...Как
часто мы не можем заставить себя сказать подруге приятное, искренне
порадоваться ее успехам, одобрить обновку. В лучшем случае, мы начинаем
терзать себя сравнениями с более удачливой приятельницей, в худшем -
пытаемся омрачить ее радость...(21 сентября)
Как бы драматично ни складывались отношения между
родными людьми, выход есть всегда. По меньшей мере, пойти навстречу друг
другу. Но иногда, оказывается, даже при большом желании это трудно
сделать(21 сентября)
Место для дискуссий, споров и обсуждений всего, что
интересует женщин.
ВАШ КОМПАС В МОРЕ ДЕЛ
Каждая деловая женщина планирует свой рабочий день.
Большинство из нас аккуратно составляет по утрам список дел на сегодня,
вычеркивает перед сном выполненные пункты и в очередной раз убеждается,
что
самое важное осталось не сделанным. Объяснить, почему так получается и
как этого
избежать, мы попросили специалиста одной из столичных консалтинговых
фирм.
КАК НАДО
Ко мне часто обращаются за консультацией деловые
женщины. Работая в
различных сферах бизнеса, они. как правило, сталкиваются с одними и
теми же проблемами в планировании своей работы. Мои первые четыре
совета обычно столь же традиционны, сколь и элементарны.
Во-первых, нужно четко определить
главные цели, которых вы хотите
достигнуть в будущем. Это так называемое стратегическое
планирование.
Во-вторых, памятуя, что ПУТЬ к
достижению отдаленной цели неблизок,
нужно разбить его на конкретные отрезки и наметить сроки, за которые
вы должны их преодолеть. Расписывая свои действия, необходимые для
достижения каждого промежуточного финиша, вы занимаетесь уже
оперативным планированием, то есть, по стти дела, ставите перед
собой
каждодневные задачи.
В-третьих, нужно регулярно, как
путешественник с компасом, сверяться
со своими стратегическими целями, определяя, продолжаете ли
вы
двигаться в НУЖНОМ направлении или сбились с дороги. Нелишне проверять,
не очень ли вы запаздываете или, напротив, не слишком ли
забежали вперед, еще не обеспечив себе прочные тылы для дальнейшего
продвижения.
В-четвертых, необходимо время от
времени спрашивать себя, не
продолжаете ли вы двигаться по инерции и не пора ли изменить
стратегические цели, чтобы привести их в соответствие с изменившимися
обстоятельствами.
Очень просто, не правда ли? Зато дальше начинается
самое сложное. Ведь
наше подсознание постоянно сбивает нас с пути истинного, подстраивая
психологические ловушки.
КАК БЫВАЕТ
Нечто подобное случилось с моей подругой, бывшей
заведующей магазином,
принадлежавшим оптоворозничной книготорговой фирме. Эта история
интересна тем, что в ней будто сфокусированы основные психологические
ошибки, которые допускают в своей работе даже самые профессиональные
бизнес-леди.
"Тем памятным утром, - рассказала мне Лена, - я
пришла на работу с
твердым намерением встретиться с директором фирмы и объяснить ему,
что, если мы будем торговать только книгами, наш магазин вскоре станет
убыточным. В моем портфеле уже неделю лежал альтернативный
бизнес-план, в котором я, ссылаясь на то, что по соседству с нами
расположены офисы многих фирм и организаций, предлагала сделать
основной акцент на торговле канцелярскими товарами. Едва войдя в
магазин, я по растерянным лицам девочек поняла, что случилось нечто
экстраординарное. Оказалось, жильцы сверху залили нашу подсобку вместе
с хранящейся в ней литературой. Первая половина дня ушла на хождения
в жилконтору, ругань с жильцами и составление всяческих актов. Когда
после обеда я, наконец, позвонила шефу, номер оказался занят. Тут же в
кабинет вошла мой заместитель и познакомила меня с потенциальным
клиентом, желающим поставлять нам компьютерную литературу. После
продолжавшихся почти час переговоров посетитель ушел, а секретарь
шефа ответила, что у него началось совещание, которое продлится до
вечера. Вечером, когда я "добивала" последние цифры в бизнес-плане,
шеф позвонил мне сам и официальным тоном сообщил, что час назад
руководство фирмы приняло решение отказаться от дальнейшей аренды
помещения магазина из-за его бесперспективности. В ответ на мою
произнесенную убитым голосом фразу о том, что у меня как раз готовы
предложения по этому поводу, он произнес только четыре слова: "Где ты
была раньше?" - и положил трубку".
ПОЧЕМУ ВЫХОДИТ НЕ ТАК КАК НАДО
Лена никак не могла поверить, что ее беды
произошли не из-за
непредсказуемости отечественной экономики или злой воли начальства, а
из-за допущенных ею ошибок.
"На первый взгляд, - сказала я, - ты можешь даже
гордиться собой. Как
и положено настоящему руководителю, пусть даже и небольшого масштаба,
ты, занимаясь текущими делами, не упускала из виду стратегические
вопросы, а благодаря этому не только вовремя распознала опасность, но
даже продумала план действий, как ее избежать.
Как консультант по вопросам планирования, могу тебе сказать, что в то
злополучное утро вопросом номер один была для тебя встреча с шефом.
Ничего другого в этот день просто не должно было существовать. Даже
неожиданным авралом с порчей части товара должна была заниматься не
ты, а твой заместитель. И уж совсем нелепо было, сомневаясь в самом
главном - будущем существовании магазина, тратить час на переговоры с
потенциальным поставщиком.
Однако как психолог и хорошо знающий тебя
человек, я могу
предположить, что все это ты знаешь и без меня. Слишком уж элементарны
твои ошибки. Настоящий же корень зла в том, что ты просто боялась
признаться себе в том, что уже предполагала. Если бы дело обстояло
иначе, ты пришла бы к своему шефу намного раньше, а не оттягивала
неприятную встречу до последней минуты.
Чтобы иметь возможность для самооправдания своему
бездействию в
главном, ты с готовностью занималась в магазине текущими делами, а
дома до бесконечности отрабатывала свой бизнес-план".
ЗАГЛЯНИТЕ В СЕБЯ
Что же нужно знать, чтобы не угодить в западню,
подобную той, которую
устроила себе Лена? Главное - быть откровенной с самой собой. Кроме
того, соблюдать несколько основных правил.
Первое. Успешность вашего рабочего (да и не
только рабочего) дня
измеряется не количеством выполненных дел, а количеством важных или
даже жизненно необходимых выполненных дел. В случае с Леной это был
разговор с шефом. Поскольку он так и не состоялся, то совершенно
безразлично, сидела она на работе сиднем или крутилась в магазине, как
белка в колесе.
Второе. Научитесь начинать свой рабочий
день с самого важного.
Разговоры о том, что нужно для начала выпить чашечку кофе или
"разобраться с текучкой", - не что иное, как попытка замаскировать при
помощи подобной ложной активности или неуверенность в себе, или
нежелание признать существующие серьезные проблемы. Ведь они, как
правило, отличаются от хорошо знакомых и легко решаемых повседневных
задач, прежде всего, тем, что вызывают у нас чувство дискомфорта.
Третье. Отличайте срочные дела от важных.
Причем не только на работе,
но и дома. Пойти в сберкассу и заплатить за телефон после того, как
уже истекли все отведенные для этого сроки, - дело, несомненно,
срочное. Но приступить, наконец-то, к откладываемому со дня на день
переводу статьи из иностранного журнала, который попросил сделать ваш
шеф, намного важнее.
Четвертое. Важные дела не доверяйте никому.
Срочные поручайте кому
только возможно: на работе - подчиненным, дома - мужу или детям. В
конце концов, заплатить за телефон может и ваша дочь (особенно если вы
договоритесь, что в оплату за эту услугу она сможет забрать себе
часть
сдачи).
Пятое. (Касается, в первую очередь, женщин,
которые
любят считать себя
незаменимыми.) Планируя пункт за пунктом свой рабочий день
постоянно
задавайте себе три вопроса: "Так ли уж нужно сделать это именно
сегодня?
Не может ли это сделать кто-нибудь другой? Не пытаюсь ли я взвалить на
себя
лишнее?
Шестое. (В утешение для начальниц.) Привыкайте
к тому, что работа
руководителя тем и отличается от работы подчиненных, что у вас редко,
видны ее
немедленные результаты. И чем выше служебное положение,тем
результаты
деятельности, как правило, менее конкретны и осязаемы.
Седьмое. Если вы еще не готовы к серьезному
планированию, начните с малого:
составьте "Список дел, которые я не буду делать". Ручаюсь:
это освободит ваш день, как минимум на одну треть.