Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Помоги себе сам или 10000 советов психолога 'Азбука движений'


Информационный Канал Subscribe.Ru

АЗБУКА ДВИЖЕНИЙ
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЯЗЫК НОГ

По мере того, как кинесика и язык тела становились все более широко известными и понятными, то, что начиналось как курьез, вскоре превращалось в науку, то, что начиналось как наблюдаемый факт, превращалось в фарс, поддающийся количественному анализу, а также (к сожалению!) то, что становилось наукой, превращалось в объект эксплуатации.
В момент стресса ребенок сосет свой палец, мужчина кусает ногти или суставы пальцев, женщина держит руку у груди... все это, конечно, любопытные жесты.
Однако понимание языка тела заставляет нас осознать, что ребенок сосет палец для создания иллюзии возвращения к комфорту материнской груди.
Мужчина заменил неприемлемое сосание пальца, на социально допустимое покусывание ногтей, или суставов пальцев, а женщина держит руку у груди в защитной манере, закрывая свои уязвимые молочные железы.

Понимание смысла этих жестов есть отправная точка превращения курьеза в науку.
То, что люди поднимают брови или слегка опускают веки, чтобы выразить некоторые эмоции, является наблюдаемым фактом.

Могут ли скрещенные ноги выразить характер?
Может ли манера держать наши ноги, когда мы сидим, быть ключом к пониманию нашей внутренней природы?
С точки зрения сигналов языка всего тела, на этот вопрос нельзя однозначно ответить "да" или "нет".
Скрещенные или параллельные ноги могут быть намеком на то, что человек чувствует, на его эмоциональное состояние в данный момент, но положение ног может и вообще ничего не обозначать.
У меня есть друг - писатель, который пишет от руки, не пользуясь пишущей машинкой.
Он всегда перекрещивает свои ноги слева направо, так что левая нога наверху, и никогда наоборот.
На недавней вечеринке мой друг сидел слева от жены, и его левая нога поверх правой была направлена к ней.
Ее, правая нога, лежащая на левом колене, была направлена к нему.
Присутствующий психолог-любитель кивнул на эту пару и сказал:
- Смотрите, они образуют замкнутый круг, их скрещенные ноги, направленные друг к другу и исключающие остальных присутствующих, - это идеальная иллюстрация языка тела!

Позднее я отвел приятеля в сторону и сказал: - Знаю, вы прекрасно ладите со своей женой, но я удивлен таким перекрещиванием ног! Усмехаясь, он объяснил:
- Я могу забрасывать только левую ногу на правую.
Это потому, что черновики я записываю от руки, а не печатаю на машинке.
Озадаченный, я спросил:
- Но какое это имеет отношение к тому, что я сказал?
- Я могу перекрещивать ноги только слева направо, потому что делал так всю мою жизнь, и мускулы моих ног и кости приспособились к этому.
Если я перекрещиваю ноги иначе, чувствую неудобство.
Теперь я автоматически скрещиваю левую ногу над правым коленом.
- Но как процесс записывания связан с...?
- Очень просто. Я не пишу за столом.
Я сочиняю в легком кресле, записываю на доске с зажимами, которую устраиваю на колене.
Чтобы установить доску достаточно высоко и писать удобно, я должен закинуть ногу на ногу.
Так как я правша, то пишу, повернувшись влево.
Поэтому скрещиваю ноги так, чтобы левая нога была выше, то есть поверх правой.
Я всегда так делаю, и теперь это единственная поза, в которой я чувствую себя удобно.

Ну, а сейчас довольно о вашем языке тела!
Сегодня я случайно сел слева от жены.
В другие вечера мне доводилось сидеть и справа.

Мораль здесь в том, что перед вынесением любого научного суждения следует знать все факты.
Если нам нужно придать какое-либо значение скрещиванию ног, мы должны быть также осведомлены о физиологическом состоянии тела.
То же самое справедливо и в отношении скрещивания рук.

Существует ужасное искушение зафиксировать множество смыслов; выражаемых направлением, в котором мы перекрещиваем руки.
По-видимому, можно считать установленным, что скрещивание рук является иногда оборонительным жестом, сигналом, что вы не желаете принимать другую точку зрения, или знаком, что вы в опасности и хотите защититься.

Сейчас эти и некоторые другие интерпретации признаются достаточно ценными, но когда мы подходим к направлению скрещивания - левая над правой или правая над левой, - мы становимся на зыбкую почву.
Скрестите руки не думая.
Некоторые из вас положат левую руку сверху, некоторые - правую, но самое важное, что вы всегда будете перекрещивать ваши руки одинаковым образом.

Перекрещивание их другим образом вызывает "ощущение, будто что-то не так".
Дело в том, что способ, которым мы скрещиваем руки, есть генетическая, врожденная черта характера, подобно тому, как пользование правой или левой рукой для письма носит генетический характер.
Складывание и переплетение пальцев также является генетическим.
Какой большой палец наверху - правый или левый?

Учитывая эти особенности, мы можем иметь надежнее основание, используя как сигнал сам жест, но мы становимся на зыбкую почву, когда говорим о направлении.

Большинство серьезных исследований языка тела касались эмоций, переданных движением, а не врожденной сущности личности, передающей сообщение.
В лучшем случае посланный сигнал, язык тела использовался для понимания личностью самой себя.

Когда же на его основе пытаются определить личные особенности или характер, а не поведение, такой подход оказывается чреватым противоречиями.

АЗБУКА ЯЗЫКА ТЕЛА
В попытке обрисовать определенные аспекты языка тела, объединить научные знания и, возможно, превратить язык тела в науку, доктор Рей Бердвистел написал первое научное руководство по предмету, названное им "Введение в кинесику".
По существу, он попытался составить аннотационную систему кинесики, или языка тела, разбив все относящиеся к делу движения на основные составляющие и обозначив их символами - во многом таким же образом, как хореограф разбивает танец на составные части и присваивает каждому элементу свой символ.

Результат немного похож на египетские пиктограммы, столь тяжело в чтении.
Все движения тела имеют смысл.
Ни одно не является случайным.
Приняв это допущение, мы можем перейти к исследованию каждого движения, его смысла и способа обозначения.
Я считаю, что труднее всего принять это основное предположение.
Возможно, почесывание носа и указывает на несогласие, но может быть также и указанием просто на то, что чешется нос.
Вот где лежат реальные трудности кинесики - в разделении жестов на значимые и незначимые, в их смысле, идущем от абсолютной случайности или от тщательной обученности!
Когда женщина сидит с наклоненными, параллельными или слегка скрещенными в лодыжках ногами, это может указывать на аккуратный ум, но гораздо более похоже на результат тренировки обаяния.
Определенные системы тренировки обаяния полагают, что это грациозная и женственная поза, и предлагают женщинам принимать ее, когда они сидят.

ЯЗЫК ТЕЛА: ПРАВИЛЬНОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ПОГОВОРИМ С ЖИВОТНЫМИ

В ходе исследований, проведенных супругами Р. Алленом и Беатрис Т. Гарднер из Невадского университета, было получено доказательство древности языка тела и его первичности по отношению к разговорному языку.
Проанализировав неоднократные и бесплодные попытки психологов научить человекообразных обезьян говорить, Гарднеры решили обучить их языку жестов.
Поскольку язык тела является неотъемлемым элементом поведения животных, ученые рассудили, что приматы знакомы с ним в достаточной мере, и их можно обучить использованию жестов для общения.
В особенности это касается человекообразных обезьян, отличающихся инициативностью и ловкостью рук.
Супруги Гарднеры решили обучить молодую самку шимпанзе по имени Вэшоу языку знаков, используемому глухонемыми Северной Америки.
В доме Гарднеров обезьяне были предоставлены полная свобода, масса игрушек и мягкое обращение;
она оказалась в окружении людей, использовавших для общения только язык жестов.
Вэшоу, как и подобает шимпанзе, чрезвычайно быстро стала подражать жестам ее новых друзей, однако лишь спустя месяцы терпеливой работы ей удалось воспроизводить их по команде.
Ее понуждали "высказываться" прикосновениями к руке и в каждом случае "неверного произношения" добивались его улучшения, повторяя не получившийся жест с подчеркнутой выразительностью.
Когда Вэшоу в достаточной степени овладевала этим жестом, ее вознаграждали почесыванием.
Если же ее заставляли слишком много работать, она выказывала свой протест, убегая от учителя или в раздражении колотя его по руке.

После двух лет кропотливой работы Вэшоу освоила около тридцати знаков.
Знак считался освоенным, если она добровольно использовала его в нужном контексте в течение пятнадцати дней подряд хотя бы один раз в день.

Вэшоу научилась выражать понятие "больше" ("еще"), вытягивая кончики пальцев над головой, трясла раскрытой кистью руки, обозначая сигнал "спешить", и прикладывала ладонь к груди, выказывая "удовольствие".
Она обучилась также жестам, обозначающим: шляпу, башмаки, брюки и прочие предметы туалета, а также знакам "ребенок", "собака" и "кот".
Как ни странно, она употребляла эти знаки даже при встречах с незнакомыми ей детьми, собаками и кошками.

Однажды она даже использовала знак "собака", не видя той, а лишь услышав лай.
Кроме того, она изобрела ряд простых предложений, например: "Идти сладкое", когда хотела, чтобы ее отнесли к кусту малины, либо "Открыть еда питьем, если предпочитала полакомиться чем-нибудь из холодильника.
Эксперимент все еще продолжается, Вэшоу обучается новым жестам и составляет из них новые предложения.
Старая идея доктора Айболита - беседовать с животными - имеет шанс реализоваться посредством языка тела.

Однако ряд дотошных естествоиспытателей указывают, что использование языка тела животными не является чем-то новым.
Птицы сигнализируют о своей половой готовности сложными ритуальными танцами, пчелы указывают направление на источник меда, выделывая в полете замысловатые фигуры, собаки же для обозначения чувства голода используют разнообразные сигналы, например, переворачиваются на спину, притворяясь мертвыми, либо усаживаются перед хозяином, изображая взглядом просьбу "дай поесть".

ИМИТАЦИЯ ЯЗЫКА ТЕЛА
Недавно мне довелось наблюдать на танцах очень красивую девочку-подростка; она стояла с подругой у стены, надменная, отчужденная и недоступная всему миру, словно сказочная снежная королева.

Мы с ней знакомы, ее можно обвинить в чем угодно, но только не в холодности или равнодушии.

Позже поинтересовавшись, в чем была причина ее неприступности.
"Это я-то неприступна? - искренне изумилась она.
- А что вы скажете о мальчишках?
Ни один даже не подошел поговорить со мной.
Да мне до смерти хотелось танцевать, но никто меня не пригласил.
- И с ноткой трагизма добавила:
- Из девочек моего возраста в нашей школе я одна хожу в старых девах.
Взять хотя бы Рут. Она моя ровесница, но не пропустила ни одного танца, а ведь вы ее знаете, - смотреть не на что!"

Смотреть действительно было не на что: Рут - непривлекательная толстушка... но у нее есть секрет!
Рут улыбается каждому мальчику.
Рут прорывается сквозь все защитные барьеры.
Рут заставляет каждого парня чувствовать себя непринужденно и уверенно.
Он знает, что на приглашение к танцу она ответит согласием.
Язык ее тела гарантирует это.
Моя красивая юная приятельница, внешне такая холодно-спокойная, прячет в себе тоскливую робость.
Она сигнализирует: "Не стой около меня! Я неприступна. Попробуй только меня пригласить!".
Какой подросток захочет подвергаться риску быть отвергнутым?
Все они подчиняются этим сигналам и обращаются к Рут.
При известной практике моя юная приятельница сможет научиться улыбаться и смягчать свою красоту, сможет сделать ее более досягаемой.
Она узнает, как с помощью языка тела сигнализировать мальчикам: "Можете пригласить меня на танец, я не откажу".
Однако для этого вначале она должна понять значение этих сигналов.
Она должна сама увидеть себя глазами окружающих, произвести конфронтацию с самой собой, и лишь после этого можно ожидать изменений.

Каждый из нас в состоянии понять, что если он выразит свое я таким, каким сам хотел бы быть, свое тщательно скрываемое я, то сможет сделать себя более раскрепощенным и более доступным для окружающих.

Существует много способов достижения этой цели, способов имитировать язык тела с тем, чтобы достичь результата.
Во всех книгах о самосовершенствовании, приобретении друзей и завоевании любви окружающих подчеркивается большое значение языка тела и отмечается важность умения имитировать на языке тела необходимые сигналы:
"Я - потрясающий парень!
Я невозмутим. Я хочу подружиться с тобой. Верь мне!"

Научитесь таким сигналам, постоянно подавайте их - и успех в обществе вам гарантирован!

В школах хороших манер понимают это и настойчиво обучают девушек искусству грациозно сидеть, прогуливаться и стоять.
Сомневающимся рекомендую посмотреть конкурс "Мисс Америка":
вы увидите, насколько умело участвующие в нем девушки используют язык тела с целью предстать чарующими и манящими.

Иногда это выглядит крикливо, однако только за то, что они так стараются, им можно поставить "пятерку".
Их жесты выверены и точны.
Они знают, как много можно сказать языком тела.

Политики понимают, сколь велика роль языка тела, и используют его, чтобы усилить значимость и драматизм выступлений и придать своей индивидуальности или имиджу больше обаяния и привлекательности. Франклин Д. Рузвельт и Фьррелло Ла Гуардиа инстинктивно владели им в совершенстве.
Рузвельт, несмотря на наличие физического недостатка и необходимость избегать подчеркивающих этот недостаток поз, прекрасно сознавая их негативное влияние, умел с помощью языка тела передать окружающим образ уверенного в себе и полностью владеющего собой человека.
Ла Гуардиа создал иной имидж, человека домашнего и приземленного, сына своего народа, благодаря жестам и движениям тела, за счет поразительного знания "словаря" языка тела, причем словаря не только английского, но также итальянского и идиш.

Некоторым людям не дается грамматика языка тела, как бы они ни старались.
Линдон Джонсон так и не смог как следует с ним освоиться.
Движения его рук были слишком искусственными, манерными, и, глядя на него, создавалось впечатление, что выполняется прогон заученной программы.
По мере накопления фактов, касающихся языка тела, и постепенного перехода их анализа на научный уровень они становятся средством исследований в других науках.

В докладе, сделанном на 55-й годичной конференции Американской ассоциации ораторов, профессор Стенли Э. Джонс, ссылаясь на принципы языка тела, поставил под сомнение утверждение доктора Холла о том, что основное различие между культурами сводится к приемам обращения с пространством.

Профессор Джонс, проработав два года в Гарлеме, Чай-натауне, Малой Италии, Испанском Гарлеме, то есть во всех этнических районах Манхэттена (Нью-Йорк), получил доказательства того, что эта схема претерпевает изменения.
По его мнению, бедность вынуждает людей менять некоторые из своих культурных обычаев.
Он полагает, что существует культура бедноты, которая оказывает на личность более сильное влияние, нежели любой этнический субкультурный фон.

Профессор Джонс установил, что в перенаселенных районах с плохими жилищными условиями практически любой человек, независимо от этнических корней, удерживает между собой и собеседником дистанцию около 1 фута.
Попытки молодой науки о языке тела выяснить влияние бедности на культуру представляют интерес в социологическом плане.
Открытия профессора Джонса показывают, что, по всей вероятности, в культуре американской бедноты стираются межэтнические и межнациональные различия.
Наука о языке тела пребывает в младенчестве.

Cейчас, когда вы ознакомились с ними, попристальней взгляните на себя, своих друзей и родственников.
Почему вы передвигаетесь именно так, а не иначе?
Что это может означать?
Какое начало преобладает в ваших кинесических взаимоотношениях с окружающими - доминирование или подчинение?
Как вы распоряжаетесь пространством?
Являетесь ли вы его хозяином или позволяете ему управлять собой?
Как вы распоряжаетесь пространством в деловых взаимоотношениях?
Стучитесь ли вы в дверь к вашему шефу перед тем, как зайти в кабинет?
Подходите ли вы вплотную к его столу, занимая господствующую позицию, либо останавливаетесь на почтительном расстоянии, допуская его господство над собой?
Позволяя ему господствовать над вами, вы хотите задобрить его либо, напротив, манипулировать им?
Как вы выходите из лифта, если с вами выходят коллеги по работе?
Пропускаете ли вы их вперед из-за того, что проявление вежливости приносит вам чувство внутреннего превосходства?
Или вы выходите первым, давая другим возможность попросить вас об этом и принимая их учтивость как должное?
Торгуетесь ли вы за место?
"Вы первый!"-"Нет, только после вас!"?

Какой из этих типов поведения является наиболее уравновешенным?
Какой из них свойственен абсолютно уверенному в себе человеку?
Рассмотрите каждый из этих вариантов.
Ваша догадка будет столь же хороша, как и мнение опытного психиатра.
Ведь эта наука только начинает развиваться.
Какое место вы займете в лекционном зале?
В последнем ряду, где вам гарантирована некоторая анонимность, хотя при этом вы рискуете пропустить некоторые трудные вопросы в докладе, либо в первом ряду, где хорошо видно и слышно, но при этом вы сами будете слишком бросаться в глаза?
Как вы ведете себя на неофициальной встрече?
Пытаетесь ли вы унять дрожь в руках с помощью рюмки?
Опираетесь ли о камин для пущей безопасности?
Это позволяет расслабить половину туловища и не беспокоиться о том, что нужно говорить языком тела, - либо беспокоиться вдвое меньше.

Хотя, с другой стороны, сам способ, каким вы опираетесь, может вас выдать!
В каком месте вы сидите?
На стуле в углу?
В кругу друзей или рядом с незнакомцем?
Какая позиция самая безопасная, а какая самая интересная?
Какая дает безопасность, а какая свидетельствует о зрелости?
На следующем вечере, на который вы пойдете, займитесь наблюдениями и выясните: кто доминирует в этом обществе?
Почему?
Нисколько доминирование обусловлено использованием языка тела?
Заметьте, как сидят люди в вагонах метро: как отделяют себя от других, если в вагоне много людей?
Как они перекрещивают ступни, колени и руки?

Задержите на незнакомце взгляд чуть дольше, чем необходимо, и посмотрите, что случится.
Вы можете нарваться на грубость, а можете и получить некий положительный опыт.
Может так случиться, что вы заговорите с незнакомым человеком, и вам это понравится.

Итак, основы и некоторые из правил вам известны.
Всю свою жизнь вы играли, пользуясь языком тела подсознательно.
А теперь начинайте играть сознательно!

Нарушьте несколько правил и посмотрите, что получится.

Результат будет удивительный, иногда пугающий, захватывающий, открывающий новое, забавный - и, ОБЕЩАЮ, СКУЧНО ВАМ НЕ БУДЕТ

До встречи!

Ведущая рассылки Ольга.

Напоминаем, что написать в рассылку, либо задать вопросы нашему психологу Вы можете, написав на e-mail: cristitain@mail.ru

В рассылке использованы материалы статьи Джона Фаста.


 

 

 

 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.1234567
Отписаться

В избранное