Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Один юноша купил раба. Всем хорош был раб, только сплетничать любил. Юноша не посчитал это большим пороком. А напрасно, ибо кончилось дело трагедией.


2006-07-30
Номер выпуска: 26

Articulus

Нет ничего губительней сплетни

Владимир Шкода

 

Жил один человек, и торговал он рабами. Однажды пришел к нему юноша и спросил:

--- Этот невольник продается?

— Да, продается, — ответил хозяин.

— Есть у него какие-нибудь пороки, недостатки или нет? — спросил юноша.

— Нет у него никаких недостатков, кроме одного. Если он тебе понравится и с этим недостатком, бери его. Если же нет, оставь.

— А в чем состоит его порок? — спросил юноша.— Объясни мне, чтобы я понял. Тогда, если это в моих силах, я уберегу себя от его порока.

- Он сплетник, — говорит хозяин. — Рассказывает такие небылицы, что люди только удивляются.

—Это пустяки,— сказал юноша.— Люди ведь не прислушиваются к его словам, не поступают, как он говорит. Беда невелика.

Сделка состоялась. Юноша заплатил деньги и купил невольника. Привел его домой и твердо решил про себя не верить словам раба. Прошло несколько дней. Приходит раб и говорит своему хозяину:

— Послушай, твоя биби задумала тебя погубить. Убьет тебя и выйдет замуж за другого.

— Как же ты узнал об этом? — спросил хозяин.

— Я-то узнал,— отвечает раб,— а если ты не веришь, пойди к ней, притворись спящим и узнаешь, правду я говорю или вру. Потом раб пошел к жене хозяина и сказал:

— Послушай, биби, твой муж решил дать тебе развод и взять другую жену.

Услышала эти слова женщина и очень расстроилась.

— Чего ты отчаиваешься? — сказал раб.— Если хочешь, принеси мне два-три волоска из его бороды, я поколдую над ними, и хозяин еще больше тебя полюбит.

— Хорошо, — ответила она.

Наступила ночь. Муж пошел домой, лег на кровать, будто спит, а сам смотрит, что будет. Когда жене показалось, что он спит, она подошла к нему, чтобы отрезать волоски от его бороды. Только протянула она руку к его подбородку, муж подумал, что она хочет его убить, тотчас вскочил, схватил саблю и убил бедную женщину! Раб сейчас же бросился к двери, побежал и сказал братьям той женщины:

        Бегите скорее, вашу сестру убили без всякой вины. Они схватили сабли, побежали стремглав и убили молодого мужа. Двое невинных людей погибли из-за сплетни раба (2).

 

Комментарий

 

Удивительно, что вот так просто можно пойти к торговцу и купить человека. И интересоваться при этом его качеством. Как смотрят на зубы коня перед тем, как купить его. Но не в этом суть. Это, так сказать, - литературный прием, благодаря которому нас вводят в ситуацию, описывают, как в доме женатого юноши появляется сплетник - человек, распространяющий слухи, основанные на неточных или заведомо ложных сведениях. Сказка эта об опасности лжи. Мы лучше понимаем ценность информации, когда нам показывают это как бы от противного. Да, информация – важнейший ресурс, знание – благо. Это становится особенно очевидным, когда мы видим, как искаженная информация порождает зло. Можно рассмотреть вопрос в более широком аспекте. Речь здесь о зле, исходящем от языка. Замечательные слова об этом мы находим в Библии. В Послании Иакова сказано: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). А далее говорится, что «язык исполнен смертоносного яда».

Не случайно то, что лживого раба покупает юноша. Человек в возрасте поостерегся бы. Жизненный опыт подсказал бы ему, что с таким субъектом лучше не связываться. Какая конкретно опасность от него может исходит, никто, конечно, предсказать не возьмется, но она существует и рано или поздно беда непременно случится.

Итак, юноша посчитал пустяком порок раба, о котором предупредил его продавец. Беда, мол, невелика, главное – не прислушиваться к его словам, не поступать, как он говорит. Правильный принцип, но соблюден он не был. Хотя юноша и не стал действовать, получив ложную информацию о намерении жены, но он решил ее проверить, т.е. все-таки прислушался. Чем дело кончилось, известно. А что вообще значит «не прислушиваться», как надо было себя вести? - Считать, что этот раб - не «говорящее орудие» (по Аристотелю), а орудие только понимающее и исполняющее приказания. В таком случае раб, как источник всякой информации просто игнорируется. Он как бы немой, и при этом не теряющий качества раба. Ведь раб только и нужен для исполнения приказов. А может быть рабу после покупки надо было отрезать язык? Как предложил один студент-гуманитарий, обсуждая со мной эту сказку.

Невинная биби, т.е. госпожа, по-видимому, не знала об опасности, исходящей от раба, - тоже упущение юноши. Расстроенная, ложным сообщением, она прямо действует по совету сплетника. С ножом в руке крадется она к спящему мужу с благими намерениями, хочет отрезать от его бороды два-три волоска. А муж только притворился спящим. Он видит приближающуюся к нему убийцу, он вынужден обороняться. Женщина гибнет, но сплетнику одной смерти мало. Он бежит к братьям убитой и говорит им: «Вашу жену убили без всякой вины». Тут уж он не врет, но результат тот же – гибнет и юноша. Никто не узнает, почему они погибли. Раб что-нибудь придумает, когда его спросят. И снова его продадут, и снова смертоносный яд лжи будет исходить от него.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное