Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Мы возвращаемся к правовой тематике.


2007-02-11
Номер выпуска: 53

Articulus

Кто? О лице

Владимир Шкода

 

Система Римского права проста, а между тем философична. Этим она нам подходит для обсуждения вопросов юридической философии. В Римском праве заданы три исходных сущности: лицо, вещь, действие (personae, res, actiones). Как в геометрии, где тоже присутствуют три исходных сущности – точка, прямая, плоскость. Аналогия это хороша тем, что подводит нас к мысли об аксиоматичности права. Как и в других строгих в логическом отношении системах, в праве есть исходные, как бы очевидные, положения (аксиомы), к которым сводятся все юридические утверждения (теоремы).

В любой юридической ситуации действует лицо. Это понятие призвано отразить факт индивидуальности человека. А индивидуальность человека становится фактом только в определенных социальных условиях. Бытие лица начинается с обретения имени. Подлинным лицом является тот, кто способен назвать себя, т.е. ответить на вопрос «кто ты?». Понятно, что лицо это – конкретный человек. Однако, если бы этим ограничивалось содержание понятия «лицо», возникали бы разного рода трудности. Например, несколько человек складывают свои капиталы и открывают дело. Если считать лицом только конкретного человека, то эти люди должны выбрать кого-то одного и вручить ему общие средства, чтобы он от имени группы совершал сделки. Но это опасно, потому что общий капитал сольется с имуществом этого человека и может быть взыскан со стороны его кредиторов по делам, никак не связанным с тем делом, которое открыли акционеры. Чтобы избежать подобных неудобств, было введено различение лиц на физические и юридические. Физическое лицо – это просто конкретный человек, а лицо юридическое – это организация, которая по закону признается способной вступать в юридические отношения наподобие отдельного человека. В дальнейшем мы будем вести речь только о физических лицах.

Вещь и действие (другого лица) противостоят лицу как нечто внешнее. Поэтому они могут быть предметом его произвола. Иными словами, лицо может иметь над ними законную власть. Отсюда проистекает деление на вещное право, когда предметом произвола является вещь, и вообще все, по отношению к чему мы можем сказать «мое», и личное право, когда предметом произвола является действие (другого лица). Личное право можно было бы определить, по аналогии с вещным, как право на лицо. Этого, конечно, не следует делать, ибо выражение «право на лицо» логически некорректно. Лицом нельзя владеть, лицо свободно. Поэтому, кстати, раб лицом не является. Кант определяет личное право как владение произволом другого. Это значит, что я и другой, т.е. мы, вступаем в такое отношение, когда другой не может совершать определенных действий без моего согласия. Например, я снял квартиру, и хозяин, без моего согласия, не имеет права делать в ней ремонт, пока не истечет срок договора о найме. Поскольку в подобных ситуациях происходит взаимное связывание произвола лиц, ключевой категорией в личном праве является договор.

С лицом связаны понятия правоспособность и дееспособность. Эти понятия надо рассматривать исторически и относительно друг друга, иначе они теряют смысл. Действительно, сегодня правоспособность сама по себе определяется как способность лица иметь и приобретать права. Дееспособность – дальнейшее определение лица. Чтобы быть дееспособным, надо прежде быть правоспособным. Речь идет о способности лица своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять права. Можно сказать, что дееспособность характеризует полноценность лица, его социальную зрелость.

Итак, лицо может владеть и действовать. Однако здесь отсутствует одна важная характеристика лица. Пожалуй, наиболее существенная, если учесть, что человек – существо духовное. Лицо имеет достоинство. Раньше это слово означало титул, чин, звание. Теперь под достоинством понимают сознание человеком значимости себя как Человека.

Достоинство – высшая ценность, ради которой человек способен на многое. «Сначала честь, а потом жизнь» – вот как обстоит дело для иных людей. Этим можно объяснить долго державшийся обычай защищать достоинство не через закон по суду, а на дуэли. Считалось, что защита достоинства – дело очень личное. Его нельзя доверять государству. Действовать надо лично с оружием в руках. Оскорбление должно быть смыто кровью. Посредством дуэли, подвергая себя смертельной опасности, человек доказывает, что честь действительно выше, чем жизнь.

Обостренное чувство себя, честь, достоинство, профессиональная репутация, частная жизнь – все это для человека традиционного общества было не особенно важным или не было, так сказать, юридически проблематичным. Сегодня с темы личности начинаются все серьезные документы общеправового порядка. Формируется гуманитарная методология как основа законотворчества и применения законов. Идея прав человека становится стержневой идеей современных теорий права.

А теперь сказка.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное