Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Снова сказка на тему различения объективной реальности и юридической.


2006-09-02
Номер выпуска: 31

Articulus

Коза

Владимир Шкода

          А вот еще какая история приключилась с хелемским меламедом. Как-то по окончании школьного года в его кошельке оказался целый капитал - десять звонких монет. Он долго сидел со своей женой и думал, на что употребить эти деньги.
          Наконец жена сказала ему:
          Отправляйся, супруг мой, в местечко, которое славится своими козами, и купи козу. Недаром говорят люди: "Коза в доме - достаток в доме".
          Меламед послушался жену, отправился и купил козу. В пути, когда он вел козу домой, его застала ночь. Страшно стало меламеду на безлюдной дороге, он свернул на постоялый двор и решил там заночевать.
          Когда меламед блаженствовал за стаканом чаю, а коза его жевала в сарае сено, к нему подсел хозяин постоялого двора. Слово за слово, и уже через пять минут тот знал, что его поздний гость - не кто иной, как хелемский меламед. Смекнув, какую шутку можно с ним сыграть, хозяин пошел в сарай и заменил козу козлом.
          Назавтра чуть свет меламед зашел в сарай, взял за веревку козла и пошел своей дорогой. Домой он прибыл в прекрасном настроении и, увидев жену, воскликнул:
          В добрый час! Я привел тебе козу. Иди и подои ее.
          Женщина взяла подойник, вышла во двор и видит - перед нею не коза, а козел. И она начала громко бранить козла, своего мужа и весь божий свет, нимало не смущаясь тем, что ее слышат дети, ученики меламеда.
          Честь меламеда была задета. Он вскочил и поклялся, что тотчас вернется в местечко и на весь мир опозорит наглого обманщика, который осмелился вместо козы всучить ему козла.
          Он меня еще узнает! - кипятился меламед.
          Схватив веревку. Привязанную к рогам козла, он повел его в местечко, к человеку, который продал ему козу.
          По дороге он завернул на постоялый двор, чтобы рассказать хозяину, какие бывают на свете обманщики. Улучшив минуту, хозяин шмыгнул в сарай и заменил козла козой.
          Отдохнув немного, меламед повел свою скотину дальше. В местечке он быстро нашел человека, продавшего ему козу, и набросился на него с бранью:
          Где твоя совесть? Как ты смел вместо козы подсунуть мне козла?!
          Тот громко рассмеялся и сказал:
          Глупый ты человек, а еще меламед. Разве ты не видишь, что это коза, а не козел?
          Он позвал свою жену, и та на глазах у меламеда надоила полный кувшин молока. Меламеду стало совестно: зря он, выходит, обругал человека. Взял он козу и отправился домой. В пути стемнело, и он завернул на постоялы двор. А когда наутро меламед вернулся домой, жена обнаружила, что он снова вместо козы притащил козла, это уж постарался хозяин постоялого двора.
          Женщина принялась проклинать мужа и всю его родню до десятого колена, и опять в присутствии его учеников. Разгневанный меламед поклялся, что теперь он непременно отомстит обманщику. Он схватил веревку и потащил козла в местечко. По дороге, как и прежде, он зашел на постоялый двор и в местечко привел опять не козла, а козу.
          Снова посмеялся над ним продавец и обозвал меламеда круглым дураком, не отличающим козы от козла. И он опять позвал жену, чтобы она подоила козу. Но меламед решил, что на этот раз он не даст так легко обвести себя вокруг пальца.
          Знаем мы ваши штучки! - кричал он. - Видели таких умников! Я не поверю, что это коза, пока сам раввин вместе с духовным судьей не удостоверит это.
          Пошли к раввину, и тот, вместе с духовным судьей обследовав со всех сторон животное, в присутствии всех собравшихся выдал хелемскому меламеду свидетельство, что это доподлинно коза. Бумага была подписана всеми присутствующими и скреплена печатью раввина.
          Теперь у меня нет к тебе никаких претензий, сказал на прощание меламед бывшему владельцу козы. - Прости, что я невольно обидел тебя.
          Он взял козу, свидетельство и пошел домой.
          По дороге меламед по обыкновению завернул на постоялый двор. А когда назавтра он предстал перед женой, оказалось, что и на сей раз - увы! - он привел козла, а не козу. Жена всплеснула руками и заплакала:
          О, наказание божие! Зачем мне козел?
          Тут уж меламед рассердился не на шутку:
          Дурная твоя башка! У меня есть свидетельство раввина и духовного судьи, подписанное ими и скрепленное печатью; в нем говорится, что это коза, а не козел.
          Не прошло и десяти минут, как весь двор был полон народу.
          Одни кричали:
          Женщина права! Это козел, а не коза. Все признаки налицо.
          Другие возражали:
          Меламед прав! У него же на руках бумага, где черным по белому написано, что это коза.
          В конце концов меламед и его жена, сопровождаемые толпой, повели козла к хелемскому раввину, дабы он обследовал животное и вынес окончательное решение.
          Хелемский раввин водрузил на нос очки и три часа кряду изучал животное, а также выданное меламеду свидетельство. Наконец он вынес решение:
          Прав, бесспорно, меламед. От рождения это коза, что подтверждает выданное по всей форме и найденное в полном порядке свидетельство. Но всевышний, должно быть, повелел, чтобы козы, вступив на хелемскую землю, тотчас превращались в козлов.

Комментарий

          Эта сказка о забавном приключении, которое случилось с учителем начальной духовной школы. Учебный год заканчивался в таких школах весной, перед пасхой. Десять монет - целый капитал, учитель с женой долго думают, куда его употребить. Сколько смысла в одном предложении? Образ спокойной, размеренной и самодостаточной жизни предстает во всей полноте. Неожиданно появившийся капитал для них - проблема, что с ним делать? Наконец решено, жена сказала, чтобы меламед купил козу. Далее комментировать нечего: учитель трижды ходит между женой и продавцом козы. Жене он непременно приводит козла, а продавцу - купленную у него козу. И все потому, что по пути он встречается с шутником, аккуратно "превращающим" козу в козла, а козла в козу. Стороны, между которыми движется меламед, ругают его почем зря. Жена в присутствии учеников проклинает его самого и всю его родню до десятого колена, а продавец обзывает глупым человеком и круглым дураком. Любопытно, что хозяин постоялого двора затеял шутку после того, как узнал, что имеет дело с меламедом. С его женой эта шутка не прошла бы.
          Ситуация становится юридически значимой, когда учитель решает, что наличие у него козы должны засвидетельствовать сам раввин и его помощник духовный судья. Сбитый с толку, он уже никому не верит и обращается за поддержкой к Закону. Раввин не просто служитель культа. Он - духовный наставник и вообще законник в широком смысле. Он знаток не только юридических законов, но и правил, касающихся разных подробностей жизни, а также устройства самой реальности. Вот случай, когда его компетенцией становится определение пола животного. Получив свидетельство, подписанное и скрепленное печатью, меламед успокаивается. Теперь никто не введет его в сомнение. Поэтому он игнорирует заявление жены, о том, что он в третий раз привел в дом козла вместо козы. Но на сцене появляется народ, общественное мнение (заметьте, что народ присутствует и при выдаче свидетельства). Однако и тут раскол: одни верят собственным глазам, другие - официальному документу. Да будет ли, наконец, решен этот проклятый вопрос? Снова обращение к Закону, теперь уже олицетворенному местным раввином.
          Этому второму раввину не позавидуешь. Целых три часа он внимательно изучал животное и свидетельство. Выяснилось, что по всем наблюдаемым признакам животное несомненно является козлом. Однако исполненный по полной форме документ свидетельствует об обратном, это - коза. Фактически (de facto) козел, а юридически (de jure) коза. Как быть, какое решение принять? Ни объективному факту, ни юридическому свидетельству раввин не может отдать предпочтение. И то, и другое, несомненно. Но первое исключает второе, и наоборот, а решение должно быть однозначным. Тяжелое умственное борение завершается открытием, объясняющим ситуацию и снимающим противоречие. Теперь ясна природа самого противоречия. Оно возникает если факт и свидетельство брать в абсолютном смысле, т.е. считать, что везде и всегда это животное фактически является козлом, а юридически - козой. В этом ошибка. На самом деле пол животного относителен. В местечке, где животное пребывало и покупалось, оно - коза, а на земле, где проживает меламед, оно - козел. Изменение пола происходит каждый раз при пересечении животным границы между землями. Объяснение, разумеется, правильное. Вот только кто стоит за этим чудесным превращением? Для раввина это - всевышний, кто же еще?
          Почему героем этой истории оказался школьный учитель? Этот учитель - книжник, он верит букве, бумаге, выданной авторитетным лицом. Он далек от жизни, в практических делах беспомощен, не может отличить козу от козла. Жена говорит ему, что он привел козла, а хозяин животного легко доказывает, что продана ему коза. Сам он не может выйти из заколдованного круга. Он не знает, какую роль в этом деле играет хозяин постоялого двора. В общем, практическая жизнь, и люди в ней, для нашего учителя - одно беспокойство. И он ищет успокоение в букве. По существу он прав. Его дело - учить грамоте. А козами пусть занимаются те, кто понимает в них толк.
          В этой сказке витает тема юридической реальности. В чем, собственно, сила полученного меламедом на руки свидетельства? В том, что всем людям предписывается считать животное, обозначенное в документе, козой. Это - паспорт животного. Здесь снова вспоминается формула римского права "решение по делу считается истиной" (в данном случае решение по делу установления пола животного). Записанное решение становится реальностью. Хочется уточнить: оно подтверждает реальность. Однако не так все просто. Документ подтверждает реальность только там, где реальность в нем фиксируется. Затем он как бы отрывается от этого места, обретает самостоятельность и начинает представлять реальность или замещать ее. А если выразиться философски, то теперь документ творит реальность. И эта юридическая реальность оказывается для людей реальнее самой объективной реальности, точнее, не менее реальной. Ведь хелемский раввин не стал отрицать подлинность документа на том основании, что животное несомненно является козлом. Поставив обе реальности на одну доску, он признал огромную значимость юридической реальности. Это - правильное решение. Бюрократ в таких ситуациях идет дальше - отрицает объективную реальность в пользу реальности юридической. Бюрократ здесь не канцелярист, а человек, который больше ориентируется на закон. А как назвать того, кто поступает противоположным образом, т.е. идет от жизни и отрицает юридическую реальность, если она не согласуется с объективной реальностью? Может быть, это закоренелый прагматик.? Во всяком случае, это - другая крайность. Всматриваясь в жизнь сложного общества, мы видим, что у прагматика в этой жизни может возникнуть больше проблем, нежели у бюрократа.

Copyright © Владимир Шкода


В избранное