Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эзотерическая энциклопедия" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия. Глава 3
Информационный Канал Subscribe.Ru |
РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.
В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии
«Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается
один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных,
мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа.
Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой
телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической
природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй
книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как
космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический
обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное
единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге
«Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы
к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой
сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного
профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию
и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ
книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.
Глава 3 (продолжение)
Проблема обретения сил и способностей была для славян проблемой
их высвобождения очищением сознания. В идеале это должно
было дать полную ясность сознания, которая, очевидно, сопоставима
с понятием просветления или святости. Пути и цели духовного роста представителя
любой культуры — результат многотысячелетнего развития и наскоком не
познаются. Сами йоги, наверное, с улыбкой относятся к
попыткам европейцев играть в индусов. Точно так же отнеслись бы ко
всему эзотерическому теоретизированию и в русской деревне.
Конечно, и мы можем посмеяться над ними в ответ — еще в
былинах можно встретить пренебрежительное отношение столичного
щеголя к «деревенщине», «мужику простому, червяку земному».
Однако, для любого русского, более или менее всерьез интересующегося
собственной культурой, ясно, что насмешки над деревней делались за ее
приверженность старине, то есть как раз тому источнику, к которому мы и хотим
припасть. А о какой старине мы можем говорить в отношении Руси? Тысяча
лет после крещения? Или двадцать пять тысяч лет на территории Евразии, если
верить сопоставительному анализу археологов на материале
орнаментов керамики и народной русской вышивки? Пусть даты
уточняют специалисты, однако, и без них ясно, что под названием
Русь или под каким-то иным, но славяне существовали тысячи лет, храня свою
культуру всеми доступными им способами и, прежде всего, в языке. Все это
является частью традиционной русской культуры и примером
мировоззрения «примитивного» русского крестьянина, деревенщины.
Малоизвестной частью этого мировоззрения считается учение о «Составе
человека» или, иначе говоря, об «анатомии тонких тел». Чакры как таковые в
Древней Руси известны не были, хотя присутствовало понятие о семи составах
(суставах) человека. Сам термин «Семь составов» соответствует
понятию Ядер сознания и Стогн, которые использовали деревенские старики. Ядер сознания три — Верхнее, Среднее и Нижнее. Они
расположены внутри Пузыря Жизни (он же Поселенный Пустырь), который видится
как та самая знаменитая среди эзотериков аура человека. У каждого из Ядер сознания есть свое «Царство» и своя «Царевна» или «Царица». Именуются Царства сознания
соответственно: Среднее (оно же
первое) — Медным, Нижнее — Серебряным,
Верхнее — Золотым. Правит Медным Царством Дева Обида, Серебряным — Дева Боль, а Золотым — Безмолвная София.
С точки зрения мифологического Мирового Древа, которое делит
мир на три уровня, эти три «царства» являются «нижне-верхними»
шаманскими мирами потусторонних сущностей по отношению к явному, внешнему или
срединному миру, в котором живем мы — люди. Хотя можно увидеть и соответствие
Серебряного царства нижнему миру, миру сил, золотого — верхнему или миру
духов, а медного, наполненного обидами и душевной болью — миру людей, обществу.
Ядро сознания,
являющееся «столом» Медного царства, именуется
Сердцем. Это, конечно, не физический орган сердце, а сердцевина, середка человека. И хоть оно
находится за грудной костью, с
Анахатой не совпадает. Столом
Серебряного царства является Живот. Не тот Живот, что брюхо, а тот, про
который в народе говорится: «До конца
живота моего!» Ядро Верхнего царства
так и именуется Софией, но это только
потому, что истинное имя Безмолвной Мудрости произнести нельзя. Оно на языке безмолвного знания и общения.
Зоны, где ядра между собой соприкасаются, называются стогны.
Стогны в русском языке означали пути, улицы, перекрестки и
площади в городах. Но для крестьянина стогно — это прежде
всего место, на которое ставится стог. Иначе говоря, это земляная
площадка, в которую вбиваются шесты, вокруг которых навивается стог.
Этимологически слово «стогно» родственно слову «стегно», которое
означает ляжки, бедренную часть ноги. Оба слова, очевидно, происходят от
праславянского stbga означавшего
стезю, путь, тропу. Именуются стогны следующим образом: нижнее,
промежность — Стегно, ограничивает или открывает Серебряное царство
книзу. Соединяет и разделяет Серебряное и Медное царства стогно с названием
Ярло, оно же солнечное сплетение. Стогно между Медным и Золотым
царствами — Горло. На голове же сразу два стогна, очевидно, в
связи со спецификой Золотого царства. Это Чело и Колород
(возможно, от
«Коло Родника», «Околородничек»).
Вместе с Ядрами сознания Стогны тоже дают своего рода семь
ступеней, которые могут быть рассмотрены как ступени роста, развития или движения
человеческого Духа. При этом мы обнаружим и совпадения и значительные
расхождения с общепринятой йогической системой. Совпадения
в какой-то мере объясняются единым индоевропейским источником йоги и
древнерусского тайноведения. Расхождения же, возможно, произошли из-за
какого-то катастрофического для древней культуры события, о котором в
«Слове о полку Игореве» сказано: «Наничеся годины обратиша!» — «Времена обратились
вспять!»
Если в основе йоги и древнерусской эзотерики лежит реальное видение устройства
человеческого сознания, то человек духовного поиска,
сориентирован он на открытие чакр или нет, тем не менее, открывает
их в себе одну за другой. Вопрос только в том — насколько успешно это
происходит, насколько часто в конце жизни люди оценивают себя
реализовавшимися полностью. И насколько же успешно открываются профессионалами
эти чакры? Судя по специальной литературе, четыре первые — от
Муладхары до Анахаты — с большей или меньшей скоростью — вскрывают. На пятой —
Вишудхе, излучающей эфир, — ломаются практически все, даже такие асы
эзотерики, как Люсьен Ферер, автор книги «Энергия и чакры». Так и помирают не
открыв. Что-то тут не так!
Если верить обычным для современной эзотерики представлениям, то
красный цвет, цвет Муладхары, очень плох. Это низший уровень. Кундалини — этот
огненный змей — засунут в красную Муладхару, как в темницу, а по-русски,
так прямо в задницу! А это плохо, надо срочно поднимать его вверх по чакрам
выше к божественным цветам. Хотя бы до Вишудхи — в Анахату.
Анахата сопрягается в представлении христианизированного
йога, кроме воздуха, — с любовью и великим будущим России, потому что Мир
вступил, согласно астрологии, в эру Водолея, то есть воздуха и России.
Красный цвет! Солнышко над Русью красное. Девки красные. Бог —
Красно Солнышко. А ведь на Руси стяги всегда были красными. И Спаса
потом при христианстве носили на красном знамени. Красный — высший цвет
народов, сориентированных на жизнь, на плодородие. Византийские
императоры, к примеру, Багрянородные. Нам говорят поклонники йоги —
высший цвет фиолетовый. Духовность фиолетовая. А вот русский
серебряный век, самые тонко чувствующие люди России, все
воспринимали фиолетовый как цвет инфернальных миров. Наверное,
потому, что он ближе всего к черному? У истины
нет цвета, у нее есть чистота. Все чистые цвета божественны, смешанные
цвета — личностны, поскольку они тварны.
Имеют ли значение для оценки человека «стихии»? Мне кажется,
накладка их на человека довольно механистична, хотя и отражает очень древнюю
тенденцию рассматривать человека, то есть микрокосм, как подобие
большой вселенной. Скорее всего, такой подход есть всего лишь отражение того
начального этапа познания мира, когда способ познания по образу и
подобию оказывается чуть ли не единственным инструментом познающего ума.
Особенно пугающим выглядит стремление создать из стихий
систему моральных оценок, что получается чуть ли не само собой,
как только они располагаются «ступенями духовного роста». Для современного
человека это может означать ошибку и тупик в поисках.
Земля, соответствующая низшему уровню развития человека,
получается самой плохой. Но Земля — Богиня! Земля — мать! Ради
нее наши предки шли на смерть. Низшей по отношению к чему она оказывается? К
небу? Ну а там, где американцы ходят вниз головами, она тоже ниже
неба? Земля не ниже, она в центре; Небо не выше, оно вокруг. Она не низшая, она
ближняя. Наших предков Земля носила; человек, устремленный вверх
по лестнице
Иакова, жаждущий сбежать из этой «юдоли печали», попирает ее ногами.
Как
представляли себе процесс духовного роста древние славяне? Исходя из понимания,
что «то, что вверху, подобно тому, что внизу». Я вовсе не хочу этим сказать,
что они буквально знали этот древнеегипетский эзотерический принцип. Просто
они, как и египтяне, имели прямое отношение к служению плодородию и глубоко
разбирались в этом вопросе. Можно также говорить на языке буддизма или даосизма
о «взращивании бессмертного зародыша», но, в любом случае, понятия зарождения,
вынашивания и рождения некоей новой, духовной сущности и есть одна из основ в
духовном развитии.
Как входит
жизнь в человека? В орнаментах Руси много веков уже существует похожий на
трилистник символ для обозначения этого – Зарод. Он есть не что иное, как
стилизованное изображение тройной шишечки хмеля. Именно хмелем, «вьюном» вместе
с семенами на Руси осыпали молодых и брачное ложе. Когда можно считать человека
живым? С первым криком! Что тогда происходит? Открывается Рот и вместе с
дыханием человеку дается Рота или
Законная Душа, как бы присягнувшая служить этому телу. Рот дан человеку не
только для потребления внутрь, рот – это Врата Жизни в теле человека. Пока ток
жизни правильный, изо рта могут выходить слова истины, недаром на Руси Ротой
называли присягу, клятву. Но Рота еще не есть слово в собственном смысле.
Клятва, заклинание, проклятие или заклятие уже слова, но тайные, известные
только посвященным и используемые исключительно в священных целях для
поддержания Жизни на Земле. Итак, с первым криком открывается рот, открывается
Горло, и запускаются в работу сердце и легкие. И вот перед нами первая
часть Зарода — Черешок и две верхние доли шишечки. Черешок
— путь, ведущий во Чрево.
Когда ребенок издает второй крик? Когда он захочет есть. И тогда,
со вторым криком, в тело входит Живая Душа или Жива, открывает
Уду желания жизни — Желудок — и опускается в Живот. Вот и
завершающая, третья доля Зарода. Здесь опять появляются сложности с точки
зрения науки. Дело в том, что Жива известна как одна из богинь
западных славян, и о бытовании этого имени в России сведений нет.
Как ни странно, но именно это слово «Жива», как имя или как название,
чаще всего употребляли деревенские старики. Скорее, они использовали его в
том же значении, что и слово Живот в смысле жизнь. В то же время можно не
сомневаться в том, что они подразумевали под ней именно животную душу,
то есть нечто, что оживляет тело, потому что они говорят,
что у растений тоже есть душа и зовут ее Жнива.
Это в каком-то смысле перекликается с заговором после жатвы, когда жницы
катаются по стерне и приговаривают: «Жнивка-жнивка, верни
мою силу!» Под Жнивой в этом случае явно подразумевается
некая сущность — то ли хозяйка урожая, то ли растительной силы, спорости. В
любом случае, даже если параллель с западнославянской Живой случайна, и у Жнивы
и у Живы есть вполне определенный образ и функции в представлениях русских
крестьян. Вот что пишет об этом Даль в книге «О поверьях, суевериях и
предрассудках русского народа»: «Народному поверью, что сердце лежит
под грудной костью, под ложечкой - сердце болит, отвечает по
крайности и ученое, латинское название этого места (sevobiculum cordis); а поверью, что душа сидит немного
пониже, в желудке, соответствует положение брюшных нервных
узлов, называемых также брюшным мозгом и седалищем животной души».
Итак, жизнь вошла, и что же у нас открылось первым - Муладхара
или Сахасрара? До них еще, как до полюсов, далеко. Открылось
горло или эта самая пресловутая Вишудха, а за ней легкие
— Анахата, желудок — Манипура и живот — Свадхистхана.
Грамотный русский йог, конечно, скажет, что это разные вещи.
Духовный рост и «энергетическое» копание в чакрах — не одно и то же. В
русской деревне не было ни Вишудхи, ни Эфира, чтобы их открывать. Эфира
на Руси нет. Но масса современных эзотерических учений дает нам титанические
построения, основанные на Эфире, как на одном из базовых принципов Вселенной. Современный
человек, да еще оторванный от глубинных источников своего народа, вынужден очень
до многого доходить через понимание. Попытка понять, что
такое Вишудха и, соответственно, эфир, заворачивает его устремленность
обратно к любви, то есть Анахате. Результат — на глубоких подсознательных
уровнях, где находятся архетипы мышления и культуры, и основные
значения слов, перемешались токи жизненных сил.
Эфир-воздух, приписанный к горлу как любовь, направляет духовные токи к месту
любви, то есть обратно в сердце и через него
в Манипуру-Ярло. Ярло, Ярило — ярый огонь, солнечный огонь в солнечном сплетении. Веды говорят, что
Огонь имеет три ипостаси — Костер на
Земле, молнию в поднебесье, Солнце в небесах.
Ярило — один из солнечно-огненных Богов Древней Руси.
Следующая стихия — вода. Расположенный ниже пупка «центр»,
именуемый по-русски Живот, однозначно признается местом силы и у
русских. Начать хотя бы с того, что Живот является мерой усилий.
Больше, чем он позволяет, не сделаешь: не тужься слишком сильно — живот
(или Пупок) надорвешь! Как мы помним, зона Муладхары на древнеславянском языке
называлась Стегно и связывалась с понятием Стогна, то есть земляной
площадки, на которой между двух шестов-стожар навивается стог. Пространство
между стожарами называлось в крестьянском быту Промежек, на него-то и
кладется так называемый Зарод стога. А теперь посмотрим на
человеческое тело. Два шеста-стегна — две ноги — разделены промежностью,
над которой находятся органы, которые лучше, чем Зародом, и не назовешь.
Стегно же является путем в Зарод.
Шесты эти именовались стожарами от слова стог. Но Стожарами
же именовались в русской традиции и Плеяды (иногда, впрочем, и Медведицы). Они
же именовались и Волосожарами. То есть огнями Волоса. А Волос-Велес —
подземно-подводная ипостась когда-то единого Бога-отца Варуны.
Кстати, в так называемом основном мифе индоевропейцев, в битве Громовержца со
Змеем, именно Волос выступает в роли Змея. Если попытаться найти место
Велеса в человеческом теле — то это, видимо, ноги, особенно
пятка. Она считается нижним Родничком или Пупком, через который
мы связаны с Богом-отцом. Не случайно в ней находилось самое
ценное место выходца из Скифии Ахиллеса. Так же не случайно Душа
прячется от страха именно туда. Душа, как и маленький ребенок, со страха бежит не в случайное место, а под защиту
отца или матери. Только тут требуется одно уточнение. На Руси считали, что у человека две души — Душа и
Жива. К Велесу то ли в ноги, то ли в
огонь бежит прятаться Жива. Все это
закономерная деталь огненного перехода, который должен в результате своего
духовного развития совершить каждый человек.
Огонь для славян действительно тесно связан с ногами. И они
находили этому языковые подтверждения. Во-первых, при чтении
слова нога наоборот получается агон(ь). Ходячий огонь. Они говорили: это вниз
идет нога, а вверх огонь. Точно так же шесты для них прямо являются
символом огненного перехода, поскольку содержат в себе и понятие шествия, и
огненности: шесток — площадка, на которой разводится огонь в печи.
Завершая на этом свой по необходимости краткий обзор древнеславянских
образов человека в его структурной сложности, добавлю следующее. Все исторические
работы, выходящие за рамки хорошо изученного последнего периода в
истории человечества, вынужденно опираются на гипотетические
допущения, что не может не являться слабостью с точки зрения
требований к научному исследованию. Но возможен ли в отношении
такой древности тот же подход, что и к истории развитых цивилизаций? Вряд ли. Что же
тогда, отбросить имеющийся в изобилии странный и заманчивый
материал и расписаться в своем бессилии понять его?
Исследователи делают все возможное, чтобы разгадать древние загадки.
Очень вероятно, что им еще не раз придется менять метод
исследования, пока результаты не станут со всей очевидностью достоверны.
Исходя из этого, я и задаю вопрос о встрече с неведомым или
даже просто основательно забытым. В состоянии ли мы понять или
даже просто узнать традицию, для которой у нас не сохранилось образов? Приведу
рассказ психолога В.Петренко об экспериментальном исследовании
дороги в Неведомое. «Если ввести испытуемого в глубокий
гипноз и дать команду выполнить какое-нибудь действие, то испытуемый, выйдя
из состояния
транса, как правило, не помнит того, что с ним было в гипнозе, но, тем не менее, выполняет инструкцию-приказ экспериментатора. Например, испытуемым внушалась необходимость совершить
некие бессмысленные действия,
например, открыть старый зонтик и пройтись с ним по комнате. Испытуемый
совершал требуемое, но при вопросе:
«а зачем он это сделал?», искренне
полагал, что по собственной
инициативе решил проверить исправность зонта
на случай дождя. Это феномен домысливания реальных мотивов собственных действий, истинная причина которых внушена испытуемому и не осознается им.
Мы в своих исследованиях также работали с постгипнотическим
внушением, исследуя его влияние на функционирование сознания
испытуемого. Так, если дать в гипнозе запрещение видеть какой-то объект,
то человек, выйдя из гипноза, действительно не будет его видеть.
Однако он не увидит не только «запрещенный объект», но и другие
связанные с ним объекты. Если запретить видеть сигареты, то человек может
не видеть
пепельницы, полной окурков, спичек, зажигалки или, что интересно, забывать ее предназначение. Зажигалку человек вертит, крутит, не понимая, что за странный
«цилиндрик»? Например, испытуемому предлагается представить «табачный
киоск». Он, сам курящий, не в состоянии представить табачный ларек. Может
визуализировать овощной ларек, киоск «Союзпечать», но не может представить себе табачный. Если сказать: «Ты можешь представить
себе киоск!», испытуемый с большим трудом что-то представляет. На вопрос: «что там продается?», он отвечает: «брелки для ключей, талончики на бензин» и т.д.
Сигареты он визуализировать не
может.
Этот эксперимент может быть иллюстрацией того, что существуют
два пласта отражения: видение и осознание. В эксперименте мы
запретили испытуемому видеть конкретного человека. Этот человек
сидел в комнате, но испытуемый вел себя так, как будто этого человека нет. Через
некоторое время этому человеку надоело «быть невидимым», он взял электрическую
бритву и стал бриться. Испытуемый буквально измучился,
пытаясь понять, откуда идет непонятный звук, так как он не видел
этого человека вместе с бритвой, а шум слышал. Но если этот «невидимый» человек
становился на пути идущего, то человек с постгипнотическим
внушением, но уже вышедший из гипноза, останавливался, впадал в транс. То есть
он видел этого человека, ведь он не пытался проходить сквозь него, он
видел его... но не осознавал».
Конечно, этот рассказ тоже не до конца корректен с точки зрения
строгих требований к описанию научного эксперимента, но весьма поучителен. Да, мы
стали современными людьми, но стали ли мы тем, что предполагалось или
предполагается? Даже если там, в начале начал, и не было никаких
сверхзнаний, а был только естественный ход эволюции, человечество десятки
тысяч лет хранило как самое сокровенное мысль об изначальном замысле.
Что понимали
они под этим, и как, из чего развилась эта идея? В любом случае, даже если нет никаких богов и пришельцев, то, что происходит сегодня, является явной
экспериментальной задачей для обезьяны, которая сидит под столбом с бананом. И кто-то навязчиво подсказывает: «Думайте, товарищ прапорщик, думайте!»
Иначе говоря, нас зачем-то поставили
в условия эксперимента. Если это не пришельцы, то, по крайней мере,
экологическое состояние Земли, которое требует: пора думать! Пора
учиться думать, пока еще есть и бананы, и
сама Земля.
Традиции Древнего Египта и Древней Руси тоже говорит о некоем первоисточнике знаний. Что может подтвердить эту мысль? То, что учения Востока и Запада совпадают по многим принципиальным вещам. Эти совпадения и дают основания считать, что был изначальный источник, прародина, откуда все народы разошлись по своим землям. Но возможен и другой взгляд. И это взгляд вполне научный. Этим изначальным источником, тем, что родило совпадения, является сама природа человека. И если ты глядишь на нее открытыми глазами, то видишь и описываешь то, что есть. А первобытные люди были примитивными. Что значит: «примитивная культура», «примитивное мышление»? Это значит, что его носитель «что видит, о том и поет». А это, в свою очередь, означает, что они пели именно то, что видели! Для нас это может означать две вещи. Во-первых, что изначальная мифология имеет под собой некую действительную основу, физически увиденную людьми той эпохи и переданную на их понятийном языке. И второе, буквальное: в народных песнях должно быть знание об истинном Пути!
Продолжение в следующем выпуске.
Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Адрес подписки |
Отписаться |
В избранное | ||