Долгое время я занимался темой социо-культурной природы научного познания.
2006-06-25
Номер выпуска:
21
Articulus
ОЧЕРК ХРИСТИАНСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ
Владимир Шкода
(часть первая)
Интерес к Библии привел меня к вопросу: как
могло бы выглядеть христианское учение о познании? Здесь надо кое-что пояснить.
Вопрос этот спекулятивный. Понятно, что христианская эпистемология, если
позволительно так выразиться, существует. Можно обратиться к книгам и узнать,
как обстоит дело. Но генезис вопроса таков, что это простое решение меня не
устраивает. Теперь можно сказать, что это даже не вопрос, а задача. Долгое время
я занимался темой социальной обусловленности или социальной природы научного
познания. Она возникла еще в советские времена и представлялась в известном
смысле смелой попыткой отойти от объектоцентризма, свойственного методологии
естествознания, и рассматривать познавательную деятельность в различных
культурных контекстах. То есть, не абстрактно - как некое субъект-объектное
отношение, а исходя из базисных вопросов: кто познает, где, когда,
зачем и при каких прочих обстоятельствах. Теперь, думаю, понятна
спекулятивность исходного вопроса. Задача ставится умозрительно. Существует
наука как элемент современной культуры, существует ее образ, рожденный
философской и околонаучной рефлексией. И вот - вопрос: а как представится все
это, если взять в качестве культурного контекста христианство?
Итак, Библия и личный опыт философствования о
познании - из этого я исхожу. Думаю, это можно себе позволить. Находясь в
счастливом состоянии предварительности. В состоянии, когда благодаря причуде
Истории или, иначе, Промыслу Божьему, ты получил возможность обратиться к
богословию, но, увы, не прошел школу. А потому находишься пока вне общего
разговора, который ведет богословское сообщество. И, по-видимому, не один ты
находишься в таком положении. Это похоже на состояние науки на ее
допарадигмальной стадии развития.
*****
Считаю нужным еще раз заметить, что речь далее
пойдет не о собственно христианской эпистемологии, а о традиционной схеме
объект-субъект-метод, трансформированной христианским контекстом. Для меня
христианская эпистемология еще впереди.
Первое, что приходит в голову - учесть
появление, так сказать, нового персонажа. Постижение человеком реальности
происходит в присутствии Бога. Для христианина это обстоятельство приводит к
снижению значимости объекта. На первый план выступает коммуникация с Богом -
главная цель существования человека. Природа уже не является конечной
<инстанцией> или <самой по себе>. Природа - посредник, средство этой
коммуникации, канал связи. Ведь вещь вещает, знаменует. Отсюда представление о
Природе как тексте. И, стало быть, о необходимости ее истолкования. Понимание, а
не объяснение становится основной когнитивной процедурой. Иными словами, вопрос
<что это значит?> становится более важным, нежели вопрос <что такое?>.
Знание и сила, созерцание и действие: Этот ряд
можно продолжить. Подобного рода пары сопряжены с главными душевными силами
человека - разумом и волей, каковые в свою очередь выражают мысль
о человеке как образе Божьем. С давних пор признано, что Бог дал человеку две
книги - Книгу Писания и Книгу Природы, чтобы явить тем свою мудрость и
свое могущество. Можно сказать, что это - два вида откровения. Или,
иначе, два семантически равнозначных ресурса, два объекта, имея дело с которыми,
человек продвигается в понимании Божественного замысла.
В материализме природа самодостаточна. И в
модели созерцания (отражения), и в модели преобразования чувствуется ее
независимое от человека существование. Только в недавнее время негативный опыт
природопользования породил умонастроение, связывающее природу и человека чем-то
вроде моральных уз. В том смысле, что в ухудшении среды обитания усматриваются
следствия дурных наклонностей человека. Между тем в иудео-христианской онтологии
эта связь особо подчеркивается. Уже самим актом творения, в последний день всего
процесса, в высшем из сотворенных существе соединились основополагающие
противоположности ‑ земное и небесное, материальное и духовное. Как бы
сомкнулись Небо и Земля. Сразу по сотворению человек получает право на обладание
миром и власть над населяющими его живыми существами. Бог поручает ему
возделывать и хранить Эдемский сад. Эти факты навевают читателю мысль о единстве
судьбы человека и природы. И действительно, за грехопадением прародителей
происходит нечто вроде <падения> земли и природы в целом. <Поврежденность> в
человеке, распространилась на всю природу, которая стала подвержена извращениям,
болезням, уродствам, смерти> (В.В.Зеньковский). Из текста Библии следует, что
это стало следствием прямого действия Бога - <проклята земля за тебя> (Адама).
Бог наказывает человека тяжким трудом на оскудевшей от проклятия земле. Но,
возможно, деструкция природы произошла как бы естественным путем. Моральное
падение человека негативно сказалось на его телесности - он образован из праха
земного. И, как следствие, земля в целом утратила исходное дочеловеческое
качество. Стало быть, грехопадение следует рассматривать не только как особую
точку в человеческой истории. Это событие разделяет два состояния природы:
природы первозданной ‑ детища Божественного творчества, и природы
деструктивной, <поврежденной> по вине человека.
Если перевести теперь наш разговор в
гносеологический план, то немедленно возникает вопрос о статусе научного знания:
к какой природе оно относится - к первозданной или <поврежденной>? На первый
взгляд, вопрос этот - риторический. Непосредственно человек имеет дело с
природой <поврежденной>, стало быть, и знание, которым он располагает, относится
к ней. Можно, однако, предположить, что христианское учение о <двух природах>
связано с представлением о структуре научного знания, принятым в современной
эпистемологии. Или с различением обыденного и научного знания. Речь идет об
эмпирическом и теоретическом уровне познания, о факте и теории как формах
знания. В традиционной теории познания эти уровни и формы ценностно
неравнозначны. С фактов познание начинается, но цель познания - теория, как
нечто высшее. Факты - это из сферы профанного, теория - продукт чистого
разума, и предмет заботы людей интеллектуальной элиты. Как замечал Ф.Бэкон:
наблюдать легче, чем мыслить - первое доступно каждому, второе - не многим. Факт
схватывает случайное, локальное. Теория - общее и необходимое. Факт ближе
чувственному восприятию и, стало быть, телу, теория - высшему уровню души.
Понятно, к чему я клоню. В этом ценностно
различном положении эмпирического и теоретического, факта и теории - скрытым
образом запечатлено, на мой взгляд, различие человеческого и божественного,
более того - благочестивого и греховного. Эмпирическое - это <отпавшее и
предпринявшее самоутверждение в отрыве> (Гегель), <объявившее своеволие>
(Ф.М.Достоевский). <Этот отрыв и отпадение лишают отпавшее разумности, духа и
смысла> (И.А.Ильин). Напрашивается непривычный для методологического дискурса
вывод: движение познания от эмпирического к теоретическому есть <спасение> факта
посредством теории. Как бы подтягивание, возвышение или одухотворение земного в
составе знания. Не свидетельствует ли это движение о бессознательном стремлении
человека вернуться к Богу?
Да, непосредственно человек имеет дело с
<поврежденной> природой. Главным его делом после грехопадения становится труд
(коммуникация с Богом отходит на второй план). В труде рождается опытное знание,
оптимизирующее практику. Но это знание относительно, то есть временно и
фрагментарно. Оно полезно как инструмент для решения ситуативных задач. Можно
сказать, что оно для тела и руководит телом. А потому в ходе эволюции оно как бы
встраивается в тело, становится адаптационным фактором. Земное знание, как и
само тело, подвержено закону разрушения и смерти. В этом смысл <поврежденности>
земли после грехопадения. Это знание устаревает и постепенно исчезает из
социальной памяти. Между тем то, что мы называем знанием теоретическим, имеет
иную природу. Это - человеческое воспроизведение духовных структур бытия. Их не
коснулось проклятие, они не относятся к сфере <поврежденного>. Мир творился по
Слову Божьему. Разум есть способность понимать Слово. Поскольку по Слову создан
мир, то Слово инкорпорировано в мир в виде Закона (природы).
Таким образом, в теоретическом знании человек пытается прозреть сквозь
<поврежденную> природу замысел Творца, прорваться к первозданной природе,
постигнуть ее. Это - путь возврата.
Здесь уместно обратиться к двум смыслам слова
<закон>, как оно используется в науке и в праве. Различие существенное: законами
природы называют причинно-следственные связи между явлениями, и выражаются они в
форме условных суждений (если есть А, то есть В). В праве закон означает
должествование. Речь идет уже не о констатации связи, а о предписании,
точнее, повелении. Именно этой логике отвечает процесс сотворения мира. Творение
- можно представлять как вызывание из небытия. Одни объекты вызываются
повелением <Да будет:>, другие - повелением <Да произведет:>. В этом заключен
глубокий смысл. Действительно, два вида повеления соответствуют двум различным
актам божественного творения: ex nigilo (из ничего) и принципиально иначе, то есть так,
что сотворенное в <данный момент> является в некотором роде следствием
сотворенного ранее. В русском переводе Библии для обозначения этих существенно
различных актов используются слова <сотворил> и <создал>, в английском - <to
create> и <to
produсe>,
на языке оригинала (в русской транскрипции) - <бара> и <асса>. Понятно, что
концепт <закон природы> не совместим с контекстом творения ex nigilo.
Объект, сотворенный таким образом, то есть ex nigilo,
ничего не предваряет, кроме воли Божьей. Стало быть, нет смысла говорить о
причине, связи и т.п. Напротив, объяснение процесса творения во втором смысле
эти понятия с необходимостью предполагает.
Секрет всей современной науки зашифрован в
первой главе книги Брейшит>. Эти слова Лаймана Аббота приходят на ум, когда
размышляешь о творении с учетом обсуждаемого здесь различения. Ученые ничего не
говорят о творении, их интересует происхождение. Эта тема была
центральной для научного познания на протяжении последних двух веков, особенно
Х1Х века. Философы науки, кстати, определили его как век Истории. Так оно и
есть, достаточно вспомнить Гегеля, Конта, Маркса, Дарвина. Вопрос о
происхождении ставился по отношению к разнообразным объектам, но особенно
привлекательными были жизнь, и человек. Признавалось, что
возникновение биологической и социальной формы материи - это два совершенно
особых события во всей естественной истории. Тем особых, что их происхождение
есть <тайна из тайн>. В классической методологии науке царил принцип
единообразия: Natura non
facit saltum (природа не делает скачков),
или, применительно к проблеме происхождения, ‑ <подобное порождает подобное>.
Иными словами, что-то всегда возникает из чего-то (того же рода). Потому, стало
быть, и тайна, что жизнь, и человек не отвечают этому принципу, появляются как
бы самопроизвольно, то есть из ничего. Замечу, что именно поэтому не имело
смысла ставить вопрос о происхождении материи. Оставалось только ссылаться на
постулат о вечности и безграничности материального мира. А это, в свою очередь,
приводило к новому вопросу: почему жизнь и человек появляются, а материя
существует вечно? Почему биология и социальное познание исследуют происхождение
их базисного объекта, а физика не исследует? Итак, приходится сделать вывод, что
утверждение о единообразии природы ‑ не факт, и не фундаментальный принцип
познания. Оно знаменует собой бессилие науки перед проблемой происхождения
материи, жизни и человека.