Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Сказка о том, как один человек храпел во сне и получил за это гонорар,


2007-04-15
Номер выпуска: 62

Articulus

Два путника

Владимир Шкода

Два путника с наступлением ночи пришли в одну деревню и, как того требует обычай, явились к вождю, чтобы приветствовать его и попросить о ночлеге,

Добро пожаловать, о чужестранцы,— сказал им вождь.— Мы приветствуем вас. У нас найдется и дом, где вы сможете переночевать, и пища, которой вы сможете подкрепиться. Но знайте, что в нашей деревне есть один обычай, сохранившийся с давних времен. Любой может остановиться здесь на ночлег, но под угрозой смерти он не должен храпеть во сне. Запомните это хорошенько. Если вы станете храпеть, вас убьют,

Сказав это, он велел проводить обоих к месту ночлега, и вскоре усталые путники улеглись спать

Но едва они заснули, как один из гостей начал храпеть: «Во, во, во». Его товарищ проснулся. Он слышал звуки храпа: «Во. Во. Во». И тут же услышал другие звуки: «Чик, чик, чик». Это жители деревни точили свои ножи. Путник сразу понял, что это значит: они готовились убить храпевшего. В этот же миг он сообразил, как спасти своего товарища. В такт звукам храпа: «Во, во, во» – он стал петь песню.

 

Во, во, лио во! Во, во, лио во!

                                         Мы шли по дороге.   

                                        Мы пришли в деревню.

       Нам сказали: «Добро пожаловать».

                                        Во, во, лио во!

                                        Во, во, лио во!

 

Он пел громко, и людям уже не слышен был храп — только песня. Они отложили в сторону свои ножи и стали танцевать. Появились барабаны, зазвучала музыка. Песня сменяла песню, танец шел за танцем. Все жители деревни: женщины, дети, сам вождь — включились в общее веселье.

Всю ночь один_чужестранец храпел, другой пел, а жители деревни плясали и веселились.

Утром чужестранцы пришли попрощаться с вождем. Тот пожелал им доброго пути и дал большой кошелек с деньгами.

Это вам в награду за ваше прекрасное пение,— сказал он.— Благодаря вам, чужестранцы, мы провели ночь в танцах и веселье. Мы вам очень признательны за это.

С подарком вождя путники покинули деревню. Но в дороге  между ними начался спор: как разделить деньги?

Мне должна достаться большая часть,— сказал тот, что храпел.—Без моего храпа тебе бы и в голову не пришло затевать пение, и мы бы не получили никакого подарка.

Но тот ему ответил:

Верно. Если бы ты не захрапел, я бы не стал сочинять песню. Но если бы я не запел, тебя бы убили. Жители деревни уже точили свои ножи. Поэтому большая часть должна, конечно, достаться мне.

Так они спорили, спорили, но никак не могли прийти к согласию. И к кому из встречных они ни обращались, никто не мог их рассудить. А вы можете?

 

Комментарий

 

С нашими путниками произошло то, что можно назвать случайной кооперацией. Один путник захрапел во сне, а другой, чтобы заглушить храп и спасти товарища от смерти, стал петь песню. Жители деревни отложили ножи и пустились в пляс. Так и провели ночь: один путник храпел, другой пел песню за песней, а жители веселились. В результате путники не только не пострадали, но даже получили гонорар. Возник вопрос, как разделить деньги. Представим обсуждение этого вопроса в виде диалога.

Деньги заплачены за пение, стало быть, их должен получить тот, кто пел.

Но он не стал бы петь, если бы второй путник не захрапел. Значит, надо с ним поделиться.

Да, но что такое храп? Человек спит, не прикладывает никаких усилий, не знает, что участвует в деле, за которое будут платить, и это надо считать вкладом в общее дело, за это полагается вознаграждение?

Конечно, ведь храп объективно является причиной пения, а, кроме того, поющий путник тоже не знал, что его пение будет оплачено.

И все-таки… Тот, кто пел, спас жизнь тому, кто спокойно спал. Разве не следует спасенному не только не претендовать на часть гонорара, но и приплатить поющему?

Еще одно замечание. В рассматриваемой ситуации есть две ценности. Одна ценность общая – это деньги, другая частная – это жизнь того, кто спал (заметим, что жизнь есть частная ценность только в том смысле, что в данном случае это жизнь одного человека, на нее, как на деньги, не претендуют оба путника). Так вот, спавший путник ведет разговор так, как будто эта частная ценность, не имеет отношения к делу. Его интересуют только деньги, и он считает, что большая их часть должна достаться ему. Без его храпа не было бы пения и, следовательно, денег. Однако ему надо понять, что деньги получены случайно, что пение, вызванное храпом, спасло ему жизнь – ценность абсолютную. Его храп, конечно, - первопричина денег. Но не будь пения, храп стал бы причиной его смерти. Так надо ли ему требовать денег? Он же получил жизнь.

Copyright © Владимир Шкода

В избранное