Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Когда-то, очень давно, я выписал откуда-то нечто вроде советов,


2006-03-03
Номер выпуска: 4

Articulus

ПОРАССУЖДАЕМ О ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Владимир Шкода

(из журнала «Доктор жизнь», декабрь)

            Тема власти, впервые с особой силой зазвучавшая у Ницше, распространяется на все новые и новые пространства публичного дискурса. Хотя в представлении человека массы власть якобы присутствует исключительно в политике, чуткие до свободы люди ощущают ее привкус везде. К примеру, немецкий философ Юрген Хабермас убедительно показал, что ученый, экспериментирующий над природой, увлечен этим занятием, прежде всего, потому, что желает властвовать. Он искушает Природу к заранее запланированным действиям. И торжествует, когда ему это удается. Господство над природой не в грубом виде – эксплуатация и т.п., а в виде игры с ней в «кошки-мышки» ‑ вот главная мотивация познавательной деятельности.
            «Откройте рот», «не дышите», «раздевайтесь!» ‑ мы покорно подчиняемся этим приказам. Мы уверены, что сие для нашего блага. «Здоровье народа – наше богатство». Такой транспарант я увидел когда-то над воротами сельской больницы. До сих пор недоумеваю – кто субъект этого высказывания? Кто это считает своим богатством здоровье народа?
            Эти рассуждения не следует истолковывать в смысле отказа от институциональной медицины. Никуда мы от нее не денемся. И без того мы игнорируем ее с опасной беспечностью. Речь о другом, о внимании к благоприятным условиям жизни. Именно здесь, то есть сознательно устраивая и контролируя эти условия, мы можем в полной мере ощутить свою самостоятельность и независимость.
            Когда-то, очень давно, я выписал откуда-то нечто вроде советов, касательно условий, благоприятствующих сохранению здоровья (да простит меня автор, сослаться на него я теперь не имею возможности). Я назвал эти советы условиями хорошо организованной жизни. Вот они: 1) чистый воздух; 2) низкий уровень шумов; 3) разнообразная пища, но не более, чем требует метаболизм человеческого организма; 4) чистая вода; 5) эмоциональная поддержка окружающих; 6) частое повседневное общение с членами семьи и малой группы; 7) возможность спать столько, сколько хочется; 8) возможность для спонтанного поведения; 9) разнообразие; 10) короткий цикл «цель-достижение».
            Карточка с записью иногда попадалась мне на глаза, но только по прошествии многих лет потянуло порассуждать, прокомментировать что ли. То, что из этого вышло, я предлагаю читателям, понимая, что каждый может обнаружить другие смыслы, а где-то и возразить мне. Можно надеяться, что в результате все мы несколько продвинемся в свободе, если понимать ее как осознание необходимости.
            Легко заметить, что десять правил, ‑ эти условия действительно можно назвать и правилами, ‑ охватывают и физиологию (правила 1, 2, 3, 4, 7) и психику (правила 5, 6, 8, 9, 10). Случайно ли это ‑ по пять правил на каждую сферу? Или этим подчеркивается единство тела и души? Обычно под здоровьем имеют в виду состояние тела, хотя на периферии сознания и присутствует сентенция: все болезни от нервов. Здесь же полный баланс.
            Понятна ценность чистоты (правила 1 и 4). Но из трех стихий упомянуты только воздух и вода. Это обстоятельство может свидетельствовать о сравнительно давнем времени составления правил. Тогда еще не была актуальна чистота земли и ее даров. Исторически, видимо, так и шло дело. Человек, увлеченный техническим прогрессом, вначале почувствовал загрязнение воздуха, затем – воды, и, наконец, земли. Между прочим, эти стихии расположены в таком порядке в древних космогонических системах, если идти сверху вниз: воздух, вода и земля. Сегодня к трем естественным средам обитания добавилась новая, порожденная человеком – то, что можно назвать эфиром, имея в виду электромагнитные колебания. Действие на организм этого фактора мало изучено, но время от времени поступают тревожные сообщения.
            Вообще, тема чистоты необъятна. «Чистота» – ключевая категория Библии. Различение чистое/нечистое появляется уже при отборе животных в Ноев ковчег. Разумеется, смысл этого различения далек от современного экологического контекста. И всё же неодолимо желание связать их. От омовения тела к очищению совести верой во Христа – такова эволюция темы чистоты в Библии. Не указан ли этим путь современному человеку? Обратный путь. То есть, от веры во Христа к адекватному поведению по отношению к среде обитания. Речь идет о любви к творению Божьему. О понимании предназначения человека как состоящего в том, что ему вверено творение для возделывания и охраны.
            Низкий уровень шумов. Думаю, составитель этих правил был человеком интеллектуального труда. Для многих людей, именуемых «простыми», тишина не представляет особой ценности. В тишине им скучно. Но слух, замечу, самое интеллектуальное чувство. А зрение – инструмент попсы. Возьмите хотя бы телевизор. Шум всегда ассоциировался с чем-то гадким, вроде мусора. Многие люди не без оснований считают музыку высшим искусством. И наукой тоже: «Науки, чуждые музыке, были/ Постылы мне» ‑ это Сальери у Пушкина. Шум – антипод музыки, шум по отношению к музыке – грязь. Как видим, идея чистоты относится и ко второму правилу.
            Разнообразная пища. Мне рассказывали о человеке из глухой деревушки, в которой постоянно проживают пять жителей. На зиму этот человек покупает себе два мешка пшеницы для проращивания и, естественно, поедания. Плюс молоко от собственной козы. Ему хватает. Это ко второй части третьего правила. Разнообразная пища – да, но не более, чем… Здесь намек на чрезмерное разнообразие. Человек эксплуатирует свою природу, он ест для удовольствия, а не по необходимости. То же с сексом. Вообще, удовольствия – это награда со стороны натуры за поддержание и продолжение жизни. А человек норовит получить даром, мошенничает, стало быть.
            Правило седьмое – о сне. Здесь нечего особо рассуждать. Сон необходим для восстановления сил. Все твари, наделенные нервной системой, в этом нуждаются. Но только человеку приходится напоминать: спи столько, сколько хочется. Ибо только человек способен вторгается в жизнь собственного тела. В этом его величие и уродство. Правило о сне ‑ не столько совет, сколько характеристика свободного человека. Стало быть, смысл его вот в чем: устрой свою жизнь так, чтобы спать столько, сколько хочется.
            Далее следуют пять правил, так сказать, духовного содержания. Они не столь очевидны, как первые пять. Если охарактеризовать их в общем, можно сказать так: жизнь моего тела индивидуальна, а жизнь моей души в открытости Другому. Иначе говоря, смысл духовной жизни в общении. И смысл всей жизни ‑ в общении. Ибо сотворен человек для общения – с Богом, а затем и с тварью (миром). Мне скажут: общение бывает разное, ссора, конфликт, насилие ‑ тоже общение. Нет, это – раз-общение. Когда стороны ищут своё, добиваются своего. Общение же есть то, что делает человека человеком – социальным существом. При общении люди ищут и находят то, что их объединяет ‑ разумные правила общежития. И, двигаясь дальше, открывают себя друг в друге. Все мы знаем, что это значит. Это рассуждение прямо относится к правилам 5 и 6. Но стоит сказать еще о людях, не нуждающихся в других людях. Это те, кто может позволить себе одиночество ‑ сильные, свободные люди. Вообще говоря, и они общаются, только не по горизонтали, а по вертикали. С Богом и с братьями меньшими.
            Эти вторые пять правил не являются техническими, поскольку дело касается жизни духа. А потому здесь допустимы любые интерпретации. На мой взгляд, две идеи пронизывают эту жизнь – свобода и познание. Современный человек практически лишен возможности поступать спонтанно, он повязан обязательствами и обстоятельствами. Сегодня спонтанное поведение воспринимается как чудачество. А ведь это поведение свободного человека. Спонтанным поступком человек освобождается от программированного будущего, в котором нет ничего нового, неожиданного. И ценность разнообразия из этой же области: больше разнообразия – больше информации, новизны. Подлинная жизнь длится до тех пор, пока есть потребность в познании.
            Правилом десятым (короткий цикл «цель-достижение») подчеркнута благотворность успеха. Путь, движение – фундаментальные категории бытия. Вот, вы достигли… Переживание успеха развевает печаль и уныние. Когда человеку говорили: «наша цель – коммунизм», ему становилось скучно. Цель не вполне ясна, а, главное, за пределами его жизни. И он предпочитал, рыбалку, коллекционирование марок и т.п. Впрочем, Большие проекты с этим правилом вполне совместимы. Надо только устроить дело так, чтобы каждый шаг на пути к цели воспринимался как достижение.
            Ни о чем так много не наговорено, как о жизни. Сократ призывал ценить не жизнь как таковую, а жизнь достойную. А Брайн Форбс иронично заметил: «Пока еще не слишком поздно, не забывайте, что главное дело жизни – не дело, а жизнь». Полагаю, что десять правил, о которых я попытался порассуждать, могут привлечь внимание приверженцев и той и другой стратегии.

Copyright © Владимир Шкода


В избранное