Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Признаки влияния трех гун материальной природы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Базовый курс Ведической философии

     Дорогие читатели, приветствую Вас. Сегодня мы приступаем к подробному разбору гун материальной природы. Надеюсь, это знание будет вам полезно, вы сможете точно определить, какие гуны влияют на вас и сознательно влиять на изменение положения в лучшую сторону.

     Расскажите о своих впечатлениях друзьям в группе духовного общения.

Ваша Кишори-Мурти-даси

Урок 18 - 1

ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ТРЕМЯ ГУНАМИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

Как же преодолеть влияние гун материальной природы?

     Ответ на этот вопрос дается в Шримад-Бхагаватам 11.13.1:

Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с вечной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие запредельной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости.

     В этом стихе есть несколько важных моментов:

1. Чтобы выйти из под влияния гун необходимо очистить свой разум, приобретая духовное знание.

      Это основополагающий принцип. В стихе подчеркивается то, что «три гуны связаны с материальным разумом». Разум играет очень важную роль в жизни человека, ибо решимость действовать тем или иным образом приходит из него. Он является вместилищем веры человека, а в зависимости от сформированной веры или мировоззрения, человек будет жить, и действовать под влиянием соответствующего сочетания гун и достигать соответствующего результата в жизни. Вера человека может меняться — это зависит от того, с кем он общается. Как говорится в известной пословице: «с кем поведешься, от того и наберешься». Чтобы обрести истинную веру, Веды рекомендуют нам общаться со святыми людьми, обладающими ею (ШБ 3.25.24). Такое общение пробуждает решимость двигаться по пути к освобождению от гун и достичь высшего состояния бытия, неподвластного гунам материальной природы. Поэтому, общаясь со святыми и систематически обучаясь духовной науке, каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и ее результат.

2. Освобождение от гун происходит постепенно. Сначала необходимо развить в себе качества, присущие материальной гуне благости (саттва-гуне) и так преодолеть влияние гун страсти и невежества.

     Чтобы обрести чистый разум, необходимо ограничить свое общение с низшими гунами (страстью и невежеством) и общаться только с гуной благости, ибо, находясь под влиянием низших гун, человек будет преследовать корыстные цели, а это будет осквернять его сознание и приведет к деградации. Но в гуне благости человек счастлив и потому его поступки становятся бескорыстными. Такой человек быстро очищается и обретает способность правильно выбирать то, что благоприятно для его духовного здоровья. Чтобы понять, как развить в себе влияние гуны благости, обратимся к наставлениям Кришны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам. Закон влияния гун описывается в Бхагавад-гите 14.10:

Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство.

     Таким образом, проявлениями гун можно управлять, так как с помощью одной гуны можно победить другие. Если человек сосредотачивает свое сознание на одной из гун, ее влияние сразу же увеличивается за счет уменьшения влияния двух других гун. Поэтому, если человек сосредоточится на гуне благости, она, увеличиваясь, вытеснит влияние гун невежества и страсти из его жизни.

      В Бхагавадгите Кришна описывает различные сферы жизни человека. В зависимости от того, в какой гуне протекает жизнь, человек будет достигать соответствующего ей результата. Ниже приводится таблица с описанием этих сфер жизни:

Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы

СФЕРА ЖИЗНИ
САТТВА (благость)
РАДЖАС (страсть)
ТАМАС (невежество)
Пища
(БГ17.8-10)
Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу пища.
Пища чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Является источником горя, страданий и болезней.
Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков.
Пожертвования
(БГ17.20-22)
Сделанные из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям
Совершаются в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться их плодами или же неохотно
Совершаются в нечистом месте, в неурочное время, по отношению к недостойному человеку и сделанные без должного внимания и уважения
Отношение к предписанным обязанностям
(БГ 18.7-9)
Выполняет предписанные обязанности из чувства долга, без привязанности к плодам
Отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха
Перестает выполнять свои обязанности, введенный в заблуждение
Знание
(БГ18.20-22)
Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную форму
Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа
Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представление об истине и отличающееся узостью и скудостью
Деятельность
(БГ18.23-25)
Упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами
Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго
Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам
Работник
(БГ18.26-28)
Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом и кто остается невозмутимым в успехе и неудаче
Привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям
Постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом
Разум
(БГ18.30-32)
Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению
Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного
Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути
Решимость
(БГ18.33-35)
Непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами
Побуждает человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений
Лишена рассудительности и не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии
Счастье
(БГ18.37-39)
В начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару; пробуждает человека к самоосознанию
Возникающее от соприкосновения чувств с их объектами; в начале кажется нектаром, а в конце становится подобно яду
Ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией
Следующая жизнь
(БГ14.14,15,18)
Попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов
Рождается на планете типа Земли и занимается корыстной деятельностью
Рождается среди животных или на низших (адских) планетах

     М-да-а. Есть над чем подумать :-) Это своего рода карта местности. Попробуйте оценить свое местоположение. Если оно окажется не там, где вы раньше думали, не огорчайтесь. Все поправимо. В следующих частях этого урока будет говориться о том, как гуны проникают в сознание, и что с ними делать.

Через какие же врата проникают гуны в сознание человека?


Пишите мне по адресу: eugenia108@rambler.ru

Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/philosophy.basicvedic/

Рассылки Subscribe.Ru
Дискуссионный лист
Философия Вед -- путь самосовершенствования

Архив раздела "Гносеология", а также обновляющийся с каждым уроком архив раздела "Онтология" в одном файле http://www.bakti-yoga.narod.ru/

Книги, фотогалереи, музыка, статьи, форумы, имеющие отношение к данному предмету:
   www.btswami.ru
   www.saranagati.kiev.ua
   www.ojas.by.ru
   www.krishna.org.ua
   http://ids.com.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное