Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Жил-был охотник. У него была ворона. Охотник, понятно, охотился. Но об этом в сказке почему-то ни слова. В центре внимания борьба охотника и бога Брахмы. Побеждает охотник, благодаря вороне. Что все это значит, разъясняется в моем Комментарии.


2006-07-23
Номер выпуска: 25

Articulus

Охотник и ворона

Владимир Шкода

Жил-был охотник. Дом его стоял среди леса. Там он жил вместе с семьей. Каждый день он ходил на охоту и всю добычу приносил своим домашним. Еще он сеял рис, просо и маис, да только кормился он больше охотой.

Была у охотника ворона. Она жила у него на хлебах. Рано поутру ворона улетала, а домой возвращалась уже поздно вечером. Весь день она проводила на дворе у бога Брахмы. Там у ворот стояло большое дерево. Сядет ворона на дерево и слушает, что скажет Брахма. Вечером дома она рассказывала охотнику, что услышит за день, а он не зевал и оборачивал это себе на пользу. Поэтому семья его жила в довольстве и счастье.

И вот что как-то раз вышло. Сидит ворона у Брахмы на дереве и слышит, как писец Брахмы пишет и приговаривает:

— Теперь дождя больше не будет, и настанет великий голод. Только в горах будет дождь.

Вот какую важную новость узнала ворона. Полетела скорей ворона к охотнику и рассказывает:

— Брахма только что велел записать, чтобы дождь шел только в горах. Раскорчуй и вскопай себе поле высоко в горах — и все будет хорошо. Там ты вырастишь рис, а в других местах будет неурожай.

Охотник послушался ворону и пошел расчищать себе поле в горах. Когда пришла пора сеять, поле у него было уже вскопано и удобрено. Засеял он это поле рисом. В горах выпало вдоволь дождя, а в других местах не упало ни капли.

Ворона все летала и летала к Брахме на двор. И вот дошла до Брахмы весть, что у охотника поле зазеленело. Говорит он своему писцу:

— Нынче пусть будет невиданный голод. Если где-нибудь поле зазеленело, туда надо послать сто тысяч жуков и червяков. Пусть они весь урожай сведут под корень. Вот и будет великий голод.

Ворона про это услышала, поспешила домой и рассказала охотнику. Охотник всполошился, а ворона ему говорит:

 — Жуков и червяков будет сто тысяч. А ты позови: двести тысяч воробьев и скворцов — вот и спасешь .урожай.

Так охотник и сделал. На его зов прилетели двести тысяч воробьев и скворцов. Их крылатое войско окружило поле со всех сторон. Только успели жуки прилететь и червяки приползти, чтобы сгубить урожай, птицы бросились на них и всех склевали. А поле зеленело по-прежнему.

Рис у охотника созрел. Пора было его убирать. Урожай выдался на славу. Брахма и об этом узнал.

—— Нынче голод никого не минует, — говорит он писцу. — Пусть с каждой скирды намолотят только по мерке зерна.

Ворона это услышала и полетела домой. — Не складывай весь рис в одну скирду, — велела она охотнику. — Брахма говорит: «С каждой скирды намолотят только по мерке зерна».

Охотник послушался. Он сжал рис и сложил его маленькими копенками. Вышло их много — все гумно заняли. Кто ни пройдет мимо, смеется:

— Глядите! Охотник с ума сошел: разбросал рис маленькими кучками.

А ворона опять полетела на двор к Брахме. И вот слышит она, как Брахма говорит писцу:

---Голод нынче будет самый жестокий. На рис, что уже сжат и заскирдован, надо послать сто тысяч мышей. Пусть сожрут все до зернышка.

Прилетела ворона домой и рассказывает охотнику:

— Завтра на рассвете на твое поле упадут с неба сто тысяч мышей. А ты позови двести тысяч кошек.. Тогда твой рис останется цел.

Охотник послушался. Наутро двести тысяч кошек собрались вокруг гумна. Они точили когти и громко мяукали. Едва мыши спустились на землю, на каждую бросилось сразу по две кошки. Охотник глазом моргнуть не успел, как от мышей и следа не осталось. Опять не удалось Брахме погубить урожай.

Узнал Брахма, что мыши его пропали попусту, и думает: «Я повелел быть великому голоду, а охотнику хоть бы что!»

— Возьми бумагу и пиши, — говорит он писцу. — Если кто-нибудь, до того как начать молотьбу, не привяжет к кольям вокруг гумна рисовых снопов, тот получит мало зерна. А если он после молотьбы не бросит в кучу зерна коровью лепешку, все зерно пропадет.

Ворона и это услышала. Она полетела домой и рассказала новость охотнику. Вот он и сделал, как велел Брахма: привязал к каждому колу по снопу. Почин у него вышел добрый. Охотник обмолотил весь свой рис, провеял, сложил зерно в кучу и бросил сверху коровью лепешку. Риса у него вышло много — из каждой копенки по мерке. В тот год у охотника был полон дом, хлеба, а веление Брахмы не сбылось.

Выходит, старанием да трудом можно и козни судьбы одолеть (9).

 

Комментарий

 

Попытаемся выявить представление человека о природе, которые дают жизнь подобным сказкам. Наши представления таковы. Трудом человек преобразует природу, создает условия для производства необходимых ему продуктов. Прежде чем посеять зерно, надо раскорчевать лес, вскопать землю и удобрить ее. Потом придется уничтожать насекомых и грызунов. В общем идет непрерывная борьба человека с силами природы, препятствующими ему достигать поставленных целей. Сегодня принято избегать слова «борьба», когда мы говорим о взаимоотношениях человека с природой. Это верно, не надо бороться с собственным домом, - а природа действительно - дом человека, ‑ но кто станет возражать против того, чтобы содержать дом в порядке. При всей любви к животным, человек не может позволить мышам портить его продукты и распространять болезни. Поэтому он заводит в доме кошку. Можно, правда, поспорить. Сказать, что продукты надо тщательнее прятать. а милым мышкам выставлять корм. Но эти беспокойные животные по ночам скребутся и мешают спать. Спорить здесь можно до бесконечности, но надобно понять, что, если держаться радикального экологического мировоззрения, то человеку останется только сидеть и рисовать пейзажи. Пока не закончатся краски и холсты, пока не закончится хлеб насущный.

Итак, в трудовом общении с природой, будем выражаться так, человека подстерегают неприятные неожиданности. То заморозки, то засуха, то нашествие вредителей – всегда что-нибудь да случается. Хорошо бы знать об этих напастях заранее. И вот человек создает науку, чтобы прогнозировать погоду, предсказывать неблагоприятные явления. Очень актуальная сегодня проблема - предсказание землетрясений. Конечно, современный человек понимает, что никто сознательно не организует порядок природных событий. Природа живет сама по себе, в ней, как говорят, царят «слепые силы». Такое представление считается следствием научного прогресса.

Народ, который сложил эту сказку, склонен к антропоморфизму. Считается, что за всем происходящим стоит некое могущественное разумное существо, оно управляет природой. Это – бог Брахма. Вот он решил послать людям великий голод. Писец Брахмы ведет записи. Это можно понимать и как книгу приказов, и как летопись или историю природы. Писец пишет и приговаривает: «Теперь дождя больше не будет, и настанет великий голод. Только в горах будет дождь». Здесь надо обратить внимание на слово «будет». Мы склонны понимать это слово как «наступит». Это верно, настанет великий голод, только в горах наступит сезон дождей. Но главное вот в чем: все это наступит потому, что так велит Брахма. Это должно быть по его желанию. Мы имеем здесь не причинную связь явлений, а волеизъявление.

Ворона – символ науки, обеспечивающей надежный прогноз. А на языке самой сказки – это живое существо, подслушивающее, что собирается предпринять Брахма и сообщающее об этом охотнику. И не только сообщающее важные сведения, но и указующее, что надо делать в ответ на действия Брахмы. Затевается игра: Брахма делает очередной ход, чтобы добиться своей цели – наказать людей голодом, а охотник делает ответный ход и оберегает свой рис от потерь. Ему это удается потому, что на его стороне хороший разведчик – ворона. Она подсказывает ему правильный ход, ибо крадет инфорцию.

Брахма не добился успеха ни засухой, ни вредителями. Следующий его шаг – распоряжение о том, что с каждой скирды намолотят (так должно быть) только по мерке зерна. Следовательно, советует ворона, надо сложить как можно больше скирд. Люди смеются: где это видано, чтобы складывать рисовые снопы такими маленькими копенками. Пусть смеются, они же не владеют информацией, которой владеют ворона и охотник. Затем эпизод с мышами. Только зачем столько кошек – на каждую мышь по две? Видимо, для надежности.

Бог Брахма – не всеведущ  и не всемогущ. Он не знает, что в его стане находится лазутчик, тайно похищающий информационный ресурс. Он не может справиться с охотником. Брахма – не бог развитых религий, а бог мифологического сознания, вроде греческих богов, живших на горе Олимп. Итак, охотнику удается спасти посевы и урожай, несмотря на усилия Брахмы. Тогда Брахма прибегает к тонкостям: вместо того, чтобы создавать явные опасности, на которые охотник, как думает Брахма, удачно реагирует, он вводит нормы, предписывающие людям осуществлять ритуалы – определенные символические действия. Поскольку эти нормы не обнародуются, о них невозможно догадаться. Никто и не догадывается, а охотнику ворона опять сообщает информацию, рассказывает, что положено делать: перед тем, как начать обмолот, надо привязать к кольям вокруг гумна рисовые снопы. И еще, после молотьбы надо бросить в кучу зерна коровью лепешку.

Веление Брахмы не сбылось, говорится в сказке. Здесь можно возразить Сбываются или не сбываются предсказания. Веления исполняются или не исполняются. Так вот, веления Брахмы исполнялись. Сто тысяч жуков и червяков совершили нашествие на рисовое поле, десант из ста тысяч мышей высадился на нем. Все это воинство погибло, приступив к исполнению приказа. Но все впустую. Ворона подсказывала охотнику, что надо делать. И потому не исполнилось главное веление Брахмы – «нынче голод никого не минует». А то, что великий голод настал, это – несомненно. Ни у кого не было такого умного помощника. И как странно, что в заключительном предложении сказки, выражающем, так сказать, ее мораль, ворона незаслуженно забыта. Старание и трудолюбие – действительно важные добродетели. Но чего бы добился охотник без информации о том, что ему угрожает, и что надо делать, чтобы избежать опасности? Эту информацию сообщала охотнику ворона. Таким образом, знание и труд – вот что обеспечивает человеку реализацию его планов и проектов.



Copyright © Владимир Шкода

В избранное