Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

У одного человека пропала верблюдица. Долго он искал ее, но найти так и не мог. Встретил по дороге трех мальчиков. Они подробно описали верблюдицу, но сказали, что не видели ее. Человек заподозрил неладное...


2006-08-19
Номер выпуска: 29

Articulus

Владелец верблюдицы и три мальчика

Владимир Шкода

 

У одного человека пропала верблюдица. Долго он искал ее, но найти так и не мог. Встретил он трех мальчиков и спросил их:

‑ Вы не видели тут верблюдицы?

‑ Она беременная? ‑ поинтересовался один мальчик.

‑ Да, ‑ ответил человек.

‑ И одноглазая? – спросил другой.

‑ Да, ‑ ответил человек.

‑ И на спине у нее язва? – спросил третий.

‑ Да, это она, ‑ ответил человек.

‑ Клянемся тебе, мы не видели ее, ‑ сказали мальчики.

Целый день хозяин верблюдицы искал ее и не нашел. Не встретил он также никого. Кто видел бы ее. Тогда он вернулся на то место, где разговаривал с мальчиками, нашел их и отвел к эмиру.

Выслушав просьбу того человека, эмир спросил его:

‑ Они описали тебе все приметы верблюдицы?

‑ Да, они все указали точно, ‑ ответил он.

‑ Это правда? ‑ спросил эмир.

‑ Да, эмир, пусть продлятся дни твои, все было так, - сказали мальчики. – Этот человек спрашивал нас, мы ему отвечали, но сами верблюдицы не видели.

‑ Вы лжете. Все это хитрые уловки. Отведите их к судье, ‑ приказал эмир.

Судья, узнав причину спора, обратился к мальчикам:

‑ Как же смогли вы так подробно описать приметы верблюдицы. Если не видели ее?

‑ Да продлятся дни твои, о судья, ‑ сказал первый мальчик. – Я увидел на дороге следы верблюда и по тому, как он помочился, понял, что тут прошла беременная верблюдица. Вот почему я сказал этому человеку, что его верблюдица беременна.

‑ Понятно. А почему ты сказал так? – спросил судья у второго мальчика.

‑ Да продлятся дни твои, о судья, ‑ ответил тот. – Когда мы шли по дороге, я заметил, что верблюдица щипала траву только с одной стороны. Поэтому я решил, что она одноглазая.

‑ Твой довод разумен, ‑ согласился судья. – А что ты заметил? – обратился он к третьему мальчику.

‑ Да продлятся дни твои, о судья, ‑ сказал тот. – Вот почему я сказал. Что на спине у нее язва: верблюдица щипала траву и прикрывала ею спину от мух. Часть травы упала на дорогу, и по ней я узнал, что на спине у верблюдицы язва.

И судья сказал:

‑ Мальчики идите домой. Вы сказали правду. Ты же, хозяин верблюдицы. Продолжай искать ее.

 

Комментарий

 

Почему человек после безуспешных поисков верблюдицы вернулся к мальчикам и отвел их к эмиру? По-видимому, весь день его не покидала мысль, что мальчики все-таки видели верблюдицу. Уж очень точно описали они ее приметы. А раз они не сознались в этом, значит что-то здесь не так. Может быть, они украли ее? Правитель рассуждал таким же образом. И почему-то ни тому, ни другому не пришло в голову, что мальчики не стали бы описывать приметы верблюдицы, будь они причастны к ее пропаже.

Почему человек, искавший верблюдицу, обратился сразу к эмиру, а не к судье? Эта деталь подчеркивает его уверенность. Ну не могли ребята не видеть верблюдицу, если они так точно ее описывали. Каждый нормальный человек так подумает. Приказ эмира «отведите их к судье», отданный в гневе, ничего хорошего мальчикам не сулил. Кажется, что суд здесь ничто иное, как расправа в самом дурном смысле. Однако судья действительно судит, т.е. задает вопросы, рассуждает и делает выводы. А мальчики ведут себя безупречно. Мало того, что они прекрасные следопыты, они еще и очень вежливы. Каждый начинает свой ответ почтительной фразой «да продлятся дни твои, о судья». Как видим, судья достоин такого обращения. А каковы все-таки мальчики! Обратим внимание на построение фразы первого мальчика: увидел следы верблюда, и понял, что это беременная верблюдица. Увидел и понял – от наблюдения к умозаключению. А между этими моментами – анализ. Здесь сразу возникает ассоциация с амбулаторной лабораторией. И другой мальчик хорошо соображает. Наблюдение ‑ трава выщипана только с одной стороны, вывод – скорее всего, верблюдица одноглазая. Наконец по траве, которая валялась на дороге, третий мальчик определил, что у верблюдицы язва. Она забрасывала траву на спину, чтобы прикрыть рану.

Образ предмета может формироваться не только при непосредственном созерцании его, но и при наблюдении следов, которые он оставляет. На этом основано, например, познание микромира. Никто не видел генов, элементарных частиц, черных дыр и т.п., однако ученые многое о них знают, изучая их «следы» ‑ видимые явления. Перефразируя известную библейскую фразу, можно сказать: по следам их узнаете их!

Следопыты-юристы – это криминалисты. По следам, оставленным на месте преступления, они многое могут узнать о преступнике. В их распоряжении изощренная техника и целая наука фиксации и оценки следов. Как видим, криминалист напоминает ученого-естествоиспытателя. Эти два образа сошлись в красивом притче о науке английского астронома Артура Эддингтона. Человек (человечество) обнаружил на песчаном берегу океана следы. Он создал науку, чтобы узнать, чьи это следы. И после долгих и изощренных исследований установил: это следы его самого. Иначе говоря, изучая природу, человек изучает самого себя.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное