Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Древние мифы – кладезь глубоких смыслов, можно сказать,


2006-03-19
Номер выпуска: 6

Articulus

По части правды профессионалов не бывает

Владимир Шкода


            О пользе чтения древних мифов много сказано. Даже если читать их, не особенно вникая в суть, они привлекают своей занимательностью. Истории из жизни богов и людей часто походят на детективы. Усилия же постигнуть их скрытый смысл вознаграждаются пониманием вечных структур человеческого бытия. Так, по крайней мере, часто представляется. Я рискну показать это, демонстрируя чтение мифа, рассказанного Протагором в одноименном диалоге Платона. Кое-что в нем прямо относится к реалиям нашей нынешней жизни.

Краткий пересказ мифа

            Было время, когда живых существ еще не было. Когда и для них пришло время рождения, боги, изваяв их из земли, приказали Прометею и Эпиметею распределить между ними способности, подобающие каждому роду. Эпиметей выпросил у Прометея позволение самому заняться этим делом. Но был Эпиметей не очень-то мудр, и не заметил, что полностью израсходовал все способности, а роду человеческому еще ничего не дал. Приходит Прометей и видит, что все прочие животные всем снабжены, человек же наг и не обут. И вот в раздумьях, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины. Так люди оказались приобщены божественному уделу. Они овладели умением поддерживать свое существование, но им не хватало умения жить обществом. Чуть они собирались вместе, как сейчас же начинали обижать друг друга, и даже убивать, а потому им приходилось снова расселяться. Тогда Зевс, испугавшись, как бы не погиб весь род человеческий, посылает Гермеса ввести среди людей стыд и правду. Гермес спрашивает Зевса, каким образом дать людям эти добродетели. «Так ли, как распределены искусства? А распределены они вот как: одного, владеющего, к примеру, искусством врачевания, хватает на многих не сведущих в нем. Значит, правду и стыд мне таким же образом установить среди людей или уделить их всем?». – «Всем, ‑ сказал Зевс, ‑ пусть все будут к ним причастны. И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным стыду и правде, убивать как язву общества». И вышло по этой причине, что все люди, когда речь заходит о плотничьем умении или о каком-нибудь другом мастерстве, думают, что лишь не многим пристало участвовать в совете, и, если кто не принадлежит к этим немногим и подаст совет, его не слушают. Даже, бывает, выгоняют вон. Когда же они приступают к совещанию по части гражданской добродетели, где все дело в правде и рассудительности, тут они слушают, как и следует, совета всякого человека, так как всякому подобает быть причастным к этим добродетелям, а иначе не бывать государствам.

Интерпретация

            Мы видим, что мифом, прежде всего, схвачены мысль о человеке как существе неестественном, радикально не схожим с другими живыми существами. Эта мысль очевидна, всеми и всегда она принималась как факт. Другое дело – как эту неестественность трактовать. В мифе Протагора человек как вид оказался обделенным при распределении естественных средств существования ‑ рогов, зубов, быстрого бега, крыльев, шкур и т.д. И титану Прометею пришлось красть у богов их божественные способности, чтобы снабдить ими человека. Стало быть, как существо природное человек несостоятелен, и именно благодаря этому он частично сподобился божественному уделу. Любопытно, что через двадцать с чем-то веков эта мысль повторится в научных теориях антропологов, объясняющих сознание человека как сверхкомпенсацию его природной неполноценности. Эти объяснения (мифологическое и научное) я определяю как языческие, в них сквозит апология природного. Другой тип объяснения основан на идее творения/развития. Это – иудео-христианская традиция и материалистическая теория антропогенеза. Здесь человеческое считается особо ценным, высшим ‑ венцом творения/развития, а земная природа человека ‑ только этапом этих процессов. Замечу, что с того состояния – «наг и не обут», человек как недоделанное животное начинает свою жизнь и теперь, в современном цивилизованном обществе. Гляньте на новорожденного.Что же именно выкрал Прометей для людей у Гефеста и Афины? Некоторая неопределенность статуса этих богов открывает свободу интерпретации. Полагаю, не будет большой натяжкой сказать, что от Гефеста люди получили умение трудиться, а от Афины, помимо прочего, ‑ знание и мудрость. Итак, человек без свойств, оказавшийся таковым по недосмотру Эпиметея, обрел, благодаря дарам Прометея, умение жить в природе. И хотя под человеком мы понимаем здесь людей, но в этом состоянии каждый являлся еще, так сказать, отдельным индивидом, как бы Робинзоном. Людям пока не хватало главного. Здесь могут возразить: без этого главного, то есть социальности, не может быть ни труда, ни сознания, вообще не может быть человека; а у вас выходит, что человеческое общество возникает как современное акционерное общество. ‑ Да, у Платона именно так: помните, «многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь». Это о возникновении общества. А меня, замечу, не интересует, как это было на самом деле. Вопрос этот считаю бессмысленным. Меня интересуют ЦЕННОСТИ, признанные высшими в нормальном обществе. И мне представляется, что эти ценности, известные уже софистам, составляют базис европейской культуры, понимаемой в широком смысле.
            Эти ценности таковы: ЛИЧНОСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ и СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК. Указать на них – в этом смысл разбираемого мифа. А по сему его надо «проходить» в школьном классе, в студенческой аудитории и на курсах повышения квалификации высших государственных чиновников.
            ЛИЧНОСТЬ есть человек сам по себе. Ничего не имеет, «наг и не обут», но личность. Когда с серьезным видом расписывают степени осуществления человека (индивид, личность, индивидуальность и т.п.) – все это философские забавы. Отрыжка прошлого – нечто, напоминающее распределение людей по лестнице совершенства, табели о рангах и т.п. Нет, все это существует – и лестница и табель, существует как реальность, мне лично несимпатичная. Это касается неких специальных умений. Человек же есть личность безотносительно к любым умениям. Человек не может быть чьим-то, его нельзя принуждать делать то, что он сам не хочет делать. Для того и существует государство, чтобы утверждать эти принципы.
            СОБСТВЕННОСТЬ есть то, о чем человек говорит «мое». Это ‑ плоды его труда или божественного искусства. Божественного, ибо среди земных существ никто на это не способен. Итак, умения Гефеста и Афины лежат в основе двух видов труда – физического и интеллектуального.
            Теперь о третьей ценности. Нашим пращурам не хватало умения жить обществом. Посмотрите, как важно это умение. Премудрости Гефеста и Афины добыты для людей кражей. Сделать это было сравнительно легко. А умения жить обществом Прометей похитить не мог. Оно хранилось у самого Зевса – главного бога, царя богов, а его обитель охранялась стражей в лице Власти и Силы. Это, значит, ‑ самая ценная ценность. И вот, когда Зевс понял, что человеческому роду, из-за разобщенности, грозит гибель, он послал Гермеса – бога, выполняющего посольские функции, чтобы передать людям стыд и справедливость. Это именно божий дар, а не тайно похищенная ценность. Гермес уточняет, как распределять этот дар: дискретно – одному человеку дать, а другому не давать, или непрерывно, то есть всем без исключения? – Всем, отвечает Зевс. И закон устанавливает: «всякого, кто не может быть причастным стыду и правде, убивать как язву общества». Здесь есть одна тонкость. Получить что-то в дар – дело не хитрое, бери, пользуйся и благодари. С даром Зевса иначе. В словах «пусть все будут к ним (стыду и правде) причастны» чувствуется требование, обязанность. Дар Зевса существует в возможности, причастность стыду и правде достигается старанием и обучением. Впрочем, со всеми другими умениями так же: человек не рождается плотником или врачом. Но важное отличие: умение жить в обществе должен освоить каждый. А не освоишь, убьют, как язву общества. Может, не сразу, какое-то время будут обучать, то есть наказывать. А когда поймут, что не обучаем, то есть, неисправим, убьют.

Полемика с Дарьей

           Как-то рассуждал я публично об этих вещах, и спросил: кто – профессионал по части справедливости? – Юрист, ответила аспирантка Дарья. – Да, может, и юрист. Только мне несимпатично общество, где дело обстоит именно так. – Мало ли, ответило юное дарование, юрист знает законы и решает в суде, кто отступил от справедливости. – А мне по душе общество, где этот вопрос решают простые люди – присяжные заседатели. Именно они судят по правде и совести. Технари, то есть специалисты и профессионалы в подобных сферах не должны главенствовать. Ибо речь идет об ОБЩЕМ ДЕЛЕ. А «общее дело» ‑ это перевод выражения «respublica». Общего дела не может быть при монархии или тоталитарном правлении. А в жизни республики обязан участвовать каждый, кем бы он ни был по делу частному – плотницкому, кузнечному или юридическому.
            Слушаешь иной раз людей из высших сфер власти и видишь профессионалов по счастью народа, как при монархии или тоталитарном правлении. И хочется напомнить им о божьем даре, о том, что всем и каждому дано умение жить обществом, то есть соблюдать законы и участвовать в их изобретении. В чем смысл подлинной политической реформы? В продвижении к общественному устройству, в котором вполне реализован проект Зевса.



Copyright © Владимир Шкода

В избранное