Жил-был охотник. У него была ворона. Охотник, понятно, охотился. Но об этом в сказке почему-то ни слова. В центре внимания борьба охотника и бога Брахмы. Побеждает охотник, благодаря вороне. Что все это значит, разъясняется в моем Комментарии.
2006-07-23
Номер выпуска:
25
Articulus
Охотник и ворона
Владимир Шкода
Жил-был охотник. Дом
его стоял среди леса. Там он жил вместе с семьей. Каждый день он ходил на охоту
и всю добычу приносил своим домашним. Еще он сеял рис, просо и маис, да только
кормился он больше охотой.
Была у охотника ворона. Она жила у него на
хлебах. Рано поутру ворона улетала, а домой возвращалась уже поздно вечером.
Весь день она проводила на дворе у бога Брахмы. Там у ворот стояло большое
дерево. Сядет ворона на дерево и слушает, что скажет Брахма. Вечером дома она
рассказывала охотнику, что услышит за день, а он не зевал и оборачивал это себе
на пользу. Поэтому семья его жила в довольстве и счастье.
И вот что как-то раз вышло. Сидит ворона у
Брахмы на дереве и слышит, как писец Брахмы пишет и приговаривает:
— Теперь дождя больше не будет, и настанет
великий голод. Только в горах будет дождь.
Вот какую важную новость узнала ворона. Полетела
скорей ворона к охотнику и рассказывает:
— Брахма только что велел записать, чтобы дождь
шел только в горах. Раскорчуй и вскопай себе поле высоко в горах — и все будет
хорошо. Там ты вырастишь рис, а в других местах будет неурожай.
Охотник послушался ворону и пошел расчищать себе
поле в горах. Когда пришла пора сеять, поле у него было уже вскопано и удобрено.
Засеял он это поле рисом. В горах выпало вдоволь дождя, а в других местах
не упало ни капли.
Ворона все летала и летала к Брахме на двор. И
вот дошла до Брахмы весть, что у охотника поле зазеленело. Говорит он своему
писцу:
— Нынче пусть будет
невиданный голод. Если где-нибудь поле зазеленело, туда надо послать сто тысяч
жуков и червяков. Пусть они весь урожай сведут под корень. Вот и будет великий
голод.
Ворона про это услышала, поспешила домой и
рассказала охотнику. Охотник всполошился, а ворона ему говорит:
— Жуков и червяков будет сто тысяч. А ты
позови: двести тысяч воробьев и скворцов — вот и спасешь .урожай.
Так охотник и сделал. На его зов прилетели
двести тысяч воробьев и скворцов. Их крылатое войско окружило поле со всех
сторон. Только успели жуки прилететь и червяки приползти, чтобы сгубить урожай,
птицы бросились на них и всех склевали. А поле зеленело по-прежнему.
Рис у охотника созрел.
Пора было его убирать. Урожай выдался на славу. Брахма и об этом узнал.
—— Нынче голод никого
не минует, — говорит он писцу. — Пусть с каждой скирды намолотят только по мерке
зерна.
Ворона это услышала и полетела домой. — Не
складывай весь рис в одну скирду, — велела она охотнику. — Брахма говорит: «С
каждой скирды намолотят только по мерке зерна».
Охотник послушался. Он сжал рис и сложил его
маленькими копенками. Вышло их много — все гумно заняли. Кто ни пройдет мимо,
смеется:
— Глядите! Охотник с
ума сошел: разбросал рис маленькими кучками.
А ворона опять полетела на двор к Брахме. И вот
слышит она, как Брахма говорит писцу:
---Голод нынче будет самый жестокий. На рис, что
уже сжат и заскирдован, надо послать сто тысяч мышей. Пусть сожрут все до
зернышка.
Прилетела ворона домой
и рассказывает охотнику:
— Завтра на рассвете на твое поле упадут
с неба сто тысяч мышей. А ты позови двести тысяч кошек.. Тогда твой рис
останется цел.
Охотник послушался. Наутро двести тысяч
кошексобрались вокруг гумна. Они точили когти игромко
мяукали. Едва мыши спустились на землю, на каждую бросилось сразу по две кошки.
Охотник глазом моргнуть не успел, как от мышей и следа не осталось.Опять
не удалось Брахме погубить урожай.
Узнал Брахма, что мыши
его пропали попусту, и думает: «Я повелел быть великому голоду, а охотнику хоть
бы что!»
— Возьми бумагу и пиши, — говорит он писцу. —
Если кто-нибудь, до того как начать молотьбу, не привяжет к кольям вокруг гумна
рисовых снопов, тот получит мало зерна. А если он после молотьбы не бросит в
кучу зерна коровью лепешку, все зерно пропадет.
Ворона и это услышала. Она полетела домой и
рассказала новость охотнику. Вот он и сделал, как велел Брахма: привязал к
каждому колу по снопу. Почин у него вышел добрый. Охотник обмолотил весь свой
рис, провеял, сложил зерно в кучу и бросил сверху коровью лепешку. Риса у него
вышло много — из каждой копенки по мерке. В тот год у охотника был полон дом,
хлеба, а веление Брахмы не сбылось.
Выходит, старанием да трудом можно и козни
судьбы одолеть (9).
Комментарий
Попытаемся выявить
представление человека о природе, которые дают жизнь подобным сказкам. Наши
представления таковы. Трудом человек преобразует природу, создает условия для
производства необходимых ему продуктов. Прежде чем посеять зерно, надо
раскорчевать лес, вскопать землю и удобрить ее. Потом придется уничтожать
насекомых и грызунов. В общем идет непрерывная борьба человека с силами природы,
препятствующими ему достигать поставленных целей. Сегодня принято избегать слова
«борьба», когда мы говорим о взаимоотношениях человека с природой. Это верно, не
надо бороться с собственным домом, - а природа действительно - дом
человека, ‑ но кто станет возражать против того, чтобы содержать дом в порядке.
При всей любви к животным, человек не может позволить мышам портить его продукты
и распространять болезни. Поэтому он заводит в доме кошку. Можно, правда,
поспорить. Сказать, что продукты надо тщательнее прятать. а милым мышкам
выставлять корм. Но эти беспокойные животные по ночам скребутся и мешают спать.
Спорить здесь можно до бесконечности, но надобно понять, что, если держаться
радикального экологического мировоззрения, то человеку останется только сидеть и
рисовать пейзажи. Пока не закончатся краски и холсты, пока не закончится хлеб
насущный.
Итак, в трудовом общении с природой,
будем выражаться так, человека подстерегают неприятные неожиданности. То
заморозки, то засуха, то нашествие вредителей – всегда что-нибудь да случается.
Хорошо бы знать об этих напастях заранее. И вот человек создает науку, чтобы
прогнозировать погоду, предсказывать неблагоприятные явления. Очень актуальная
сегодня проблема - предсказание землетрясений. Конечно, современный человек
понимает, что никто сознательно не организует порядок природных событий. Природа
живет сама по себе, в ней, как говорят, царят «слепые силы». Такое представление
считается следствием научного прогресса.
Народ, который сложил эту сказку, склонен к
антропоморфизму. Считается, что за всем происходящим стоит некое
могущественное разумное существо, оно управляет природой. Это – бог Брахма. Вот
он решил послать людям великий голод. Писец Брахмы ведет записи. Это можно
понимать и как книгу приказов, и как летопись или историю природы.
Писец пишет и приговаривает: «Теперь дождя больше не будет, и настанет великий
голод. Только в горах будет дождь». Здесь надо обратить внимание на слово «будет».
Мы склонны понимать это слово как «наступит». Это верно, настанет великий голод,
только в горах наступит сезон дождей. Но главное вот в чем: все это наступит
потому, что так велит Брахма. Это должно быть по его желанию. Мы
имеем здесь не причинную связь явлений, а волеизъявление.
Ворона – символ науки, обеспечивающей
надежный прогноз. А на языке самой сказки – это живое существо, подслушивающее,
что собирается предпринять Брахма и сообщающее об этом охотнику. И не только
сообщающее важные сведения, но и указующее, что надо делать в ответ на действия
Брахмы. Затевается игра: Брахма делает очередной ход, чтобы добиться
своей цели – наказать людей голодом, а охотник делает ответный ход и оберегает
свой рис от потерь. Ему это удается потому, что на его стороне хороший разведчик
– ворона. Она подсказывает ему правильный ход, ибо крадет инфорцию.
Брахма не добился успеха ни засухой, ни
вредителями. Следующий его шаг – распоряжение о том, что с каждой скирды
намолотят (так должно быть) только по мерке зерна. Следовательно,
советует ворона, надо сложить как можно больше скирд. Люди смеются: где это
видано, чтобы складывать рисовые снопы такими маленькими копенками. Пусть
смеются, они же не владеют информацией, которой владеют ворона и охотник. Затем
эпизод с мышами. Только зачем столько кошек – на каждую мышь по две? Видимо, для
надежности.
Бог Брахма – не всеведущ и не
всемогущ. Он не знает, что в его стане находится лазутчик, тайно похищающий
информационный ресурс. Он не может справиться с охотником. Брахма – не бог
развитых религий, а бог мифологического сознания, вроде греческих богов, живших
на горе Олимп. Итак, охотнику удается спасти посевы и урожай, несмотря на усилия
Брахмы. Тогда Брахма прибегает к тонкостям: вместо того, чтобы создавать явные
опасности, на которые охотник, как думает Брахма, удачно реагирует, он вводит
нормы, предписывающие людям осуществлять ритуалы – определенные
символические действия. Поскольку эти нормы не обнародуются, о них
невозможно догадаться. Никто и не догадывается, а охотнику ворона опять сообщает
информацию, рассказывает, что положено делать: перед тем, как начать обмолот,
надо привязать к кольям вокруг гумна рисовые снопы. И еще, после молотьбы надо
бросить в кучу зерна коровью лепешку.
Веление Брахмы не сбылось, говорится в
сказке. Здесь можно возразить Сбываются или не сбываются предсказания.
Веления исполняются или не исполняются. Так вот, веления Брахмы исполнялись. Сто
тысяч жуков и червяков совершили нашествие на рисовое поле, десант из ста тысяч
мышей высадился на нем. Все это воинство погибло, приступив к исполнению
приказа. Но все впустую. Ворона подсказывала охотнику, что надо делать. И потому
не исполнилось главное веление Брахмы – «нынче голод никого не минует». А то,
что великий голод настал, это – несомненно. Ни у кого не было такого умного
помощника. И как странно, что в заключительном предложении сказки, выражающем,
так сказать, ее мораль, ворона незаслуженно забыта. Старание и трудолюбие –
действительно важные добродетели. Но чего бы добился охотник без информации
о том, что ему угрожает, и что надо делать, чтобы избежать опасности? Эту
информацию сообщала охотнику ворона. Таким образом, знание и труд
– вот что обеспечивает человеку реализацию его планов и проектов.