Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Эта сказка объясняет, почему летучие мыши боятся зверей и птиц.


2007-02-18
Номер выпуска: 54

Articulus

НИ С ТЕМИ, НИ С ДРУГИМИ

Владимир Шкода

В давние-давние времена собрались как-то в лесу все звери и птицы, чтобы выбрать себе царя. Долго судили они и рядили, кому же ими править.

Нам нужно выбрать льва, — сказал леопард. — Ни среди зверей, ни среди птиц нет равных ему по силе.

Все звери согласились с леопардом, а птицы промолчали: они хотели выбрать такого царя, который мог бы, подобно им, летать. И вот выступила вперед одна птица и сказала:

— Никто не спорит: лев сильный и умный зверь, но он может проявить свою доблесть только на земле, — ведь летать он не умеет, и самая крохотная пичужка, стоит ей того захотеть, сядет ему на спину и причинит немалое беспокойство. Нет, нужно избрать такого царя, который будет способен управлять и на земле и на небе.

Все птицы одобрительно закивали головами: им пришлось по душе хитроумное предложение их товарки.

— Нужно выбрать царем ястреба, — вслед за первой заговорила другая птица.— Он самый сильный из нас и лучше всех умеет летать. Кроме того, он может спуститься на землю и своим острым клювом и цепкими когтями убить самого большого зверя.

Птицы раскрыли клювы и радостно закричали в знак одобрения. Но звери стояли на своем: они хотели избрать царем льва.

Спорили-спорили между собою птицы и звери, пока не передрались.

Одна лишь летучая мышь не принимала участия ни в спорах, ни в драке. Она никак не могла решить, куда ей податься, чью сторону принять, потому что хотя она и умела летать, как птицы, но яиц не откладывала и кормила своих детенышей молоком, как звери.

И вот началась жестокая война между птицами и зверями. Сначала звери одолели птиц. Многие птицы погибли, другие, испугавшись, разлетелись кто куда.

Когда летучая мышь увидела, что победили звери, она тотчас присоединилась к ним и сказала:

— Не считайте меня птицей; почтенные звери. Я хотя и летаю, но, так же как и вы, сама рождаю своих детей и вскармливаю их молоком.

Звери были опьянены своей победой и на радостях позволили летучей мыши присоединиться к ним.

Тем временем птицы, которым удалось спастись, собрались в безопасном месте и стали думать, как бы им одолеть зверей.

— Если мы будем сражаться со зверями на земле, то никогда не добьемся победы,— сказала; одна из них. — Все мы, погибнем, да и только. Нам нужно напасть на зверей с воздуха. Только так мы сможем одолеть их.

Птицам это предложение понравилось. Они так и сделали. Ястреб напал на льва и выклевал ему глаза, а остальные птицы своими острыми клювами и цепкими когтями разодрали других зверей.

Птицы торжествовали победу, и летучая мышь обрати­лась к ним:

— Разве вы не знаете, почтенные птицы, что я из вашего рода? Хотя летучие мыши, подобно зверям, сами рождают детенышей и вскармливают их молоком, но во всем прочем они ничуть не отличаются от птиц. Даже летают они так же, как вы.

И птицы на радостях позволили летучей мыши присоединиться к ним.

Долго еще продолжали воевать между собой звери и птицы, пока наконец не заключили мир. Решено было, что отныне в небе будет царствовать ястреб, а на земле — лев. И все звери и птицы согласились с этим.

Тогда все они собрались на общий праздник и стали петь и плясать. Хотела было и летучая мышь принять участие в этом празднике, подошла она к зверям, но те оттолкнули ее со словами:

---Да ты же птица! Вот и ступай к своим!

Кинулась летучая мышь к птицам, а те принялись клевать ее и приговаривать:

— Ты же зверь! Вот и ступай к своим! У нас тебе не место!

Испугавшись, летучая мышь спряталась в листве. Целый день просидела она в своем убежище и лишь ночью, когда звери и птицы заснули, вылетела оттуда.

Говорят, летучие мыши потому и не показываются днем, что боятся зверей и птиц.

 

Комментарий

 

Читаешь эту сказку и вспоминается летний день: ласточки пикируют на степенно шествующего по двору кота, обманчиво равнодушного к происходящему. Как видим, не все представители двух биологических классов – зверей и птиц, соблюдают заключенный когда-то мир. Однако в сказках нас интересуют не сами истории, порой замысловатые и смешные, а скрытый за ними смысл. Попытаемся с этой целью прочитать сказку о приключениях летучей мыши.

Итак, собрались звери и птицы, чтобы выбрать себе царя. Зачем животным царь, не сказано, но можно догадаться. До этого собрания звери и птицы жили, как говорят философы, в естественном состоянии. Каждый волен был делать все, что ему угодно: ни законов, ни правил, полная свобода. Впрочем, была ли свобода? Если непрерывно идет война всех против всех, как выразился философ Томас Гоббс, то о какой свободе может идти речь? Можно ли что-то спокойно делать, если того и гляди, кто-то нападет из-за угла?

Животные, наконец, поняли, что так дальше жить нельзя. Надо собраться и выбрать себе царя. Себе, заметьте, для своей, стало быть, пользы. Царь будет справедливо править, а все животные будут ему подчиняться. Понятно, что царь должен быть умным и сильным, чтобы вводить справедливые законы и предотвращать случайные драки. Такая жизнь, решили животными, будет гораздо лучше прежней. И правильно решили.

Только трудное это дело – дискуссия, имеющая цель найти общее решение, притом, что ее участники имеют противоположные интересы. Звери хотят поставить царем над всеми животными своего льва, а птицы своего ястреба. И каждый класс стоит на своем, не желая уступить. Лучший путь в таких случаях – искать компромисс, т.е. постепенно сближаться, чуть-чуть уменьшая свое первоначальное требование и убеждая другую сторону сделать то же. Дело это не простое. Вот в нашем случае: как можно сближаться, если звери идут от льва, а птицы – от ястреба? К чему среднему, удовлетворяющему и ту, и другую сторону, можно прийти?

И все-таки к чему-то конструктивному всегда можно прийти, было бы желание. В нашем случае можно было бы установить срок правления. Один срок правит лев, другой – ястреб. А кому первому становиться царем, решили бы жребием. Однако произошло то, что происходит, когда отсутствует культура демократии: птицы и звери передрались. Началась между ними жестокая война.

Одна лишь летучая мышь ни в чем не участвовала. Она никак не могла самоопределиться, т.е. решить, к какому классу она относится. И не от недостатка ума, а потому, что сочетала в себе объективные признаки и зверя, и птицы. Вот в таком трудном положении она оказалась. Затруднение, как видим, чисто теоретическое. Но вот в войне победили звери, и летучая мышь примкнула к ним, указав на свои звериные признаки. Она самоопределилась, но не в результате размышлений о своей природе, а потому, что так было ей выгодно. Не знание, а интерес определил этот выбор. Когда же вышли победителями птицы, летучая мышь предала зверей и переметнулась в стан врагов. Теперь уже она выставляла свои птичьи достоинства.

Но вот настал долгожданный мир. Животные пришли к компромиссу. Они разделили не время правления, а, так сказать, пространство правления, точнее, сферы влияния. Решено было, что в небе правит ястреб, а на земле – лев. А что же летучая мышь? Пока шла война и менялись победители, ее признавали то те, то другие. Когда же наступил мир и установилось всеобщее равенство, когда не стало победителей и побежденных, от нее отвернулись все. С тех пор она боится и зверей, и птиц. Днем она в страхе прячется, и вылетает из своего убежища только ночью, когда все спят. Такова цена непоследовательности.

Кто-то может здесь возразить: а давайте взглянем на положение летучей мыши несколько иначе. Напрасно она боится и страдает. Разве плохо жить, не имея над собой никакой власти? Разве не мечтает всякое живое существо о том, чтобы его оставили в покое? Разумеется, в этом возражении что-то есть. Смертное существо стремится сохранить свою индивидуальность. Однако это имеет смысл, так сказать, на фоне социальности. Право на уединение немыслимо без права на общение. А наша летучая мышь просто отвержена. Она подверглась остракизму, т.е. осуждена на изоляцию, изгнана из общества. Она поставлена вне закона. А быть вне закона, значит лишиться защиты закона, значит быть просто вещью, с которой каждый может делать все, что ему угодно. От того летучая мышь пребывает в страхе и страдает.

В сказке затронута еще одна тема – тема субъекта права. Летучая мышь присоединилась к победившим зверям неспроста. Признанная ими она получила статус и права зверя. А звери на то время были привилегированным классом. Чтобы быть признанной, летучая мышь доказывала свою принадлежность к классу зверей. Сегодня нечто подобное происходит, когда человек желает жить в стране, которая на выгодных условиях принимает лиц определенной национальности. Конечно, критерии здесь иные, но доказывать все-таки приходится. И здесь, кстати, возникает проблема границы. Как устанавливать национальность детей при межнациональных браках?

Потом, когда победили птицы, летучая мышь получила статус и права птицы. Теперь это стало выгодно. Переводя разговор на человеческую жизнь, можно сказать так: права соотносятся с определенным сообществом. Поэтому быть субъектом права, значит обладать признаками, характерными для члена этого сообщества. Таких сообществ может быть много. Но есть сообщество, охватывающее все другие. Это – человечество. Чтобы иметь права человека, надо быть человеком. На первый взгляд, это – банальность, не нуждающаяся в обсуждении. Однако это не так. Малые дети и психически больные – люди, но в правовом отношении они отличаются от нормальных взрослых. Они правоспособны, но не дееспособны, т.е. они являются носителями прав, но не могут своими действиями приобретать и осуществлять права, это делают за них опекуны.

Сюда же относится вопрос о цензе. Ценз (от слова «ценность») есть условие обретения прав. Чтобы пользоваться правами, надо обладать определенными достоинствами. Например, быть свободным, а не рабом. В настоящее время ценз еще сохраняется в избирательном праве. Имеется в виду условия участия в выборах - формировании политической власти. Например, в Кувейте до сих пор существует ценз пола, т.е. отказ в избирательном праве женщинам. Возрастной ценз принят во всех странах, это понятно. Существуют также избирательные цензы гражданства, грамотности, оседлости и т.д.

Человек – существо смертное. Вот его еще нет, он еще не родился, а вот его уже нет. Возникает проблема временнóй границы существования. Проблема эта обострилась, в связи с успехами медицины. Врачи научились использовать ткани человеческих эмбрионов и органы умерших людей. Но как определить границу, за которой человека еще нет или уже нет? Сегодня обсуждается и другая граница. Рассуждают так: есть люди – субъекты права, и есть вещи. А куда относить домашних животных, братьев наших младших? Они не люди, но кто скажет, что они – вещи? Правильно ли называть человека владельцем собаки? Вот какие вопросы приходят на ум при чтении сказки о летучей мыши.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное