Древние мифы – кладезь глубоких смыслов, можно сказать,
2006-03-19
Номер выпуска:
6
Articulus
По части правды профессионалов не бывает
Владимир Шкода
О пользе чтения древних мифов много сказано. Даже
если читать их, не особенно вникая в суть, они привлекают своей
занимательностью. Истории из жизни богов и людей часто походят на детективы.
Усилия же постигнуть их скрытый смысл вознаграждаются пониманием вечных структур
человеческого бытия. Так, по крайней мере, часто представляется. Я рискну
показать это, демонстрируя чтение мифа, рассказанного Протагором в одноименном
диалоге Платона. Кое-что в нем прямо относится к реалиям нашей нынешней жизни.
Краткий пересказ мифа
Было время, когда живых существ еще не было.
Когда и для них пришло время рождения, боги, изваяв их из земли, приказали
Прометею и Эпиметею распределить между ними способности, подобающие каждому
роду. Эпиметей выпросил у Прометея позволение самому заняться этим делом. Но был
Эпиметей не очень-то мудр, и не заметил, что полностью израсходовал все
способности, а роду человеческому еще ничего не дал. Приходит Прометей и видит,
что все прочие животные всем снабжены, человек же наг и не обут. И вот в
раздумьях, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое
искусство Гефеста и Афины. Так люди оказались приобщены божественному уделу. Они
овладели умением поддерживать свое существование, но им не хватало умения жить
обществом. Чуть они собирались вместе, как сейчас же начинали обижать друг
друга, и даже убивать, а потому им приходилось снова расселяться. Тогда Зевс,
испугавшись, как бы не погиб весь род человеческий, посылает Гермеса ввести
среди людей стыд и правду. Гермес спрашивает Зевса, каким образом дать людям эти
добродетели. «Так ли, как распределены искусства? А распределены они вот как:
одного, владеющего, к примеру, искусством врачевания, хватает на многих не
сведущих в нем. Значит, правду и стыд мне таким же образом установить среди
людей или уделить их всем?». – «Всем, ‑ сказал Зевс, ‑ пусть все будут к ним
причастны. И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным
стыду и правде, убивать как язву общества». И вышло по этой причине, что все
люди, когда речь заходит о плотничьем умении или о каком-нибудь другом
мастерстве, думают, что лишь не многим пристало участвовать в совете, и, если
кто не принадлежит к этим немногим и подаст совет, его не слушают. Даже, бывает,
выгоняют вон. Когда же они приступают к совещанию по части гражданской
добродетели, где все дело в правде и рассудительности, тут они слушают, как и
следует, совета всякого человека, так как всякому подобает быть причастным к
этим добродетелям, а иначе не бывать государствам.
Интерпретация
Мы видим, что мифом, прежде всего, схвачены мысль
о человеке как существе неестественном, радикально не схожим с другими живыми
существами. Эта мысль очевидна, всеми и всегда она принималась как факт. Другое
дело – как эту неестественность трактовать. В мифе Протагора человек как вид
оказался обделенным при распределении естественных средств существования ‑
рогов, зубов, быстрого бега, крыльев, шкур и т.д. И титану Прометею пришлось
красть у богов их божественные способности, чтобы снабдить ими человека. Стало
быть, как существо природное человек несостоятелен, и именно благодаря этому он
частично сподобился божественному уделу. Любопытно, что через двадцать с чем-то
веков эта мысль повторится в научных теориях антропологов, объясняющих сознание
человека как сверхкомпенсацию его природной неполноценности. Эти объяснения
(мифологическое и научное) я определяю как языческие, в них сквозит апология
природного. Другой тип объяснения основан на идее творения/развития. Это
– иудео-христианская традиция и материалистическая теория антропогенеза. Здесь
человеческое считается особо ценным, высшим ‑ венцом творения/развития, а земная
природа человека ‑ только этапом этих процессов. Замечу, что с того состояния –
«наг и не обут», человек как недоделанное животное начинает свою жизнь и теперь,
в современном цивилизованном обществе. Гляньте на новорожденного.Что же именно выкрал Прометей для людей у Гефеста
и Афины? Некоторая неопределенность статуса этих богов открывает свободу
интерпретации. Полагаю, не будет большой натяжкой сказать, что от Гефеста люди
получили умение трудиться, а от Афины, помимо прочего, ‑ знание и мудрость.
Итак, человек без свойств, оказавшийся таковым по недосмотру Эпиметея, обрел,
благодаря дарам Прометея, умение жить в природе. И хотя под человеком мы
понимаем здесь людей, но в этом состоянии каждый являлся еще, так сказать,
отдельным индивидом, как бы Робинзоном. Людям пока не хватало главного. Здесь
могут возразить: без этого главного, то есть социальности, не может быть ни
труда, ни сознания, вообще не может быть человека; а у вас выходит, что
человеческое общество возникает как современное акционерное общество. ‑ Да, у
Платона именно так: помните, «многие люди собираются воедино, чтобы обитать
сообща и оказывать друг другу помощь». Это о возникновении общества. А меня,
замечу, не интересует, как это было на самом деле. Вопрос этот считаю
бессмысленным. Меня интересуют ЦЕННОСТИ, признанные высшими в нормальном
обществе. И мне представляется, что эти ценности, известные уже софистам,
составляют базис европейской культуры, понимаемой в широком смысле.
Эти ценности таковы: ЛИЧНОСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ и
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК. Указать на них – в этом смысл разбираемого мифа. А по сему
его надо «проходить» в школьном классе, в студенческой аудитории и на курсах
повышения квалификации высших государственных чиновников.
ЛИЧНОСТЬ есть человек сам по себе. Ничего не
имеет, «наг и не обут», но личность. Когда с серьезным видом расписывают степени
осуществления человека (индивид, личность, индивидуальность и т.п.) – все это
философские забавы. Отрыжка прошлого – нечто, напоминающее распределение людей
по лестнице совершенства, табели о рангах и т.п. Нет, все это существует – и
лестница и табель, существует как реальность, мне лично несимпатичная. Это
касается неких специальных умений. Человек же есть личность безотносительно к
любым умениям. Человек не может быть чьим-то, его нельзя принуждать делать то,
что он сам не хочет делать. Для того и существует государство, чтобы утверждать
эти принципы.
СОБСТВЕННОСТЬ есть то, о чем человек говорит
«мое». Это ‑ плоды его труда или божественного искусства. Божественного, ибо
среди земных существ никто на это не способен. Итак, умения Гефеста и Афины
лежат в основе двух видов труда – физического и интеллектуального.
Теперь о третьей ценности. Нашим пращурам не
хватало умения жить обществом. Посмотрите, как важно это умение. Премудрости
Гефеста и Афины добыты для людей кражей. Сделать это было сравнительно легко. А
умения жить обществом Прометей похитить не мог. Оно хранилось у самого Зевса –
главного бога, царя богов, а его обитель охранялась стражей в лице Власти и
Силы. Это, значит, ‑ самая ценная ценность. И вот, когда Зевс понял, что
человеческому роду, из-за разобщенности, грозит гибель, он послал Гермеса –
бога, выполняющего посольские функции, чтобы передать людям стыд и
справедливость. Это именно божий дар, а не тайно похищенная ценность. Гермес
уточняет, как распределять этот дар: дискретно – одному человеку дать, а другому
не давать, или непрерывно, то есть всем без исключения? – Всем, отвечает Зевс. И
закон устанавливает: «всякого, кто не может быть причастным стыду и правде,
убивать как язву общества». Здесь есть одна тонкость. Получить что-то в дар –
дело не хитрое, бери, пользуйся и благодари. С даром Зевса иначе. В словах
«пусть все будут к ним (стыду и правде) причастны» чувствуется требование,
обязанность. Дар Зевса существует в возможности, причастность стыду и правде
достигается старанием и обучением. Впрочем, со всеми другими умениями так же:
человек не рождается плотником или врачом. Но важное отличие: умение жить в
обществе должен освоить каждый. А не освоишь, убьют, как язву общества. Может,
не сразу, какое-то время будут обучать, то есть наказывать. А когда поймут, что
не обучаем, то есть, неисправим, убьют.
Полемика с Дарьей
Как-то рассуждал я публично об этих вещах, и
спросил: кто – профессионал по части справедливости? – Юрист, ответила
аспирантка Дарья. – Да, может, и юрист. Только мне несимпатично общество, где
дело обстоит именно так. – Мало ли, ответило юное дарование, юрист знает законы
и решает в суде, кто отступил от справедливости. – А мне по душе общество, где
этот вопрос решают простые люди – присяжные заседатели. Именно они судят по
правде и совести. Технари, то есть специалисты и профессионалы в подобных сферах
не должны главенствовать. Ибо речь идет об ОБЩЕМ ДЕЛЕ. А «общее дело» ‑ это
перевод выражения «respublica».
Общего дела не может быть при монархии или тоталитарном правлении. А в жизни
республики обязан участвовать каждый, кем бы он ни был по делу частному –
плотницкому, кузнечному или юридическому.
Слушаешь иной раз людей из высших сфер власти и
видишь профессионалов по счастью народа, как при монархии или тоталитарном
правлении. И хочется напомнить им о божьем даре, о том, что всем и каждому дано
умение жить обществом, то есть соблюдать законы и участвовать в их изобретении.
В чем смысл подлинной политической реформы? В продвижении к общественному
устройству, в котором вполне реализован проект Зевса.