Один юноша купил раба. Всем хорош был раб, только сплетничать любил. Юноша не посчитал это большим пороком. А напрасно, ибо кончилось дело трагедией.
2006-07-30
Номер выпуска:
26
Articulus
Нет ничего губительней сплетни
Владимир Шкода
Жил один человек, и торговал он рабами. Однажды
пришел к нему юноша и спросил:
--- Этот невольник продается?
— Да, продается, — ответил
хозяин.
— Есть у него какие-нибудь
пороки, недостатки или нет? — спросил юноша.
— Нет у него никаких
недостатков, кроме одного. Если он тебе понравится и с этим недостатком, бери
его. Если же нет, оставь.
— А в чем состоит его порок?
— спросил юноша.— Объясни мне, чтобы я понял. Тогда, если это в моих силах, я
уберегу себя от его порока.
- Он сплетник, — говорит
хозяин. — Рассказывает такие небылицы, что люди только удивляются.
—Это пустяки,— сказал юноша.—
Люди ведь не прислушиваются к его словам, не поступают, как он говорит. Беда
невелика.
Сделка состоялась. Юноша
заплатил деньги и купил невольника. Привел его домой и твердо решил про себя не
верить словам раба. Прошло несколько дней. Приходит раб и говорит своему
хозяину:
— Послушай, твоя биби задумала
тебя погубить. Убьет тебя и выйдет замуж за другого.
— Как же ты узнал об этом? —
спросил хозяин.
— Я-то узнал,— отвечает раб,—
а если ты не веришь, пойди к ней, притворись спящим и узнаешь, правду я говорю
или вру. Потом раб пошел к жене хозяина и сказал:
— Послушай, биби, твой муж
решил дать тебе развод и взять другую жену.
Услышала эти слова женщина и
очень расстроилась.
— Чего ты отчаиваешься? —
сказал раб.— Если хочешь, принеси мне два-три волоска из его бороды, я поколдую
над ними, и хозяин еще больше тебя полюбит.
— Хорошо, — ответила она.
Наступила ночь. Муж пошел
домой, лег на кровать, будто спит, а сам смотрит, что будет. Когда жене
показалось, что он спит, она подошла к нему, чтобы отрезать волоски от его
бороды. Только протянула она руку к его подбородку, муж подумал, что она хочет
его убить, тотчас вскочил, схватил саблю и убил бедную женщину! Раб сейчас же
бросился к двери, побежал и сказал братьям той женщины:
—Бегите скорее, вашу сестру убили без всякой вины. Они схватили сабли,
побежали стремглав и убили молодого мужа. Двое невинных людей погибли из-за
сплетни раба (2).
Комментарий
Удивительно, что вот так
просто можно пойти к торговцу и купить человека. И интересоваться при этом его
качеством. Как смотрят на зубы коня перед тем, как купить его. Но не в
этом суть. Это, так сказать, - литературный прием, благодаря которому нас вводят
в ситуацию, описывают, как в доме женатого юноши появляется сплетник -
человек, распространяющий слухи, основанные на неточных или заведомо ложных
сведениях. Сказка эта об опасности лжи. Мы лучше понимаем ценность
информации, когда нам показывают это как бы от противного. Да, информация –
важнейший ресурс, знание – благо. Это становится особенно очевидным, когда мы
видим, как искаженная информация порождает зло. Можно рассмотреть вопрос
в более широком аспекте. Речь здесь о зле, исходящем от языка.
Замечательные слова об этом мы находим в Библии. В Послании Иакова сказано: «Кто
не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.
3, 2). А далее говорится, что «язык исполнен смертоносного яда».
Не случайно то, что лживого
раба покупает юноша. Человек в возрасте поостерегся бы. Жизненный опыт
подсказал бы ему, что с таким субъектом лучше не связываться. Какая конкретно
опасность от него может исходит, никто, конечно, предсказать не возьмется, но
она существует и рано или поздно беда непременно случится.
Итак, юноша посчитал пустяком
порок раба, о котором предупредил его продавец. Беда, мол, невелика, главное –
не прислушиваться к его словам, не поступать, как он говорит.
Правильный принцип, но соблюден он не был. Хотя юноша и не стал действовать,
получив ложную информацию о намерении жены, но он решил ее проверить, т.е.
все-таки прислушался. Чем дело кончилось, известно. А что вообще значит «не
прислушиваться», как надо было себя вести? - Считать, что этот раб - не
«говорящее орудие» (по Аристотелю), а орудие только понимающее и
исполняющее приказания. В таком случае раб, как источник всякой
информации просто игнорируется. Он как бы немой, и при этом не теряющий качества
раба. Ведь раб только и нужен для исполнения приказов. А может быть рабу после
покупки надо было отрезать язык? Как предложил один студент-гуманитарий,
обсуждая со мной эту сказку.
Невинная биби, т.е.
госпожа, по-видимому, не знала об опасности, исходящей от раба, - тоже упущение
юноши. Расстроенная, ложным сообщением, она прямо действует по совету сплетника.
С ножом в руке крадется она к спящему мужу с благими намерениями, хочет отрезать
от его бороды два-три волоска. А муж только притворился спящим. Он видит
приближающуюся к нему убийцу, он вынужден обороняться. Женщина гибнет, но
сплетнику одной смерти мало. Он бежит к братьям убитой и говорит им: «Вашу жену
убили без всякой вины». Тут уж он не врет, но результат тот же – гибнет и юноша.
Никто не узнает, почему они погибли. Раб что-нибудь придумает, когда его
спросят. И снова его продадут, и снова смертоносный яд лжи будет исходить от
него.