приходится адаптироваться к условиям, которые и сами находятся в процессе непосредственного становления, а следовательно, создается ситуация хронической дезадаптации, при которой вновь обретенные поведенческие стереотипы не получают необходимого подкрепления действием и должны изменяться прежде, чем успеют более или менее устояться... Кажущаяся не заслуживающей особого внимения личностная дезориентация, синхронизируясь с психотравматическими социокультурными условиями, вызывают системную детонацию психической организации, приводящую к глубоким и зачастую не поддающимся терапии расстройствам... » (Курпатов А. В., 2000).

Мы уже упоминали о формировании в нашей стране в 90-е годы трех своеобразных психобиологических типов людей с определенным душевным складом, мировоззрением и субкультурой, стереотипами поведения и общения. Можно вновь перечислить их : «постсоветский» («потерянный») человек с доминирующим стремлением - избежать очередной неудачи, «делец» («новый русский») с главными приоритетами в виде денег и власти и «криминогенный» тип(«бандит» или «хулиган») с высокой склонностью к импульсивности, агрессии и немедленному получению удовольствия. Разумеется, возникают и смешанные типы (пример - криминализация «постсоветских» людей и «дельцов»). Всех их объединяют наличие четырех характеристик, чрезвычайно способствующих повышению суицидального риска и описанных в данной главе.

 Первую в самом обобщенном виде можно охарактеризовать как нарушения эмоциональной реактивности (по силе, направленности, переключаемости, окраске доминирующих переживаний).

Вторая общая характеристика - это нарушения в сфере выработки, усвоения и использования существующих социальных норм ( социальная запущенность, асоциальность или антисоциальность), также способные дезадаптировать человека. Поведение становится дегуманизированным и деморализированным (проще говоря, нетерпимым и жестоким).

Третий момент - доминирование экономических («зарабатывать деньги», «сэкономить деньги», «отнять деньги») и досуговых («интересно провести время», «занять себя хоть чем-нибудь») интересов над познавательными,  эстетическими, творческими и духовными. Вытесненные интересы при этом нередко выступают в маргинальных, извращенных формах (как компенсация) - экстремальное искусство, сектантство, употребление психоактивных веществ.

Четвертое - вытеснение на массовом уровне ценностей национальной культуры (как народной, так и классической) и языка схематизированными, упрощенными стереотипами массовой культуры (в первую очередь - американской) и сленгом (бизнеса, компьютерным, уголовным). Данный феномен способен провоцировать упрощенное, схематизированное видение себя и мира, обеднять гамму эмоций и кругозор осмысления. Этнокультурное самоотождествление у большинства ограничивается критикой политики правительства, формальным православным крещением и употреблением в пищу блюд национальной кухни. Разумеется, это далеко от подлинно народных традиций.

При этом не следует забывать, что претендующий на эталон удивительный динамизм американского общества, высокая производительность, постоянная эскалация целей ориентированы на быстрое достижение успеха и по возможности бесконечную активность. Это способствует не только победам, но и в равной степени - накоплению чувства неудовлетворенности существующим положением вещей. Когда  законные пути к достижению успеха закрыты или же не хватает имеющихся ресурсов, легко наступает состояние разочарования и даже краха.

Дополняя и усливая друг друга, эти четыре составляющих по определению создают искаженный образ себя, мира и своих действий в нем. В критических ситуациях они более предрасполагают к переживаниям на основе принципов удовольствия и реальности, замыкая тем самым порочный круг. При этом активируется архаическое (пре-логическое) мышление и поведение, характеризующееся высокой индуктивностью («заразительностью»), стимуляцией преимущественно невербальными (бессловесными) сигналами, невыраженностью «клапанов безопасности» и высоким риском аутоагрессии (Самохвалов В. П., 1993). Вместе с тем в кризисах, как было показано, чаще выживают, сохраняют и приумножают свои личностные ресурсы люди, управляющие эмоциональным состоянием, имеющие развитый интеллект, сформированный духовный мир и стойкие жизненные ориентиры. 

 

Ведущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев

      © 2007. Зиновьев С.В. Все права защищены.

      mailto:sergezinoviev@yandex.ru

http://psyroad.narod.ru

 

 


В избранное