Царь
Александр, когда ему строили дворец, более возвеличил кузнеца, чем плотника.
И зависть возымели к
кузнецу плотник и земледелец; один говорил, что он создает жилище, а другой -
пищу.
Царь услышал об
этом и, сам мудрец, призвал еще и других мудрецов, чтобы решить, кому же из
спорящих отдать почет. И ответили: <Сказано ведь, что Адам впервые возделывал
землю, но кузнечество установлено раньше, так как кузнец делает орудия и для
себя, и для плотника, и для земледельца. Поэтому первый в почете - кузнец, а
земледелец нуждается в обоих>. И убедили плотника и земледельца не ревновать.
Комментарий
И эту сказку вполне можно отнести к теме
собственности. Ограниченным ресурсом может быть все, что угодно, ибо
многообразны ценности, которых домогается человек. В этой сказке люди хотят
почета. Они желают, чтобы другие чувствовали их значимость или даже величие.
Одним словом, они хотят признания. Эта устремленность ввысь, т.е. к более
высокому социальному статусу, реализуется перед лицом других, устремленных туда
же. А конкуренция порождает зависть. Не возвеличь царь Александр кузнеца,
не было бы претензий со стороны плотника и земледельца, не было бы спора.
Вообще, когда кто-то оказывается в почете, для ближнего наступает час испытания.
Зависть - это опасно. По библейской версии первое преступление среди людей
случилось из чувства зависти: Каин убил брата своего Авеля.
В нашей сказке
убийства, к счастью, не происходит. Плотник и земледелец, завидуя возвеличенному
кузнецу, глухо ропщут. Каждый считает, что именно его дело важнее других.
Философы, размышляющие о главных потребностях людей, давно пытаются выстроить их
по значению. Платон в <Государстве> ставит на первое место пищу, затем жилье,
одежду и т.д. Соответственно первые роли в обществе должны занимать земледелец,
строитель (по-нашему, плотник), ткач и т.д. Кузнеца, как видим, здесь нет.
Итак, спор о приоритете. Люди сомневается в
справедливости монарха. Это дело нельзя так оставить. Созываются мудрецы, чтобы
совместно решить важный вопрос. Как определить, что, собственно, происходит?
Можно сказать, что происходит заседание Ученого совета, на котором путем
дискуссии устанавливается истина. А можно определить иначе: происходит заседание
суда, где рассматриваются претензии сторон на ограниченный ресурс - почет.
И то, и другое определение верно, но в научном исследовании отсутствует тот
интерес, который приводит людей в суд.
Вернемся, однако, к существу дела. Совет
установил следующее распределение социальных статусов по приоритету: первый -
кузнец, второй - плотник, третий - земледелец. Критерий выбран исторический,
какая профессия раньше возникла, та и важнее. Мудрецы убедили плотника и
земледельца не завидовать. Как говорят, инцидент исчерпан.
Давайте, однако,
вдумаемся в ответ мудрецов. В нем есть ссылка на Библию, упомянуто имя Адама,
сказано, что Адам впервые возделывал землю. Далее в этом ответе идут такие
слова: <:но кузнечество установлено раньше, так как кузнец делает орудия и для
себя, и для плотника, и для земледельца>. Это - вывод самих мудрецов. Они не
собираются опровергать Библию. Они исходят из нее - <сказано ведь:>. И далее из
сказанного в Библии они заключают, что кузнечество установлено раньше
земледелия. Действительно, как же земледелец мог делать свое дело, не имея
орудий? Эта же мысль повторяется в выражении <земледелец нуждается в обоих>
(кузнеце и плотнике), т.е. прежде чем начать свое дело, земледельцу надо иметь
орудия и жилище.
Основателен ли вывод мудрецов? Иными словами,
следует ли из того факта, что Адам был земледельцем, вывод о более древнем
происхождении кузнечества? Нет, не следует. Мудрецы рассуждают о далеком прошлом
с позиций более позднего времени, когда уже произошло разделение труда. В
этом их ошибка. Прежде чем в руках земледельца появилась металлическая мотыга, у
него уже была деревянная соха, которую он мог сделать сам, а еще раньше, можно
предположить, просто заостренная палка. И жил первобытный человек не в доме,
сооруженном для него плотником, а в пещере или в простом шалаше из веток,
который он опять-таки сам мог сложить. Исторически кузнечество появилось позже
земледелия.
По-видимому, мудрецы придумали эту аргументацию,
чтобы не ставить царя в неловкое положение. Надо было подтвердить правильность
его выбора, т.е. приоритет кузнеца. Но что-то здесь все-таки есть. В искусстве
кузнеца люди всегда видели нечто от таинства. Земледельцы и скотоводы
подозревали кузнецов в колдовстве и они обычно селились на околице. Дело
земледельца так просто: он бросает зерна в землю, и из них получает много зерен.
И дело плотника так наглядно. Он распиливает стволы деревьев на доски и
изготавливает стол или кровать. А кузнец берет кусок камня (руду), проделывает с
ним в огне непонятные манипуляции, как волшебник, и на свет появляются подковы,
мечи и ожерелья. Откуда все это берется, из небытия? Значит, кузнец словно Бог
творит вещи? Может быть, такие мысли пришли в голову царю, когда он наблюдал за
мастерами, строившими ему дворец.