Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

У одного эмира жил раб, который всегда говорил правду. Не всем это нравилось, раба всячески склоняли ко лжи, чтобы разоблачить и наказать. Не выходило, и тогда за дело взялся эмир…


2006-08-05
Номер выпуска: 27

Articulus

Рассказ о правдивом рабе

Владимир Шкода

 

В прежние времена у одного эмира жил раб, который всегда говорил только правду. И не было никого, кто бы хоть раз уличил его во лжи. Придворные все время старались вызвать его на спор, чтобы заставить солгать и за то наказать. «Мы видели козу с кожаным мешком за плечами, пролезающую через стену», — говорили они. Но раб отвечал: «Она может сделать это, ибо тот, кто хочет добиться чего-либо, может делать и невозможное».

Или ему говорили: «Верблюд с грузом пролез через игольное ушко». На это раб отвечал: «Нет в этом сомнения. На все воля Аллаха!»

И никому не удавалось втянуть раба в спор. Тогда сам эмир сказал, что заставит раба солгать. Он объявил, что отправляется на войну, и велел позвать маламов проводить его. Маламы попрощались с эмиром и ушли в покои дворца. А эмир приказал, чтобы в то время, как он будет садиться в седло, к нему послали раба.

Во двор привели боевого коня эмира, копье, меч, кольчугу и перевязь для меча. Вооружившись  эмир взялся за луку седла, одну ногу поставил в стремя и велел позвать раба.

— Иди и передай мой привет маламу Бава, приказал рабу эмир.

Раб ушел в покои дворца, и маламы стали расспрашивать его, что делает эмир.

        Я оставил эмира в таком положении: одна его нога была в стремени, сам он поднимался в седло, но вторая нога была еще на земле, ‑ отвечал раб. – Ну, а что случилось потом, то ли сел он в седло, то ли остался на земле, не знаю.

А эмир, вернувшись тем временем во дворец, позвал маламов и велел рассказать ему, что ответил им раб. Малам Бава сказал, что раб точно ответил им, ничего не прибавив и не убавив. И все маламы подтвердили, что и на этот раз раб не соврал (9).

 

Комментарий

 

Эта сказка состоит из двух частей: в первой говорится о том, как в течении длительного времени придворные безуспешно пытались склонить раба ко лжи и наказать, во второй – о конкретной попытке, которую предпринял сам эмир. Придворные старались вызвать раба на спор. Они рассказывали ему всякие небылицы, но он в ответ ограничивался обтекаемыми фразами, и в споры не ввязывался. Он обычно соглашался с тем, что ему говорили. Можно ли считать такое отношение выражением правдивости? Понятно, что ответ «на все воля Аллаха!» позволяет избегать категорических суждений, а потому и невольной лжи. Но почему надо соглашаться с сообщением о козе, пролезающей с кожаным мешком на плечах через стену? Что было бы, ответь он возражением, что такой козы не видел?

Эмир решил действовать иначе. Он объявил, что отправляется на войну (эмир солгал). Затем он попрощался с провожавшими его маламами (советниками), изобразил сцену отъезда и приказал рабу передать привет маламу Бава. Расчет был простой. Раб, как всякий нормальный человек, на вопрос, что делает эмир, ответит: «Эмир уехал на войну». И тут же будет уличен во лжи. Все были уверены, что так и случится. Не усомнится же раб в правдивости эмира. Но раб не поддался на эту уловку. Он точно описал положение эмира в тот момент, когда покинул его. И не только положение, но и движение: эмир поднимался  в седло. И все, а что дальше – не известно.

Ложь, о которой говорится в сказке, это – не только намеренное искажение сведений или обман. Это - вообще неадекватное суждение о реальности. Эмир склонял раба ко лжи, происходящей от того, что человек предсказывает будущее, исходя из наблюдения настоящего. В жизни складываются привычные цепи событий, и мы, наблюдая только часть такой цепи, легко предсказываем, что произойдет дальше. Когда человек достает сигарету, берет ее в рот и зажигает спичку, мы уверены, что он закурит. Хотя в девяносто девяти случаях из ста это действительно происходит, не надо забывать, что этого может не произойти. Мы ожидаем этого с высокой степенью вероятности. Не исключено, что наше предсказание не сбудется, т.е. окажется ложным.

Раб избегал предсказаний, он говорил только о том, что видел собственными глазами. Чувствами он фиксировал то, что есть (настоящее), а словами описывал то, что было (прошлое). Он предпочитал не говорить о будущем и тем уберегал себя от лжи. В положении раба, которого всегда могут наказать, это правило оправдано. Однако отказаться от предсказаний, значит действовать вслепую. Конечно, предсказание связано с риском ошибки. Но на то и создана человеком наука, чтобы повышать надежность предсказаний. Человек стремится знать, что произойдет в будущем, чтобы принимать правильные решения в настоящем. Как говорят, знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

 

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное