Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Сказка о брахмане,


2007-09-11
Номер выпуска: 81

Articulus

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Владимир Шкода

Жил на свете жадный брахман. Шел он однажды в соседнюю деревню, видит - у дороги клетка, а в ней заперт лев. Брахман подошел ближе, стал разглядывать льва, а тот говорит ему:

---Брахман, ты добрый, всех-то ты жалеешь, всем помогаешь. Сжалься надо мною, освободи меня.

 - Нет, если тебя выпустить, ты ведь съешь меня, - ответил брахман.

-  Я лев, а львы держат слово. Клянусь, что не съем тебя, а дам много денег и уйду восвояси.

Обрадовался брахман, как услышал про деньги, и открыл дверцу клетки. А лев вышел на волю и говорит:

- Знаешь, брахман, я давненько не ел и сейчас, пожалуй, съем тебя, чтобы утолить голод. Испугался брахман.

- Я сжалился над тобой и вызволил тебя,- сказал он. - Ведь ты обещал, что не съешь меня. Не годится тебе нарушать свое слово.

- Человек - бесчестное создание, ему нипочем нарушить обещание. Из жадности он может совершить любой грех. А ты к тому же брахман, известно, как вы, брахманы, жадны. И освободил ты меня только ради денег. Поэтому я непременно тебя съем, - сказал лев.

- Но это несправедливо! - вскричал брахман. Неподалеку паслась тощая буйволица.

- Хорошо, - сказал лев. - Пойдем к буйволице, пусть она нас рассудит.

Пошли они к буйволице и рассказали ей, в чем дело. Буйволица сказала:

- Человек - жадное существо. Пока я давала молоко, хозяин кормил меня, а теперь молока у меня нет, вот меня и отвели сюда, в лес, и бросили одну. Незачем жалеть человека. Съешь его, лев!

- Буйволица глупа, - сказал брахман. - Пойдем лучше спросим кого-нибудь другого.

Пошли они к лошади и попросили рассудить их.

- Не стоит жалеть человека, - сказала лошадь. - Пока я была крепкой и сильной, на меня взваливали тяжелый груз и ездили верхом. Теперь я состарилась, и хозяин перестал меня кормить. Я брожу по лесам и сама забочусь о своем пропитании. Поэтому съешь, лев, этого брахмана!

-  Лошадь ничего в нашем деле не смыслит, - сказал брахман. - Нужно пойти к кому-нибудь поумней.

Пошли они к быку. Бык был крупный, упитанный. Брахман ему говорит:

‑ Как добр твой хозяин! Он каждый день кормит тебя свежей травой и зерном, худеть тебе не дает. Рассуди ты нас: я освободил этого льва из клетки, а он теперь хочет меня съесть. Правда ведь, люди так не поступают?

‑ Более вероломное существо, чем человек, трудно сыскать, - ответил бык. - Я пашу поле своего хозяина, тащу его телегу, вот он меня поит и кормит. А когда я состарюсь, он бросит меня помирать голодной смертью. Не следует проявлять сострадание к человеку. И если ты, лев, съешь брахмана, это будет вполне справедливо.

После этих слов лев одним ударом прикончил брахмана и съел его.

 

Комментарий

 

Слово <брахман> у индийцев имеет два значения. В философии и религии им именуется безличное начало, лежащее в основе всего сущего. Еще этим словом называют людей из высшей касты. Первоначально это была каста жрецов. Так вот, наш брахман попал в переделку также, как торговец, спасший в пустыне крокодила. Но торговец нам симпатичнее. Он ничего не просил у крокодила для себя. Он хотел избавить людей, прежде всего людей его племени, от опасного соседства с хищником. А брахман жаден. Он освободил льва только ради денег.

Однако с юридической точки зрения это не имеет значения. Был заключен договор, скрепленный со стороны льва клятвой и высокопарным заявлением: <Я лев, а львы держат слово>. Договор этот сам лев и нарушил, слова своего не сдержал, а, стало быть, поступил несправедливо. Правда, он оправдывает свое поведение. <Человек, ‑ заявляет лев, - бесчестное создание, ему самому нипочем нарушить обещание>. А раз так, то можно нарушать обещание, данное человеку. Иначе говоря, следует поступать справедливо только с теми, кто сам поступает справедливо. Такова философия льва.

Лев и брахман по предложению льва обращаются к буйволице, чтобы та рассудила их. Ее решение легко можно было предсказать. Как и старая корова из предыдущей сказки, она обижена людьми, и выносит брахману смертный приговор. Брахман делает еще две безуспешных попытки найти справедливого, по его представлениям, судью. Но все животные в один голос осуждают человека за жадность и советуют льву не проявлять сострадания к брахману. Не ясно, почему он искал умного судью среди животных? Буйволица глупа, лошадь ничего в их деле не смыслит. А почему не обратиться к человеку? Торговцу, спасшему крокодила, повезло - он встретил кади, и с его помощью избавился от опасного животного. Брахману не повезло, он убит и съеден.

Животные в этой сказке обижены тем, что человек обращается с ними как с вещью. Пока они полезны, их поддерживают в надлежащем состоянии, их используют. Когда же они перестают работать, их просто отказываются кормить. Никакой благодарности, на пенсию животные не выходят. Отказываются кормить, но, заметим, не убивают. Там, где таких животных убивают, т.е. используют полностью,  там утилитарист последователен до конца.

Что посеешь, то и пожнешь - это очень точно. Сегодня ты что-то делаешь, а придет время и сделанное обернется своим неприятным следствием против тебя. Ты плохо относишься к животному, и со временем животное отплатит тебе тем же. Даже худшим, ибо человек использует, а потом не кормит животное, а лев просто употребил брахмана как продукт питания, т.е. использовал его полностью. Только причем здесь, позвольте спросить, этот несчастный брахман? Разве он содержал скот? И разве лев страдал от человека как страдают домашние животные. <Не следует проявлять сострадание к человеку> - говорит бык, которого хозяин кормит свежей травой и зерном. Это - опасное направление мысли. Бык берется говорить от имени всех животных и по отношению к каждому человеку. Выходит, что все люди, только потому что они люди не достойны сострадания. Такой подход полностью отрицает нравственность и право (мы уже переходим к жизни людей). И среди людей находятся такие, кто исповедует это мировоззрение. Они считают конкретного человека виновным только потому, что он принадлежит к определенной антропологической или социальной категории - расе, нации, религиозной общине и т.п. Нет, пожалуй, более отвратительного направления мысли. Оно приводит к геноциду - уничтожению национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Геноцид признан международным преступлением и преследуется уголовным законодательством всех цивилизованных стран.

Однако вернемся к нашим животным. Сегодня милосердное отношение к животным берется в качестве критерия культурности. Вообще некультурный человек грубо и варварски потребляет все, что может потребить, включая и другого человека. Культура - это нечто вроде служения. Культурный человек благоговеет перед бытием, т.е. относится к нему с почитанием и преклонением. Он облагораживает, возвеличивает и, наконец, превращает в символ все, с чем имеет дело.



Copyright © Владимир Шкода
Web-верстка и подготовка рассылки к выпуску: © Evgeny Ukhanov

В избранное